Какие документы должен предоставить беженец из Украины при трудоустройстве в ООО? Как Мун. органы контролируют этот процесс?
Какие документы должен предоставить беженец из Украины при трудоустройстве в ООО? Как мун. органы контролируют этот процесс?
Данный вопрос очень хорошо освещен в статье Суверневой А.И. "Разъяснения Минтруда и Минобрнауки о трудоустройстве беженцев
("Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 9)
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНТРУДА И МИНОБРНАУКИ
О ТРУДОУСТРОЙСТВЕ БЕЖЕНЦЕВ
Вот дословно текст статьи:
Не секрет, что на Украине до сих пор идут военные операции. И люди - мирное население - бегут из своей родной страны, чтобы просто остаться в живых. Россия принимает беженцев с Украины и пытается поддержать их, предоставляя жилье (пусть и временное) и помогая с трудоустройством. Отметим, что украинцы могут работать на территории России только после получения разрешения на работу. Минобрнауки совместно с Минтрудом в Письме от 08.08.2014 N НТ-865/08 разъяснили отдельные вопросы трудоустройства граждан Украины, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию нашей страны в поисках временного убежища.
Вместо предисловия
Прежде чем рассматривать особенности трудоустройства с учетом рекомендаций Роструда и Минобрнауки, необходимо понять, кто считается беженцем. Итак, согласно ст. 1 Закона N 4528-1 беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
--------------------------------
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
Статус беженца подтверждается удостоверением по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356, и именно оно является документом, удостоверяющим личность беженца. Выдается такое удостоверение только лицам, достигшим 18 лет. Сведения о несовершеннолетних беженцах заносятся в удостоверение одного из родителей (опекуна).
Права беженцев определены ст. 8 Закона N 4528-1 и среди них названы права на:
- медицинскую и лекарственную помощь;
- получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве;
- работу по найму или предпринимательскую деятельность;
- социальную защиту, в том числе социальное обеспечение.
Особенности приема на работу
Разрешение на работу. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). На основании ст. 13 данного Закона работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на это, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу. Однако получать такое разрешение не нужно (п. п. 11, 12 ч. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ) лицам:
- признанным беженцами на территории РФ - до утраты ими данного статуса;
- получившим временное убежище на территории РФ - до утраты ими временного убежища или лишения их статуса беженца.
Таким образом, беженцы из Украины, имеющие удостоверение, подтверждающее данный статус, могут не получать разрешение на работу, а работодатель не может требовать такое разрешение для трудоустройства.
Документы при приеме на работу. Согласно ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового
права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Как и российские граждане, беженцы из Украины должны представить определенные документы при приеме на работу. Перечень таких документов определен ст. 65 ТК РФ. Рассмотрим некоторые из них.
Поскольку удостоверение беженца является удостоверением личности гражданина Украины на территории РФ, при приеме на работу он должен предъявить именно его. Если беженец получит гражданство РФ, то при трудоустройстве он, конечно, уже представляет паспорт.
К сведению. Работодатель не имеет права вести иностранные трудовые книжки, поэтому при приеме беженца на работу необходимо завести новую трудовую книжку по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", и все записи о работе делать именно в ней. Вместе с тем стоит учитывать, что если беженец предъявит при трудоустройстве трудовую книжку образца, утвержденного Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", работодатель обязан продолжать вести именно ее.
Еще один обязательный документ - документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, если работа требует специальных знаний или подготовки. И, естественно, основная масса беженцев представит дипломы или свидетельства об образовании, полученном на территории Украины.
Минтруд и Минобрнауки разъяснили, что в части, касающейся признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться Письмом Рособрнадзора от 01.04.2014 N 01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, регулируются ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
В силу ч. 2 и 3 ст. 107 Закона об образовании в России признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров РФ, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также полученные в иностранных образовательных организациях, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 N 1694-р.
Обладателям иностранного образования или иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические или профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования или квалификации, полученных в России, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.
В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие Международные договоры о взаимном признании:
- Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);
- Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);
- Протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26.05.2000 (Киев, 28.01.2003);
- Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (Харьков, 21.06.2002).
В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.
Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 107 Закона об образовании иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не попадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391.
Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям требуется при трудоустройстве на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Так, согласно ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Обратите внимание! Граждане Украины при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении последнего по реабилитирующим основаниям.
Согласно Административному регламенту МВД по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденному Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121, по заявлениям граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории России выдается органами внутренних дел.
Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "ГИАЦ МВД России") или информационных центрах территориальных органов МВД на региональном уровне (далее - ИЦ). При необходимости получения дополнительной информации в иных органах, организациях и учреждениях срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования беженцы предъявить не могут, поэтому его должен оформить работодатель. Так, в силу абз. 1 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В заключение
Как мы видим, Правительство РФ и различные ведомства пытаются облегчить положение беженцев из Украины - организовывают ярмарки вакансий, устанавливают особенности приема на работу и разъясняют положения российского законодательства применительно к гражданам Украины. Прием на работу беженцев значительно проще приема на работу иностранного гражданина, поэтому совет - не бойтесь принимать их на работу.
А.И.Сувернева
Эксперт журнала
"Отдел кадров
коммерческой организации"
Подписано в печать
28.08.2014
Спросить