Проблемы с возвратом товара и сроки выплаты денег - что делать в случае отказа магазина?

• г. Москва

Уважаемые юристы в связи с полученным вчера ответом на вопрос №496957

№ вопроса: 496957

Уважаемые специалисты вопрос в следующем:10 дней назад мною был куплен в магазине мужской костюм который не подошел мне по росту. Принеся сегодня в магазин его для возврата, мне было сказано, что деньги за него я смогу получить в течении 2 недель (сославшись на 22 статью Кодекса о защите прав потребителя). Правомерен ли отказ директора выплатить мне мои деньги на месте? Где прописан механизм процедуры возврата? В некоторых магазинах говорят, что если бы вы принесли в тот же день-тогда да...

В некоторых устанавливают определенные дни для этой процедуры.

С уважением.

Вам отвечает Федоровская Наталья Руслановна, адвокат., 20 ноября 2007 г. 19:32

Уважаемый, Игорь! Ст. 22 ЗОЗПП к Вашему случаю, вообще никакого отношения не имеет.

Вы можете обменять костюм не подошедщий вам по размеру, на аналогичный, в день обращения. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ДНЕЙ СО ДНЯ ВОЗВРАТА УКАЗАННОГО ТОВАРА. (ст. 25 ЗОЗПП)

зашел в магазин и указал им на ст 25 ЗОЗПР, на что получил ответ, что срок все равно равен 10 дням на основании 22 статьи. Подскажите в этой ситуации порядок действий в отношении этого магазина по истечении 3-х дневного срока. Какие санкции возможно предпринять в их отношении?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Как видите в этой статье идет речь о товаре НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Комментарий к статье 22:

Комментируемая ст.  устанавливает единый 10-дневный срок для удовлетворения денежных требований потребителя, предусмотренных ст. 18 Закона. Сроки удовлетворения других требований предусмотрены в ст. 20 и 21 Закона.

Законом N 171-ФЗ ст.  изложена в новой редакции. Изменения, прежде всего, направлены на уточнение и конкретизацию требований, подпадающих под действие ст.  Их перечень дополнен указанием требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы и общим требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи недоброкачественного товара. В этой связи из ст.  исключено требование о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом недоброкачественного товара изготовителю). Кроме того, в перечень обязанных лиц дополнительно к продавцу (изготовителю) включены уполномоченные лица и импортеры.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 1 комментируемой ст. обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые включены в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Этот перечень включает следующие товары:

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары;

парфюмерно-косметические товары;

текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;

швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);

изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);

товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;

мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);

изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;

автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);

гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;

животные и растения;

непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Обмен может быть произведен на аналогичный товар и только у одного лица - продавца, у которого он приобретен.

Основания для обмена установлены весьма широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данный перечень оснований является исчерпывающим. Однако его обширность делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием основания для этого.

Однако отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные Законом условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек. Законом N 171-ФЗ в абз. третий п. 1 ст. 25, устанавливающий указанные условия, внесены важные дополнения: при отсутствии товарного или кассового чека достаточным и допустимым доказательством может быть иной документ, подтверждающий оплату товара, т.е. факт заключения договора купли-продажи, но даже отсутствие всех трех упомянутых документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания.

Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

В случае отказа в обмене и несогласия потребителя с этим он вправе предъявить продавцу соответствующий иск в суде.

2. Пункт 2 ст. 25 устанавливает права потребителя в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Законом N 171-ФЗ в данную норму внесены изменения: вместо права по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за товар суммы или обменять товар при первом поступлении аналогичного товара в продажу, предусмотрено право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, ПРИЧЕМ УСТАНОВЛЕН ТРЕХДНЕВНЫЙ СРОК ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТОГО ТРЕБОВАНИЯ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ СО ДНЯ ВОЗВРАТА ТОВАРА. Санкции за нарушение этого срока Законом не установлены. Однако в данном случае могут быть применены правила ст. 395 ГК РФ, предусматривающей уплату процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки. Размер процентов определяется существующей в месте жительства покупателя товара учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. При взыскании долга в судебном порядке суд может применить ставку банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Взыскание процентов в указанных размерах не препятствует взысканию убытков в части, превышающей взысканную сумму. Проценты взимаются по день уплаты долга.

Существовавшее в прежней редакции п. 2 безусловное право потребителя на обмен товара при первом поступлении аналогичного товара в продажу Законом N 171-ФЗ переведено в категорию договорных условий. При достижении сторонами соглашения об этом, продавец обязан незамедлительно (ранее срок не был установлен) известить потребителя о поступлении аналогичного товара. Представляется, что в этом случае право на обмен сохраняется в течение 14 дней с момента получения сообщения потребителем.

