Первая фраза специалиста из органов опеки была следующей: "Вы сможете доказать, что вы не препятствуете их общению"?
Бывший муж обратился в отдел опеки и попечительства с заявлением о том, что я препятствую его общению с нашими девочками-близнецами 7-ми лет.
Первая фраза специалиста из органов опеки была следующей: "Вы сможете доказать, что вы не препятствуете их общению"? Извините, но после того, как я отказала ему в том, чтобы они там оставались на ночь, т.к. у него, когда приходят наши дети собираются - брат недавно вышедший из тюрьмы и к тому-же наркоман, дедушка девочек, неоднократно направляемый на лечение в наркологическую клинику по поводу алкоголизма, сожительница моего бывшего супруга. Я ей сказала, что он сам не звонил последние 2 месяца, конфликта между нами не было, я даже думала, что он унхал, пока не получила очередные аллименты, и вдруг это его заявление в органы опеки.
Специалист из органов опеки сказала, что мне необходимо подписать это мировое соглашение, т.к. по суду он получит гораздо больше времени на общение с дочерьми. То есть она меня открыто подтолкнула к подписанию. Бывшим мужем был в заявлении обозначен следующий порядок общения с дочерьми:
1. Каждое воскресенье с 9 часов до 18 часов
2. В каникулярное время 2 дня подряд с ночевкой.
Я специалисту поястаралась объяснить, что, в воскресенье я не могу отдавать ему детей, т.к. работаю на нескольких работах (я кандидат наук, преподаю в нескольких вузах), к тому же вожу девочек на танцы 2 раза в неделю и воскресенье мой единственый совместный с ними выходной день, когда мне необхолдимо подготовить их к учебной неделе, поиграть с ниими, позаниматься, да и вообще погулять в конце концов. Я готова отдать ему все субботы с 8 часов до 15 часов и два дня в неделю с 17 часов до 20 часов. На что получила ответ специалиста: "Ваш бывший муж не может идти у вас на повуду, делать так как удобно вам, т.к. он тоже иногда работает по субботам. А тот фактор, что у него в доме неблагоприятная для детей психологическая и санитарная обстановка, ну что ж вам придется с этим мириться. Вот когда он приведет вам их покалеченными, либо грязными, либо с педикулезом, вот тогда и будете бить тревогу".
Я была буквально "загнана в угол" и подписала это мировое соглашение. Проконсультируйте меня пожалуйста по следующим вопросам:
1. Могу ли я внести изменения в существующее мировое соглашение исходя из режима дня детей и особенностей моей работы с одним выходным днем?
2. Как мне необходимо поступить, т.е. куда обратиться с тем, чтобы ограничили пребывание наших детей именно в этой обстановке.
3. Могу ли я ходатайствовать о том, чтобы в те дни когда дети у него, я могла если не присутствовать, то хотя бы видеть, в какие условия он их привел, чем кормит и не присутствуют ли при вствечах люди, оказывающие негативное психологическое воздействие на детей, тем более, что у них случаются истерики, т.к. они не хотят туда ходить, а я бесправна, что-либо сделать, чтобы защить жизнь, физическое и психическое здоровье девочек.
СПАСИБО ВАМ. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ ЗА ПОМОЩЬ.
СК РФ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья содержит важнейшие положения по выращиванию ребенка, превращения его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей. Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребенка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.
Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.
Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.
Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.
Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.
Участие в воспитании ребенка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя в CK РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился, он должен получить необходимое образование. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего основного образования, выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка. Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством.
Выбор образовательного учреждения, формы обучения для получения ребенком основного общего образования закреплены и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственной или частной школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). От выбора родителей зависит, обучаться ли ребенку в образовательном учреждении; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм образования.
Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Причем родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные средства в размере затрат на образование каждого ребенка. От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети - в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста могут иметь значение его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией.
На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Статья 65. Осуществление родительских прав
Реализация правовых норм - главное в праве. Поэтому необходимо точно оговорить все реалии прав и ограничений в законе.
