Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии для газоспасателей после 17 лет работы
398₽ VIP
Работаю газоспасателем 17 лет 4 мес. В постановлении №693 от 13.08.2013 г. пункт 21,но УПФ РФ руководствуется: Положениями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года №702. Согласно постановления № 702-это сотрудники МЧС финансируемые из федерального бюджета. Также существует определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 года №551-О-П.Имею ли я право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?
Руководствуйтесь определением КС Российской Федерации от 05.02.2009 года №551-О-П.
СпроситьВ соответствии со «Списком № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР о 26.01.1991г. № 10 в разделе ХХХIII «Общие профессии» указаны следующие наименования должностей дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:
Согласно п. 4 Правил исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 (в редакции от 18.06.2007г.), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 (в редакции от 01.10.1999г.) «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Да,
СпроситьСудья Цыкалова Н.А. Дело № 33-395/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 июня 2014 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шовгуровой Т.А. и Цакировой О.В.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании дело по исковому заявлению Сангаджиева С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте о признании недействительным отказа в назначении трудовой пенсии по возрасту досрочно по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда РК от 14 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения истца Сангаджиева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГУ УПФ РФ в г. Элисте Коптева В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сангаджиев С.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. 15 июля 2013 года он обратился к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости досрочно. Комиссией ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ, что спасательные службы и отряды Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и спасательные службы субъектов Российской Федерации имеют различия в характере и в содержании профессиональной деятельности, а потому имеются различия в правилах пенсионного обеспечения сотрудников этих служб. Было установлено, что на момент обращения в пенсионный орган не включено в стаж на соответствующих работах 15 лет 01 месяц 10 дней. Истец просил признать незаконным решение указанной комиссии, включить в специальный стаж периоды работы с 01 июня 1998 года по 19 апреля 2005 года в должности спасателя, с 20 апреля 2005 года по 31 декабря 2012 года в должности старшего спасателя, с 01 января 2013 года по 10 июля 2013 года в должности начальника отделения поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по РК, обязать ГУ УПФ РФ в г. Элисте назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента первичного обращения в пенсионный орган, с 15 июля 2013 года.
В судебном заседании Сангаджиев, его представитель Орел Н.В., уточнив заявленные исковые требования, просили суд включить в специальный стаж периоды работы с 01 июля 1999 года по 30 июня 2004 года в должности спасателя Поисково-спасательной службы Министерства по делам ГО и ЧС РК, с 01 июля 2004 года по 21 декабря 2004 года в должности спасателя Группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно - пожарного центра Министерства по делам ГО и ЧС РК, с 22 декабря 2004 года по 19 апреля 2005 года в должности спасателя Группы проведения поисково-спасательных работ Спасательно - пожарного центра Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС РК, с 20 апреля 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности старшего спасателя Территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС РК, с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности старшего спасателя и с 01 января 2013 года по 10 июля 2013 года в должности начальника отделения поисково-спасательной службы Территориальной поисково-спасательной службы Главного управления МЧС России по РК, назначить досрочную трудовую пенсию с момента первичного обращения в пенсионный орган, с 15 июля 2013 года.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Элиста Коптев В.А. с доводами истца не согласился, указав, что УПФ правомерно не включило в специальный стаж истца оспариваемые периоды. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Элистинского городского суда от 14 апреля 2014 года исковые требования Сангаджиева удовлетворены частично. ГУ УПФ РФ в г. Элисте обязано включить в специальные трудовой стаж Сангаджиева С.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы в Территориальной поисково-спасательной службе Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года в должности старшего спасателя и с 01 января 2013 года по 10 июля 2013 года в должности начальника отделения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе Сангаджиев просит решение суда отменить в части отказа включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с 01 июня 1998 года по 30 июня 1999 года в должности спасатель в Поисково-спасательной службе Комитета по делам ГО и ЧС РК, с 01 июля 1999 года по 30 июня 2004 года в должности спасатель в Поисково-спасательной службе Министерства по делам ГО и ЧС РК, с 01 июля 2004 года по 21 декабря 2004 года в должности спасатель в Группе проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Министерства по делам ГО и ЧС РК, с 22 декабря 2004 года по 19 апреля 2005 года в должности спасатель в Группе проведения поисково-спасательных работ Спасательно-пожарного центра Управления по обеспечению мероприятий ГО и ЧС РК, с 20 апреля 2005 года по 31 декабря 2007 года в должности старший спасатель Территориальной поисково-спасательной службы Управления по обеспечению мероприятий ГО и ЧС РК. Удовлетворить его требования в указанной части, поскольку ссылка суда на отсутствие права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у спасателей поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации является необоснованной.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
До 01 января 2002 года право на пенсию в связи с особыми условиями труда для мужчин и женщин в возрасте 40 лет, постоянно проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, было предусмотрено п. «л» ст. 12 и ст. 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп.16 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (до 01.01.2009 г. аналогичные положения были предусмотрены пп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), вступившего в силу с 01.01.2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2002 года законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
В силу п.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 года N 702.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства, регулирующего спорное правоотношение, следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по нормам пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пользуются не все лица, осуществляющие трудовую деятельность в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, а только те, работа, которых осуществляется в названных службах, входящих в организационную структуру МЧС России.
