Проверка предприятия после закрытия - что предпринять и как защитить себя?
199₽ VIP

• г. Оренбург

Вела предпринимательскую деятельность с 2008 года по 06.12.2013 Закрылась 06.12.2013 без всяких вопросов со стороны налоговой. Узнаю что ведется проверка за три года. Сейчас просят прийти дать объяснения по ряду вопросов. Что в этом случае делать? Я запросила письменное уведомление с вопросами. Достаточно ли будет налоговой отправить копию о закрытии ИП? И что они могут предпринять в этом случае?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ налоговому органу предоставлено право, а не обязанность проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Налоговые органы вправе производить камеральные и выездные налоговые проверки ИП после прекращения ими деятельности в качестве ИП.

Поэтому явитесь и дайте пояснения.

Спросить

Надо представить письменные объяснения по вопросам интересующим налоговый орган и при необходимости можете обжаловать его действия в судебном порядке

НК РФ

Статья 138. Порядок обжалования

1. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим "Кодексом" и соответствующим процессуальным "законодательством" Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со "статьей 101" настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

2. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим "Кодексом".

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные "пунктом 6 статьи 140" настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

3. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного "пунктом 6 статьи 140" настоящего Кодекса.

4. Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным "законодательством" Российской Федерации.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий их должностных лиц исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае обжалования акта налогового органа или действия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации.

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

6. Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.

7. Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Спросить

Если не придёте, Вас оштрафуют по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Зачем Вам эти проблемы? Придёте и скажите, что не знаете. Кто проверит?

Спросить

Здравствуйте, Галина!

Закрытие ИП не означает, что Вы сняты с учета совсем, но как физическое лицо остались. Соответственно, и лицевые счета из базы налогового органа не удалены: они там присутствуют, просто числятся сейчас за "простым" физическим лицом.

Камеральная и выездная проверка - разные формы налогового контроля. Могут провести камеральную и выездную проверки. Камеральная - это обычная проверка предоставленных деклараций. Выездная - намного глубже и шире, да и предусматривает непосредственное ознакомление с первичными регистрами бухгалтерского и налогового учета.

В силуп. 2 ст. 89 НК РФ выездная проверка может проводится не только в отношении организаций, но и физических лиц.

Пункт 11 ст. 89 НК РФ дает право на проведение выездной проверки ликвидируемого предприятия, причем закон оговаривает, что такая проверка должна быть проведена до момента ликвидации. А вот в отношении индивидуальных предпринимателей такой оговорки закон не содержит. Не запрещено.

Причина этого заключается в различии гражданско-правового статуса организации, предпринимателя и физического лица. Организация с момента своей ликвидации полностью прекращает свое существование.

Однако физические лица, независимо от того, являются они обычными гражданами либо предпринимателями, обязаны уплачивать налоги до самой смерти. Поэтому, если гражданин жив, обязанность по уплате «предпринимательских» налогов за ним сохраняется. (Это, ко всему прочему следует из положений Согласно п.п. 3) п. 3 ст. 44 НК РФ,

Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

где приведен полный и закрытый перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов) .

Таково мнение поддерживает Конституционный суд РФ (Определение от 25.01.2007 № 95-О-О) .

Далее. П. 4 ст. 89 НК РФ право налоговой инспекции проверять в ходе выездной проверки три года, предшествующие году принятия решения о ее проведении. Следовательно, налоговый орган вправе проверить физическое лицо в отношении его предпринимательской деятельности еще в течение 3-х лет со дня утраты им статуса предпринимателя.

Таким образом, налоговое законодательство предоставляет налоговому органу право проводить выездную проверку индивидуального предпринимателя после снятия его с учета в качестве ИП. Это закону не противоречит. Если статус предпринимателя прекращен в прошлом в 2013 году, то, вынося решения о проведении выездной проверки в 2014-ом, налоговая инспекция вправе проверить ИП за 2011, 2012 и 2013 годы (до момента снятия с учета) , т. е. в отношении тех периодов, когда он предпринимательскую деятельность вел.

Единственно взыскать доначисленные суммы налоговики смогут только в судебном порядке, а не в бесспорном, и рассматривать дело будет не арбитраж, а суд общей юрисдикции.

Желаю удачи

Спросить

Уважаемая Галина.

Вы сами должны быть заинтересованы в том, чтобы дать пояснения, поскольку налоговая имеет право проверить декларации, по результатам проверки доначислить налог, пеню, привлечь к ответственности. Если не сможет взыскать во внесудебном порядке, то обратится в суд общей юрисдикции, как к физическому лицу. Прекращение деятельности в качестве ИП - исключение из ЕГРИП. Обычно после подачи заявления о прекращении деятельности налоговая проверяет ИП и не исключает из ЕГРИП, пока не проведет проверку. Камеральная проверка в соответствии со ст. 88 НК РФ проводится в течение 3-х месяцев со дня поступления декларации в налоговый орган. Выездная проверка ИП - в течение 3-х лет, не считая года проведения проверки, поэтому документы по деятельности ИП должны храниться до истечения этого срока.

Приходите, поясняйте, ничего страшного нет.

Спросить