Кодекс не разрешает родителю, чьи интересы противоречат интересам ребенка, быть его представителем. Это правило имеет и более широкое содержание. Невозможно осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей - определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием, которых надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Так косвенным образом утверждается приоритет его интересов.
Статья содержит более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе: причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. Внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. В категорической форме запрещаются разной степени опасности для ребенка действия родителей - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна, досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью и учитывается при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.
На родителях лежит ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. Имеются в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка.
Это может быть ответственность административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая и уголовная.
Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов и педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка. Необходимо при этом учесть мнение детей. Разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.
Все споры между родителями по вопросам воспитания детей преодолеваются, как правило, самими родителями. Когда же им не удается достичь соглашения, оба родителя (один из них) вправе обратиться за помощью в органы опеки и попечительства или в суд.
Осуществление родительских прав составляет неотъемлемую часть жизни семьи. Когда же родители почему-либо живут по разным адресам, они сами определяют, при ком из них должен проживать ребенок. Главное - с кем из родителей ребенок будет находиться постоянно. Если родителям не удается достичь соглашения на этот счет, их спор рассматривается судом. При разрешении этого спора суду предстоит определить, кому из родителей отдать предпочтение, кто из них станет непосредственным воспитателем ребенка. При этом другой родитель не утрачивает вовсе своих прав и обязанностей. Он становится обладателем права на общение с ребенком, на участие в его воспитании, образовании, т.к. сам по себе факт раздельного проживания родителей ведет к неизбежному при этом фактическому ограничению родительских прав того из родителей, который живет от ребенка отдельно.
Определение места жительства ребенка при споре может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода или после прекращения брака. Никаких временных ограничений на этот счет не существует. Если, несмотря на спор, родители продолжают жить на общей площади, разрешение спора судом лишено смысла. Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств. Поэтому суд не вправе отказать в приеме искового заявления по той причине, что в свое время такой спор уже был предметом судебного разбирательства.
Суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка. Качества матери и отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Но главное - чтобы решение суда соответствовало интересам несовершеннолетнего. Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания.
Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят таковые качества другого родителя. Если в семье несколько детей, делить их нежелательно, тем более, что они обычно привязаны друг к другу, образуют одну семью. Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие больше нуждаются в материнском уходе, подростку, как правило, больше нужны авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей. Характер работы родителей (длительные командировки, сменная работа, отсутствие свободного времени и т.п.) может затруднить семейное воспитание. Присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка, - тоже далеко не безразличный для защиты его интересов фактор. Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченности другого и качеством воспитания нет прямой зависимости.
Уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами. В качестве довода в пользу одного из родителей нередко приводят наличие у другого тяжелого психического заболевания. Когда же нет медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей, спор о месте жительства ребенка рассматривается на общих основаниях.
Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Наиболее сложная семейная ситуация у ребенка и его родителей, когда они проживают раздельно, причем тяжесть такого положения в основном падает на ребенка.
Право на общение есть и у ребенка, и у родителей. Оно служит удовлетворению жизненных потребностей как несовершеннолетних, так и взрослых членов семьи. Комментируемая статья посвящена праву на общение с ребенком родителя, который живет от него отдельно, поэтому постоянный ежедневный контакт такого родителя со своими детьми невозможен. Ребенок любого возраста должен иметь единый режим воспитания, жить сообразно сложившемуся в его семье укладу, иметь привычную среду обитания. В противном случае может пострадать его воспитание. Общение с ребенком родителя, живущего отдельно от него, предполагает существование постоянного, систематического контакта между ними, а не эпизодических неожиданных встреч. Общение должно приносить пользу ребенку, служить источником его полноценного воспитания.
Обеспечению права на общение родителя не обязательно должно предшествовать разрешение судом спора о месте жительства ребенка. Проживание ребенка с одним из родителей может быть результатом их договоренности. Если же такой договоренности нет, проживающему отдельно родителю принадлежит право выбора: ставить ли вопрос об общении или просить суд решить, с кем из родителей должен проживать ребенок.
