И есть ли какая-нибудь судебная практика по этому вопросу?

• г. Хабаровск

Мой вопрос такой: по договору транспортной экспедиции клиентом экспедитору был передан груз в количестве трех мест. При приемке груза экспедитором была оформлена грузовая накладная, в которой указаны наименование грузоотправителя, грузополучателя, пункт отправления, пункт назначения, количество мест (груз к доставке принимается экспедитором в упакованном виде ("местами")), вес груза. В процессе доставки груз был утрачен. Клиент предъявляет соответствующую претензию экспедитору. Вопрос следующий: если груз принимается экспедитором без досмотра («местами»), опись вложений, находящихся в коробках, клиентом не составлялась и экспедитору при сдаче груза не представлялась, как решить вопрос возмещения реального ущерба? Ведь клиент может заявить, что в коробках, например, было дорогостоящее оборудование, и даже представит документы (счета-фактуры, товарные накладные) на это оборудование, которое клиент якобы передал экспедитору для доставки, а на самом деле в коробках были, например, канцтовары, стоимость которых на порядок ниже той суммы, которую клиент, воспользовавшись ситуацией, пытается истребовать у экспедитора. Как экспедитор может обезопасить себя от таких случаев? И есть ли какая-нибудь судебная практика по этому вопросу? Заранее спасибо за помощь.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Кстати, описанная вами модель доказывания ущерба грузоотправителем (грузополучателем) традиционна и успешна в арбитражных судах России.

Что касается средств защиты экспедитора, то рекомендую посмотреть Постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2004 г. Дело N А40/11266-04, оно, пожалуй, единственное, которое более-менее в пользу экспедиторов.

Средства защиты в этой связи, на мой взгляд, традиционные:

предварительно проверять и максимально точно фиксировать стоимость принимаемого к перевозке груза (на сколько это возможно с учетом грузопотоков);

страхование ответственности экспедитора;

страхование груза.

Спросить