Но Минюст задает вопрос, на который сложно ответить аргументированно – кто тогда будет высшим органом управления?
Добрый день! Регистрируем Частное образовательное учреждение.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 26. Управление образовательной организацией
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Соответственно, формируем обязательные органы управления на основании закона об образовании.
Учредителем организации является физическое лицо (одно).
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании в РФ»
Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Соответственно, наш учредитель назначает в решении Директора.
Однако минюст при проведении экспертизы сообщает о необходимости формирования коллегиального органа управления в соответствии со ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией
1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:
коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;
общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
Порядок управления фондом определяется его уставом.
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)
2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
изменение устава некоммерческой организации;
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
участие в других организациях;
реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.
Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.
4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Таким образом, Минюст нам говорит о том, что избрание директора относится к исключительной компетенции коллегиального органа управления.
Между тем, п.4 указанной статьи предусматривает возможность формирования Общего собрания членов некоммерческой организации.
Исходя из изложенной статьи регистрирующий орган нам предлагает устранить проблему следующими путями:
- Формирование коллегиального высшего органа управления,
- ввод второго участника для Образования «Общего собрания»
Ни тот, ни другой выход из ситуации не представляется верным по следующим основаниям:
- если мы формируем коллегиальный орган управления, который наделяем полномочиями, указанными в ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организация», тогда получается противоречие закону «Об образовании в РФ» (т.е. директор не избирается и не назначается органами, предусмотренными ст. 51 ФЗ об образовании, следовательно, лишают права учредителя, предусмотренное законом),
- если нам необходимо ввести второго участника, тогда получается, мы лишаемся права предусмотренного ГК РФ и другим законам, которые предусматривают право на создание Образовательной организации единственному участнику.
Кроме того, если может формироваться общее собрание членов некоммерческой организации, то почему не может принимать решение единственный участник.
Более того, п. 2 ст. 28 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено:
Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией
1. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другое разграничение компетенции между органами управления некоммерческой организации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
А ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит:
Статья 26. Управление образовательной организацией
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, если вариант с созданием коллегиального органа управления противоречит ФЗ «Об образовании», остаётся вариант только вводить нового участника, чтоб все соответствовало и закону о НО и закону об Образовании. А как я уже писала, это нарушает наше право быть единственным участником.
Следовательно, думаю, что раз возможно создать Общее собрание участников и передать ему полномочия коллегиального органа, значит и единственному участнику можно передать эти полномочия по аналогии.
Но Минюст задает вопрос, на который сложно ответить аргументированно – кто тогда будет высшим органом управления? Учредитель органом не является….