Не менее важной формой осуществления родительских прав лицом, которое не проживает со своим ребенком, является участие в его воспитании. Предполагается использование различных способов положительного воздействия на ребенка. Для этого применяются не только личные контакты (общение), но и телефонная связь, переписка и т.п.
Общение с ребенком относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и ребенка. Поэтому СК РФ запрещает родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать его общению с другим родителем при условии, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В основе противодействия общению не должны лежать сугубо личные, продиктованные эгоистическими соображениями мотивы.
Проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.
Родителям предоставляется право заключать соглашения о порядке осуществления права на общение, где могут быть зафиксированы любые важные для сторон детали: место общения, его частота, продолжительность и т.п. В любом случае это соглашение должно быть свободно от положений, противоречащих интересам ребенка, заключено в простой письменной форме, не подлежащей нотариальному удостоверению.
При необходимости это соглашение может послужить одним из доказательств при рассмотрении судом иска об устранении препятствий к общению.
Нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя. Семейный кодекс устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. В отличие от КоБС, при наличии спора, связанного с реализацией этого права, любая из заинтересованных сторон может обратиться с иском в суд. Спор разрешается с обязательным участием органов опеки и попечительства, дающим свое заключение по поручению суда, а не по просьбе родителей.
Суд в своем решении подтверждает право на общение и одновременно определяет его форму, сообразуясь с конкретной ситуацией (возрастом ребенка, состоянием его здоровья, привязанностью к каждому из родителей и т.п.). В иске может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. Но всякий раз такой отказ нуждается в серьезном обосновании.
Судебный порядок служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Поскольку обычно противодействует другой родитель, то к нему применяются меры, обязывающие к исполнению решения суда, - денежный штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Если родитель, обязанный устранить препятствия к общению, по независящим от него причинам сделать этого не может (тяжело болен, выехал в командировку и т.п.), применение к нему мер принудительного характера откладывается.
Сознательное упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет передать несовершеннолетнего другому родителю для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание (нежелание) перейти жить к другому родителю. Только противодействия исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю.
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение интересующей его информации о ребенке из любого учреждения, где находится его ребенок, будь то общеобразовательное учреждение, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением или больница, дом инвалидов и т.п.
Информация о ребенке не должна представлять угрозы его жизни и здоровью со стороны родителя, если он, например, страдает тяжелым и опасным для окружающих психическим заболеванием, глубоким слабоумием, после возвращения из мест лишения свободы продолжает вести асоциальный образ жизни и т.п. Родитель, имеющий право на информацию о ребенке, вправе оспорить (обжаловать) в судебном порядке отказ в предоставлении ему этой информации. При этом он освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но должен доказать факт нарушения своих прав, в данном случае родительских.
Статья 73. Ограничение родительских прав
В Семейном кодексе предусматриваются все возможные меры для сохранения семьи, особенно семьи с несовершеннолетними детьми.
Естественно, что лишение родительских прав - крайняя мера, поэтому ее применение не всегда целесообразно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В таких случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них).
Эта процедура применяется в случаях, установленных ст. 73 СК, и влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 74 СК. Ограничение родительских прав применяется только к родителям и не распространяется на лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей).
Только суд может ограничить родительские права. При этом отобрание ребенка у родителей (одного из них) будет прямым следствием удовлетворения иска об ограничении этих прав.
Отобрание ребенка у родителей предполагает противодействие родителей? как активное, так и пассивное, их нежелание самим избавить своего ребенка от окружающей его опасности. Если родители бросили ребенка, скрылись в неизвестном направлении, его следует устроить как оставшегося без родительского попечения.
Нет четких границ между основаниями лишения родительских прав и судебным отобранием детей у родителей без лишения родительских прав, что затрудняет использование соответствующих статей Кодекса, мешает выбору наиболее приемлемых в каждой конкретной ситуации способов защиты прав ребенка. Этот недостаток устраняется в последнем варианте СК.
