Проблемы с возвратом товара и сроки выплаты денег - что делать в случае отказа магазина?
Уважаемые юристы в связи с полученным вчера ответом на вопрос №496957
№ вопроса: 496957
Уважаемые специалисты вопрос в следующем:10 дней назад мною был куплен в магазине мужской костюм который не подошел мне по росту. Принеся сегодня в магазин его для возврата, мне было сказано, что деньги за него я смогу получить в течении 2 недель (сославшись на 22 статью Кодекса о защите прав потребителя). Правомерен ли отказ директора выплатить мне мои деньги на месте? Где прописан механизм процедуры возврата? В некоторых магазинах говорят, что если бы вы принесли в тот же день-тогда да...
В некоторых устанавливают определенные дни для этой процедуры.
С уважением.
Вам отвечает Федоровская Наталья Руслановна, адвокат., 20 ноября 2007 г. 19:32
Уважаемый, Игорь! Ст. 22 ЗОЗПП к Вашему случаю, вообще никакого отношения не имеет.
Вы можете обменять костюм не подошедщий вам по размеру, на аналогичный, в день обращения. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ДНЕЙ СО ДНЯ ВОЗВРАТА УКАЗАННОГО ТОВАРА. (ст. 25 ЗОЗПП)
зашел в магазин и указал им на ст 25 ЗОЗПР, на что получил ответ, что срок все равно равен 10 дням на основании 22 статьи. Подскажите в этой ситуации порядок действий в отношении этого магазина по истечении 3-х дневного срока. Какие санкции возможно предпринять в их отношении?
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Как видите в этой статье идет речь о товаре НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
Комментарий к статье 22:
Комментируемая ст. устанавливает единый 10-дневный срок для удовлетворения денежных требований потребителя, предусмотренных ст. 18 Закона. Сроки удовлетворения других требований предусмотрены в ст. 20 и 21 Закона.
Законом N 171-ФЗ ст. изложена в новой редакции. Изменения, прежде всего, направлены на уточнение и конкретизацию требований, подпадающих под действие ст. Их перечень дополнен указанием требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы и общим требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи недоброкачественного товара. В этой связи из ст. исключено требование о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом недоброкачественного товара изготовителю). Кроме того, в перечень обязанных лиц дополнительно к продавцу (изготовителю) включены уполномоченные лица и импортеры.
Комментарий к статье 25
1. В соответствии с п. 1 комментируемой ст. обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые включены в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Этот перечень включает следующие товары:
товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;
предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары;
парфюмерно-косметические товары;
текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж;
швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные);
изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов);
товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);
гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
животные и растения;
непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Обмен может быть произведен на аналогичный товар и только у одного лица - продавца, у которого он приобретен.
Основания для обмена установлены весьма широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данный перечень оснований является исчерпывающим. Однако его обширность делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием основания для этого.
Однако отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные Законом условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек. Законом N 171-ФЗ в абз. третий п. 1 ст. 25, устанавливающий указанные условия, внесены важные дополнения: при отсутствии товарного или кассового чека достаточным и допустимым доказательством может быть иной документ, подтверждающий оплату товара, т.е. факт заключения договора купли-продажи, но даже отсутствие всех трех упомянутых документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.
В случае отказа в обмене и несогласия потребителя с этим он вправе предъявить продавцу соответствующий иск в суде.
2. Пункт 2 ст. 25 устанавливает права потребителя в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Законом N 171-ФЗ в данную норму внесены изменения: вместо права по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за товар суммы или обменять товар при первом поступлении аналогичного товара в продажу, предусмотрено право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, ПРИЧЕМ УСТАНОВЛЕН ТРЕХДНЕВНЫЙ СРОК ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТОГО ТРЕБОВАНИЯ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ СО ДНЯ ВОЗВРАТА ТОВАРА. Санкции за нарушение этого срока Законом не установлены. Однако в данном случае могут быть применены правила ст. 395 ГК РФ, предусматривающей уплату процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки. Размер процентов определяется существующей в месте жительства покупателя товара учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. При взыскании долга в судебном порядке суд может применить ставку банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Взыскание процентов в указанных размерах не препятствует взысканию убытков в части, превышающей взысканную сумму. Проценты взимаются по день уплаты долга.
Существовавшее в прежней редакции п. 2 безусловное право потребителя на обмен товара при первом поступлении аналогичного товара в продажу Законом N 171-ФЗ переведено в категорию договорных условий. При достижении сторонами соглашения об этом, продавец обязан незамедлительно (ранее срок не был установлен) известить потребителя о поступлении аналогичного товара. Представляется, что в этом случае право на обмен сохраняется в течение 14 дней с момента получения сообщения потребителем.
Течение установленного для обмена срока прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения потребителя должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, поскольку Закон не ограничивает количество таких обменов.
Если продавец не сообщит потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу в установленный срок, он вправе предъявить в суде иск о понуждении продавца обменять товар и взыскании причиненных убытков. Поскольку факт поступления товара нетрудно установить, продавцу следует строго соблюдать обязательство о незамедлительном сообщении потребителю о поступлении товара. Целесообразно сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении.
СпроситьПраво потребителя на возврат денег за отсутствующий товар