Течение установленного для обмена срока прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения потребителя должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, поскольку Закон не ограничивает количество таких обменов.

Если продавец не сообщит потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу в установленный срок, он вправе предъявить в суде иск о понуждении продавца обменять товар и взыскании причиненных убытков. Поскольку факт поступления товара нетрудно установить, продавцу следует строго соблюдать обязательство о незамедлительном сообщении потребителю о поступлении товара. Целесообразно сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении.

Спросить
Игорь
20.11.2007, 19:13

Основание для отказа в моментальном возврате денег за не подходящий костюм и механизм процедуры возврата

Уважаемые специалисты вопрос в следующем:10 дней назад мною был куплен в магазине мужской костюм который не подошел мне по росту. Принеся сегодня в магазин его для возврата, мне было сказано, что деньги за него я смогу получить в течении 2 недель (сославшись на 22 статью Кодекса о защите прав потребителя). Правомерен ли отказ директора выплатить мне мои деньги на месте? Где прописан механизм процедуры возврата? В некоторых магазинах говорят, что если бы вы принесли в тот же день-тогда да... В некоторых устанавливают определенные дни для этой процедуры. С уважением.
Читать ответы (1)
Васильева Надежда Евгеньевна
16.03.2012, 00:38

Право потребителя на возврат денег за отсутствующий товар

Статья 25 п.2 Закона О защите прав потребителя гласит: В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Читать ответы (1)
Дмитрий
03.12.2013, 14:10

Возможно ли вернуть холодильник в магазин и получить деньги назад, если он не подходит по размеру?

Приобрел холодильник, но когда привезли он нас не устроил по размеру и мы хотим просто вернуть его в магазин и вернуть деньги за товар, это возможно? Я вот прочитал, что в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. .считается ли,если мы хотим маленький обменять на большой, антологичным товаром?
Читать ответы (1)
Анна
29.11.2014, 19:06

Нарушение прав потребителя - магазин отказал в возврате фотоаппарата Nikon D3300

У нас такая проблема! 4 дня назат купили фотоаппарат нукон д 3300 в магазине связной в кредит! Фотоаппарат не понравися по качеству снимков, пошли в магазин хотели его ввернуть, нам сказали что технически сложные товары возврату не подлежат! А как же закон о защите прав потребителе где указанно что покупатель имеет право отказатся от товара Согласно ст. 25 ФЗ О защите прав потребителей потребитель вправе обменять товар на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течении 14 дней!
Читать ответы (2)
Юрий
27.11.2012, 16:28

Вернувшись в Ваш салон попросил вернуть деньги за модем на что мне ответили отказом!

Купил МТС модем в вашем фирменном магазине и выбрал тариф который посоветовал продавец-консультант, придя домой я обнаружил что модем не отвечает заявленным требованиям! Вернувшись в Ваш салон попросил вернуть деньги за модем на что мне ответили отказом! Аргументируясь тем что модем - это сложный бытовой товар и он обмену не подлежит. Но закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. В нем сказано, что если при эксплуатации товара выявились какие-либо недостатки, которые не оговаривались продавцом, вы имеете право расторгнуть договор купли-продажи, потребовать вернуть деньги за товар. Также вы имеете право потребовать заменить товар с перерасчетом его цены. Статьей 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества имею право вернуть товар. Т.к. 1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ). Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ). Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В общем мне товар не подошел по цвету и размерам... а менять или возвращать деньги отказываются.
Читать ответы (1)
Ирина
27.09.2017, 10:10

Отказ магазина от возврата денег за неподходящую бумагу - проблема соблюдения статьи 25

Купила бумагу для печати, хочу вернуть, в заявлении причину написала - не подошла плотность бумаги. Отказывается магазин деньги возвращать, говорит только обмен. Открываем ст. 25 2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. ВОПРОС - кто решает есть товар на обмен или нет.? мне предложили в письменном отказе обмен на бумагу с такой же плотности. Другой нет у них. Значит нет товара, или раз предложили другую, и не важно что она не подходит, то все равно обмен. .. Значит согласно ст 25 они должны деньги вернуть?
Читать ответы (1)
Андрей
02.03.2013, 20:50

Нарушение прав потребителя - как добиться возврата денег при неисправности товара