Реальная угроза - опасность оставления ребенка с родителями (одним из них) - общее основание ограничения родительских прав. Это означает, что в семье существует опасность, угроза для жизни, здоровья, воспитания ребенка.
Все это касается родителей, проживающих совместно с ребенком. Если родители и дети проживают по разным адресам либо ребенок находится вне семьи, нет оснований для применения ограничения прав.
Исключение составляют случаи, когда пусть даже кратковременное общение детей с родителями все-таки происходит (например, дети на выходные дни, каникулы приезжают из школы-интерната в родительский дом). И если даже в эти дни детям опасно оставаться с родителями, для их защиты применяются нормы ст. 73 СК.
Степень опасности не для каждого ребенка может быть одинаковой. Маленький ребенок может погибнуть, тяжело заболеть, если останется даже на короткий срок один. Для подростка, обладающего относительной самостоятельностью, наибольшую опасность обычно представляет асоциальное окружение его родителей, их стремление использовать несовершеннолетнего в достижении своих антисоциальных целей. Следовательно, характер опасности, ее значение в жизни ребенка определяются в каждом конкретном случае. И вовсе не обязательно, чтобы ее негативный результат уже наступил.
Для ограничения родительских прав достаточно самого факта существования угрозы. Но для использования ст. 73 СК необходимо установить, чем вызвана эта угроза. Если в действиях (бездействии), поступках родителей (одного из них), порождающих опасность для ребенка, вовсе нет вины (например, они вызваны тяжелым психическим расстройством, серьезным физическим дефектом), налицо все основания для ограничения родительских прав. Исключение составляют случаи, когда родители признаны судом недееспособными. В подобного рода ситуациях ребенок подлежит устройству как оставшийся без родительского попечения.
Тяжелые обстоятельства в семье - это еще одна причина возникновения опасной для ребенка обстановки (например, проживание ребенка вместе с отчимом либо другим членом семьи, страдающим хроническим алкоголизмом, который жестоко с ним обращается, чему мать противодействовать не в состоянии).
Невозможно предугадать, какие тяжелые обстоятельства могут сложиться в семье, от чего появится угроза для жизни, здоровья, воспитания ребенка. Суду всякий раз предстоит убедиться, что налицо основания для ограничения родительских прав, а СК предоставляет ему свободу в оценке сложившейся семейной ситуации с учетом интересов ребенка
Не давая исчерпывающего перечня оснований для ограничения родительских прав, СК ориентирует на выбор такого способа защиты прав ребенка и в случаях, когда почему-либо лишение родительских прав невозможно, т.к. не установлены достаточные для этого основания. Подобного рода разъяснение предназначено как для лиц, желающих выступить в роли истца, так и для суда, рассматривающего дело по существу. К этому следует добавить, что ограничение родительских прав целесообразно, если есть реальная надежда на изменение положения дел в родительской семье к лучшему.
Практика показала, что прибегать к отобранию ребенка на основании судебного решения не в его интересах, поскольку его семейно-правовой статус не отличается определенностью, что существенно затрудняет последовательную защиту его прав. Кодекс вносит полную ясность, устанавливая, что если родители (один из них) не изменят своего поведения, органы опеки и попечительства обязаны предъявить к ним иск о лишении родительских прав. При этом не имеет значения, кто предъявлял иск об ограничении родительских прав. Кроме того, выполнение такой обязанности обусловлено сроком - 6 месяцев с момента вынесения судом решения об ограничении родительских прав (т.е. со дня вступления решения суда в законную силу). Тем самым ограничение родительских прав судом стало еще одним шагом по пути укрепления правовых гарантий защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно это становится реальной мерой воздействия на родителей, которым после отобрания у них ребенка не следует чувствовать себя свободными от всех обязательств по отношению к своим детям. Ограничение родительских прав - это либо шаг к оздоровлению неблагополучной семьи, либо, наоборот, путь к полному прекращению родительских правоотношений путем лишения родительских прав со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предъявление иска об ограничении родительских прав в целях своевременного принятия мер по защите прав и интересов детей - компетенция не только органов и учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, но и близких родственников ребенка (дедушки, бабушки, братьев и сестер), дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений и др., которые соприкасаются с ребенком в его повседневной жизни, а также прокурора.