Право указанных лиц на льготное пенсионное обеспечение основано на специфике выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокими по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований загруженностью, повышенной степени сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации и локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта РФ.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.02.2009 года N 551-О-П "По запросу Октябрьского районного суда г. Пензы о проверке конституционности пп. 7 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением", согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основано на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из ст. 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание тот факт, что в спорные периоды времени истец осуществлял трудовую деятельность в структуре учреждения ГО и ЧС субъекта РФ, оснований для включения этих периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у суда первой инстанции не имелось.
С учетом объяснений истца о том, что в оспариваемые периоды он работал в учреждениях, финансировавшихся за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в формированиях спасательной службы субъекта Российской Федерации. При таких обстоятельствах, следует признать законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у истца отсутствует требуемой продолжительности специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", у него отсутствует и право на назначение такой пенсии.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ Коптев подтвердил, что выводы суда в необжалованной части он не оспаривает.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия считает, что решение суда в пределах доводов жалобы подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда от 14 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сангаджиева С.В. без удовлетворения.
СпроситьЕСЛИ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ОТКАЗЫВАЕТ, ТО ВАМ НУЖНО ОБЖАЛОВАТЬ ОТКАЗ В СУД.
УЧИТЫВАЯ, ЧТО В РАЗЛИЧНЫХ СУДАХ СУЩЕСТВУЕТ РАЗЛИЧНАЯ ПРАКТИКА ПО АНЛОГИЧНЫМ ДЕЛАМ, ТО ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИТЬ НА ВАШ ВОПРОС СЛОЖНО.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2013 г. N 693
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ
СПАСАТЕЛЯМИ НА ПОСТОЯННОЙ ШТАТНОЙ ОСНОВЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ И УЧАСТВУЮЩИХ
В ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
21.Газоспасатель
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2002 г. N 781
О СПИСКАХ РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ
ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ
РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации:
а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 551-О-П
"По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением"
3.1. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
СпроситьИМЕЕТЕ ПРАВО НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
В составе: председательствующего Ковалева А.П.,
при секретаре Митичкине И.А.,
с участием представителя истца Алексеева А.Н. по доверенности Новикова Д.Н., представителей ответчика ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимова В.И., Корниловой О.В., представителя 3-го лица ООО «Лукойл - Волгограднефтепереработка» по доверенности Юзяк Я.В.
11 января 2012 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Александра Николаевича к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о назначении досрочной трудовой пенсии.
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда о назначении ему досрочной трудовой пенсии.