Здравтствуйте, уважаемые юристы! Я приобрел в магазине электронную книгу. На книгу был установлен гарантийный срок продолжительностью 12 месяцев. После 17 дней работы в электронной книге была обнаружена неисправность: не загружается в связи зависанием. В соответствии со ст. 18 Закона РФ О защите прав потребителей я отказался от исполнения договора купли-продажи и потребовал вернуть уплаченную за товар денежную сумму. 28.01.2013 г. я направил в адрес продавца соответствующую претензию и сдал товар на проверку. В претензии я просил провести проверку товара с моим участием в соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей». Через день представитель продавца позвонил мне и предложили мне прийти для возврата денежных средств Когда я явился в магазин, представитель магазина и сервисного центра продемонстрировали мне, что товар исправен, что дефекты устранены. Информация, которая хранилась на электронной книге была полностью удалена. Продавец отказал мне в возврате денежных средств. В соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе сам выбрать в случае неисправности товара какое требование направить продавцу. Я просил продавца вернуть деньги, о чем указывал в претензии, которая была адресована продавцу. Продавец деньги не вернул, тем самым нарушил мое право. Как потребителю в данной ситуации добиться возврата денег?
Читать ответы (1)
Ирина
27.07.2015, 14:32

Потребитель не может вернуть шубу после покупки на ярмарке, несмотря на права, предусмотренные законом о защите прав потребителей

25.07.2015 г. моей мамой на шубной ярмарке была приобретена шуба. Дома, оказалось, что шуба не очень хорошо сидит на фигуре и не подходит длина изделия. На чеке предприятия, где было приобретено изделие, на товарном чеке есть фраза, что в течении 2-х недель я могу вернуть изделие. Но по факту мне было отказано. По закону прав потребителей, ст. 25, ч. 2 я имею право получить свои деньги, но по факту мне отказано (27.07.15 г. я звонила по указанному телефону). Мне сообщили, что ярмарка уже закрыта и возврат денег не возможен. Статьей 25, ч. 2 предусмотрено: «В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.» Как вернуть деньги?
Читать ответы (4)
Алена
04.02.2010, 19:59

Закон о защите прав потребителей на вашей стороне - история женщины, которая борется за обмен пижамы, которую ей подарили

Произошла такая ситуация: Мой молодой человек, решил сделать мне подарок. Подарил пижаму, (больше выглядит как спортивный костюм) не зная моего размера, спросил можно ли в случае если не подойдет, обменять на другой размер! Продавец сообщила что можно, но если только сегодня!. Но так как я работаю допоздна, соответственно сделать это не получилось. Покупка состоялась 01.02.2010, сегодня 04.02.2010 придя в магазин, я попросила вернуть мне деньги за товар, так как он не подошел по размеру. На что мне было сказано что этот товар, обмену и возврату не подлежит. Я знаю этот Закон о защите прав потребителей Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества 1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации Товары входящие в перечень не подлежащих обмену или возврату: Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно - носочные) Могу ли я все таки рассчитывать на возврат или обмен товара, ссылаясь на то что этот товар покупал человек не знающий моего размера?
Читать ответы (1)
Екатерина
21.02.2013, 14:13

Отказ в возврате свадебного платья - какие действия можно предпринять?

Вопрос про свадебные платья! Купили свадебное платье за 1 неделю до свадьбы (9 февраля). 15 февраля обратились в салон с просьбой вернуть деньги за платье! Оно очень нравится, но со стороны жениха нам уже подарили платье. Написали заявление на возврат, но причину возврата указали: хотим вернуть деньги за товар, потому что другое платье уже подарили перед свадьбой. Оно же подошло и нравится, но мы не можем его оставить, родственники жениха обидятся! В возврате нам отказали. Дали такой ответ: Уважаемая Лариса Ахмедовна! Благодарим Вас за обращение наш салон. В ответ на ваше заявление от 15 февраля 2013 года хотим Вам сообщить, что вернуть товар, купленный в свадебном салоне «Karamel» 09 февраля 2013 года, не представляется возможным. В своем заявлении Вы указали, что причиной для возврата товара в магазин послужил тот факт, что другое свадебное платье Вам подарили перед свадьбой родственники, а ранее купленное в салоне «Karamel», соответственно, стало не нужным. Согласно гражданскому законодательству (ст.502 ГК РФ и статье 25 Закона О защите прав потребителей) потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Иных причин обмена законодательство РФ не предусматривает. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. А также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного товара надлежащего качества, о его поступлении в продажу. При обращении потребитель должен указать причины, по которым он желает заменить товар, а также указать, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с товаром. Если на день обращения потребителя товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор и получить назад уплаченную за него сумму либо ждать поступления в магазин аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя. Можно ли еще что-нибудь сделать?
Читать ответы (1)