Ограничение в родительских правах касается только родителя, оставление с которым по месту их жительства опасно для ребенка. Если одновременно предъявляются требования о взыскании алиментов на содержание ребенка, истец может обратиться в суд по месту своего нахождения. Использование такой возможности обычно смысла не имеет, поскольку со всех точек зрения целесообразно рассмотрение иска по месту нахождения ребенка, которое в делах подобного рода совпадает с местом жительства ответчика.
Ограничение родительских прав есть разновидность ограничения одного из основных прав (п. 2 ст. 38 Конституции РФ) гражданина.
Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора. Другой непременный участник процесса - органы опеки и попечительства.
Вопрос о взыскании алиментов на ребенка с лиц, у которых он отобран по суду независимо от лишения родительских прав, на практике решался по-разному. CK РФ обращает внимание на позицию суда в деле по ограничению в родительских правах, который "решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка". Тем самым подчеркивается, что речь идет не об обязанности суда. Ему лишь предоставляется право решить этот вопрос применительно к данной конкретной ситуации. И главное - не оставить без внимания проблему алиментирования ребенка родителями в случае ограничения их родительских прав. Как правило, подлежащий отобранию у родителей несовершеннолетний еще не устроен, поэтому одновременно с удовлетворением исковых требований об ограничении родительских прав следует взыскать с ответчика алименты на ребенка.
Статья 74. Последствия ограничения родительских прав
Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.
Опасность, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку в конечном счете не имеет значения, каков источник ее возникновения. Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей, утрату ими права воспитывать своего ребенка лично.
Предусматривается также прекращение права на получение льгот и государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей.
Ограничиваются и права на воспитание. Родители не могут осуществлять и все те действия, которые напрямую касаются воспитания ребенка. Так, они не вправе выбирать образовательное учреждение и форму обучения своих детей, защищать их права и интересы личного характера, выступать в роли законных представителей своих детей. В статье 64 СК РФ имеется специальная оговорка: "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия". А опасность общения детей и родителей представляет собою крайний вид такого противоречия.
После отобрания ребенка у родителей ребенок попадает либо в другую семью, либо в одно из детских учреждений, и, как правило, проблемы выселения лица, чьи права ограничены, не возникает. Если же ребенок с назначенным ему опекуном продолжает оставаться в семье, где он жил раньше, опекун по мере своих возможностей защищает своего подопечного. Обязательное устройство отобранного у родителей ребенка снимает и проблему охраны его имущественных прав лицами, чьи родительские права ограничены, поскольку она целиком и полностью ложится на плечи опекуна (попечителя), приемного родителя либо детского учреждения, где находится несовершеннолетний.
Правило о содержании родителями своих несовершеннолетних детей в принципе не знает исключений. Родители должны заботиться о материальном обеспечении ребенка практически в любой, даже экстремальной ситуации. Никаких исключений на этот счет не делается, правило служит достаточной гарантией защиты прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей в результате ограничения последних в родительских правах. С другой стороны, специальное указание на то обстоятельство, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка, позволяет обеспечить его интересы, где бы он ни находился.
Сохраняются для ребенка, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также имущественные права, основанные на факте родства.
Для обеспечения прав и интересов ребенка при ограничении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства. Это имеет место и в тех случаях, когда в родительских правах ограничена одинокая мать или одинокий отец.
Если ограничен в родительских правах один из родителей, а другой родительских прав не лишен, устройство несовершеннолетнего зависит от многих обстоятельств, складывающихся в каждой конкретной ситуации. Если второй родитель продолжает заботиться о своем ребенке, нет надобности в помощи органов опеки и попечительства.