Свои требования обосновал следующим:
04.08.2011 года истец обратился в ГУ УПФ РФ по Красноармейскому району г. Волгограда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, предоставив все необходимые документы, подтверждающие его право на назначение льготной пенсии. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда ему было в этом отказано, в связи с отсутствием специального стажа. Из его специального стажа был исключен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности газоспасателя в газоспасательном отряде АООТ «Лукойл - Волгограднефтепереработка». Между тем, ДД.ММ.ГГГГ произошло переименование профессии «боец» на профессию «газоспасатель» согласно «Единого тарифно - квалификационного справочника работ и рабочих профессий». В структуре газоспасательного отряда вместо профессии «боец 1 или 2 класса» стала именоваться профессия «газоспасатель 4 или 5 разряда». Сама структурная единица газоспасательного отряда функциональных изменений не претерпела. В функции газоспасательного отряда входит выполнение аварийно - спасательных работ, выполнение газоспасательных работ, профилактическая работа по предупреждению аварий и травматизма, связанных с газовыделениями.
Считая этот отказ необоснованным, просит суд: признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об отказе Алексееву А.Н. в назначении пенсии незаконным; обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности газоспасателя в газоспасательном отряде АООТ «Лукойл - Волгограднефтепереработка» и назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Алексеева А.Н. по доверенности Новиков Д.Н. в судебном заседании доводы искового заявления полностью поддержал и просит суд удовлетворить полностью требования истца.
Представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимов В.И., Корнилова О.В. в судебном заседании иск полностью не признали, пояснив, что Алексееву А.Н. правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, решение УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда соответствует требованиям Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. 173 -ФЗ.
Период работы истца газоспасателем в газоспасательном отряде в ООО «Лукойл -Волгограднефтепереработка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж, так как в соответствии с подразделом 4 «Газоспасательная служба» раздела XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пользуются:
-командиры, заместители (помощники) командиров, инструкторы, бойцы 1 и 2 классов отряда, взвода, отделения, пункта и поста (ко, позиция 22968).
В исковом заявлении Алексеев А.Н. ссылается на Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. № 151-ФЗ. Однако, при рассмотрении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам аварийно - спасательных служб и аварийно - спасательных формирований МЧС России необходимо учитывать следующее. Должность «спасатель» в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) относится к категории специалистов. Должностные обязанности для спасателя утверждены Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993г. №84, в соответствии с которым функции спасателя предусмотрены в Единой тарифной сетке и тарифно - квалификационных характеристиках но должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных МЧС России. Должностные обязанности спасателя существенно отличаются от тарифно - квалификационных характеристик профессий рабочих газоспасательных подразделений (бойцов, газоспасателей) и других спасательных служб предприятий и организаций, которые в основном занимаются предупреждением аварий, несчастных случаев на предприятиях, контролем состояния безопасности на производстве. Поэтому, работникам других спасательных подразделений (не относящихся к аварийно - спасательным службам и профессиональным аварийно - спасательным формированиям МЧС России) право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Например, по Списку №2 (раздел XII, подраздел 4) - командиры, заместители (помощники) командиров, инструкторы, бойцы 1 и 2 классов отряда, взвода, отделения, пункта и поста газоспасательной службы в нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Списком №2 (раздел XII, подраздел 4) предусмотрены конкретные специальности и тождество между бойцом газоспасательного отряда и газоспасателем не установлено. В трудовую книжку Алексеева А.Н. внесены следующие записи: запись за № от ДД.ММ.ГГГГ - переведен газоспасателем 4 разряда в военизированный газоспасательный отряд управления промышленной безопасности и экологии (пр. 178 от ДД.ММ.ГГГГ); запись за № - ДД.ММ.ГГГГ - переведен грузчиком 1 разряда на участок № по транспортировке и погрузочно-разгрузочпым работам в цех по производству фасованных масел № (пр.994 от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, считают, что оснований для удовлетворения иска нет.
Представитель третьего лица ООО «Лукойл - Волгограднефтепереработка» по доверенности Юзяк Я.В. в судебном заседании исковые требования Алексеева А.Н. полностью поддержала, показав суду, что действительно в обществе имеется структурное подразделение - газоспасательный отряд, выполняющий функции по спасению людей, оказании помощи при авариях, отравлениях, проведению профилактических мероприятий по предупреждению взрывов, пожаров, отравлений. До 1998г. в отряде числилась должность «бойца» газоспасательного отряда, дающая право на льготное пенсионное обеспечение. Однако с 01.01.1998г. в связи с приведением должностей штатному расписанию в соответствии с классификатором, данная профессия была переименована в профессию «газоспасатель», при этом права и обязанности остались прежними.
В 2005г. ими руководству ОАО «НК Лукойл» направлялось письмо по вопросу пенсионного обеспечения газоспасателей газоспасательного отряда общества для решения вопроса об обращении в надлежащие органы для тождества профессий «боец» и «газоспасатель». Однако до настоящего времени данный вопрос так и не решен.
Считает, что газоспасатели так же имеют право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку фактически выполняют прежнюю работу по специальности «боец», указанную в Списке.
Выслушав представителя истца Алексеева А.Н. по доверенности Новикова Д.Н., представителей ответчика ГУ УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда по доверенности Герасимова В.И., Корниловой О.В., представителя 3-го лица ООО «Лукойл - Волгограднефтепереработка» по доверенности Юзяк Я.В., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 39 ч. 2 Конституции РФ, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав работников.
В соответствии со ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсия в РФ» от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 25 лет страхового стажа.
На основании ст. 27 п. 1 пп. 2 Федерального закона РФ « о трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утверждены списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 указанный Список применяется в настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда.
В соответствии со Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10), раздел Х11 в специальный трудовой стаж включается работа в должности командира, заместителя ( помощника ) командира, инструктора, бойцы 1 и 2 классов отряда, взвода, отделения и поста.
В судебном заседании установлено, что Алексеев А.Н. с 1992 г. работает на Волгоградском Нефтеперерабатывающем заводе.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.Н. работал в должности газоспасателя 4 разряда в газоспасательном отряде АООТ «Лукойл - Волгограднефтепереработка».
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и объективно подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 05 - 12).
Считая, что, работая в указанной должности, он имеет специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии, Алексеев А.Н. обратился с Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Между тем, решением ГУ-УПФ РФ в Красноармейском районе г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ Алексееву А.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, требуемого для определения права на пенсию.
При этом, в специальный трудовой стаж истца было включено 01 год 10 месяцев 10 дней, а именно:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - слесарь по ремонту технологических установок в ремонтной группе цеха очистки и приготовления товарных масел № производство регенерации растворов и масел ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка»;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аккумуляторщик ООО «Лукойл -Волгограднефтеперереботка».
Между тем, из специального трудового стажа истца был исключен период его работы газоспасателем в газоспасательном отряде в ООО «Лукойл -Волгограднефтепереработка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Основанием для отказа в назначении досрочной пенсии послужило то обстоятельство, что Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда поименованы бойцы 1 и 2 классов отряда, а должность истца поименована как «газоспасатель» (л.д. 04).
Оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их действующему законодательству, суд приходит к выводу о том, что они не основаны на законе.
Так, из Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года «Об утверждении правил подсчёта страхового стажа для установления трудовых пенсий» следует, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов.
Так, в спорный период работы в должности газоспасателя в газоспасательном отряде ООО «Лукойл-ВНП» истец занят полный рабочий день, полную рабочую неделю, что следует как из показаний представителя истца, не оспаривается представителями ответчика и подтверждается так же представителем работодателя в судебном заседании, в связи с чем, данные обстоятельства в силу положений ст. 68 ч. 2 ГПК РФ суд считает доказанными.
Согласно положению о военизированном газоспасательном отряде, утвержденного в марте 1995 г. основными задачами отряда являются проведение профилактической работы на предприятии по предупреждению взрывов, отравлений, осуществление контроля за их выполнением; спасение людей и оказание помощи пострадавшим при авариях, отравлениях; проведение работ по ликвидации аварий в газовзрывной среде ( л.д. 24-30).
В соответствии с должностной инструкцией от 23.02.1998г. и последующих инструкций аналогичного содержания, газоспасатель 4; 5 разряда военизированного газоспасательного отряда выполняет газоспасательные работы по ликвидации аварий, спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, проводит профилактические мероприятия ( л.д. 106-123)
В 1995 г. Государственной Думой РФ принят Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, который определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, отрегулировал отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации; установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
Указанным законом предусмотрено, что аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
В 1996 г. Комитетом РФ стандартизации метрологии и сертификации, Министерством труда РФ, принят Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
В указанном классификаторе отсутствует должность «бойца газоспасательного отряда, имеется должность «бойца скота».