Когда же второй родитель почему-либо не может или не хочет выполнять свои родительские обязанности, возможны два варианта выхода из создавшегося положения: либо органы опеки и попечительства оказывают помощь такому родителю (например, путем устройства ребенка в одно из детских воспитательных, медицинских учреждений), либо принимают меры по защите прав и интересов ребенка как утратившего родительское попечение.
Суд в своем решении, ограничив родительские права, должен обязательно указать, что дети передаются на попечение органов опеки и попечительства. Однако никаких конкретных рекомендаций на этот счет суд давать не может, поскольку определение способов защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, входит в компетенцию органов опеки и попечительства. Если же в момент рассмотрения иска об ограничении родительских прав ребенок уже устроен, нельзя считать, что он находится в опасности. Поэтому в таких случаях нет оснований для удовлетворения заявленного иска.
Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом
Закон направлен на возможное сохранение семьи и связи родителей с детьми путем оставления некоторых контактов между ними.
Правовая связь ребенка с родителями, чьи родительские права ограничены, создает основу его контактов с ними, когда есть надежда на восстановление нормальных здоровых отношений. При этом нельзя не учитывать, что ограничение прав чаще всего связано с отсутствием вины родителя.
Условием сохранения личной связи родителя, чьи права ограничены, с несовершеннолетними детьми служит соблюдение правила: "если это не оказывает на ребенка вредного влияния". Поэтому необходимость продолжения контакта между ними во многом зависит от причин возникновения опасной для ребенка обстановки. Здесь не может быть одинакового подхода.
Когда ограничение родительских прав вызвано тяжелым психическим заболеванием родителя, то в период ремиссии его болезненного состояния имеет смысл не препятствовать его встречам с ребенком. Такие встречи могут быть кратковременными и проходить под контролем лица, заменяющего родителя.
Если послужившая причиной ограничения родительских прав опасность исходит от других членов семьи (лишенного родительских прав родителя, отчима, деда и т. п.), вряд ли стоит запрещать свидания с ребенком того родителя, который оказался не способным нейтрализовать эту опасность, устранить ее. Но само собой разумеется, что контакт с ним должен осуществляться вне стен дома, где существовала и существует угроза для несовершеннолетнего.
Контакты предполагают существование разных форм общения - от личных (разной продолжительности) встреч до кратких свиданий в присутствии педагога, воспитателя, лица, заменяющего родителей, членов его семьи, переписка с ребенком, телефонные переговоры с ним, которые помогают сохранить связь с ребенком, поддержать в нем добрые чувства к родителю, когда они есть. Со временем нить такой связи может окрепнуть и стать реальной предпосылкой устранения существовавшей в семье опасности. Таким образом, вопрос о контакте ребенка с родителями, у которых он отобран по суду, имеет глубокий психологический и педагогический подтекст. Важно, чтобы согласие на это общение дали те, кто имеет возможность оценить конкретную ситуацию, определить подлинные интересы ребенка и, что не менее существенно, воочию убедиться, что связь с родителями (одним из них) полезна или, напротив, способна принести ребенку вред.
Контакты ребенка с родителями могут происходить с согласия органа опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка, администрации учреждения, в котором находится ребенок.
При этом имеется в виду согласие одного из перечисленных лиц, осуществляющих непосредственно заботу о несовершеннолетнем. Дополнительной санкции на такое согласие со стороны органов опеки и попечительства не требуется. В ситуации, требующей квалифицированного совета, его могут дать органы опеки и попечительства.
С уважением,
СпроситьСтаврополь - онлайн услуги юристов
Как защитить свои права на общение с ребенком при нарушении мирового соглашения?
Насколько правомочно данное распоряжение, имеет ли специалист полномочия для вынесения данного распоряжения?
Как я могу доказать в суде, что мать препятствует моему общению с ребенком?

Истец требует устранения препятствий к общению с ребенком - какие могут быть последствия для ответчика?