Во исполнение указанных нормативных актов с целью приведения должностей штатного расписания общества в соответствие с требованиями классификатора с 01.01. 1998 г. профессия «боец» была переименована в «газоспасатель» ( л.д. 100-105).
Между тем, права и обязанности работников газоспасательного отряда, остались прежними, о чем свидетельствуют служебные записки начальника отдела социальных программ и и.о. заместителя главного инженера общества ( л.д. 124-129), условия работы газоспасательного отряда и его штатных единиц после переименования профессии «боец» на «газоспасатель» не изменились.
Также не изменилось пенсионное обеспечение в части досрочного назначения пенсии.
Как следует из Положений о газоспасатеном отряде ООО «Лукойл-ВНП», должностных инструкций газоспасателя за 1995, 1998, 2001,2002,2009 г. ( л.д. 24-67) основные его задачи состоят в спасении людей и оказание первой медицинской помощи пострадавшим при авариях, отравлений и несчастных случаях, требующих применение газоспасательного оснащения или аппаратуры искусственного дыхания.
Локализация и ликвидация аварий и их последствий в среде, требующей применения изолирующих средств защиты и специального оснащения.
Проведение профилактических мероприятий по предупреждению взрывов, пожаров и отравлений путем проведения плановых и внеплановых осмотров и обследований состояния опасных производственных объектов Общества.
В обязанности газоспасателя как и бойца отряда, по прежнему, входят те же обязанности по проверке, испытанию газозащитной аппаратуры, спасению людей…
Таким образом, исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что функции и задачи газоспасательного отряда не изменились. Изменения произошли только в названии должностей.
Картой аттестации рабочего места - газоспасатель ООО «Лукойл-ВНП» предусмотрено льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 по виду работ - газоспасательная служба. ( л.д. 68-70)
При этом, по мнению суда, истец постоянно был занят выполнением газоспасательных работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, спасению и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при авариях, отравлениях, несчастных случая, о чем свидетельствуют квалификационные инструкции.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствий с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституций РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовало, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В этой связи, исходя из представленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу о тождественности должностей «бойца газоспасательного отряда» и «газоспасателя газоспасательного отряда» при выполнении обязанностей, предусмотренных положением о газоспасательном отряде ООО «Лукойл-ВНП».
В связи с чем, суд считает, что отказ истцу в назначении ему пенсии не основан на законе и нарушает его конституционные права на пенсионное обеспечение.
По смыслу закона, установление льготных условий для назначения пенсии по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой работы.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в судебном заседании нашёл свое подтверждение факт того, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности газоспасателя в газоспасательном отряде АООТ «Лукойл - Волгограднефтепереработка» и характер работы был связан с тяжёлыми условиями труда, оказывающими неблагоприятные воздействия на его организм, в связи с чем, суд полагает необходимым иск Алексеева А.Н. удовлетворить, признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об отказе Алексееву А.Н. в назначении пенсии, незаконным и обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Алексеева А.Н. вышеуказанный период работы.
При включении спорного периода работы истца и включенных периодов работы истца по решению ответчика, специальный трудовой стаж истца всего составляет 6 лет 04 месяца 12 дней.
В соответствии с ч.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Судом установлено, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии 04 августа 2011г.( л.д. 82 ).
Однако, право на досрочную трудовую пенсию у истца возникло только 16 августа 2011г., то есть с момента достижения им 58 лет ( день рождения истца 16 августа 1953 г. - л.д. 13).
Таким образом, требования о назначении ему пенсии с 16 августа 2011 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алексеева Александра Николаевича к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о назначении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда об отказе Алексееву Александру Николаевичу в назначении пенсии, незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе г. Волгограда включить в специальный трудовой стаж Алексеева Александра Николаевича период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности газоспасателя в газоспасательном отряде АООТ «Лукойл - Волгограднефтепереработка» и назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонам и другими лицами, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Председательствующий А.П. Ковалев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 января 2012г.
Председательствующий А.П.Ковалев
СпроситьЮристы ОнЛайн: 97 из 47 430 Поиск Регистрация