Ставка налога на имущество физических лиц - противоречия решений и права налоговой в 2006 году.
₽ VIP

• г. Ставрополь

Имею в собственности 2 жилых дома, оценочная стоимость 246864 руб. и 393061 руб, помогите разобраться, пожалуйста, по какой ставке я должна была уплатить налог на имущество в 2006 году, если Налоговым Кодексом РФ предусмотрено, что ставки налога устанавливаются в пределах от 0,1 до 2 процентов в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, но конкретные ставки устанавливают органы местного самоуправления. В нашем городе Городскойинвента совет постановил-цитирую:"Установить ставки налога на имущество физ. лиц от инвентаризационной ст-ти в след. Размерах: до 300 т.р-0,099%,от 300 до 500 т. р-0,19%, свыше 500 т.р - 1%". В данном решении не предусмотрено, что должна быть суммарная инвентаризационная стоимость. В 2008 году налоговая пересчитывает мне налог за 2005, 2006 и 2007 год и присылает требование об уплате налога от суммарной стоимости по ставке 1%.Это вышла очень большая сумма денег, которую надо заплатить в течении 20 дней. Права ли налоговая? В 2005 году, также, не было в Решении совета предусмотрено, что ставка налога зависит от суммарной стоимости, просто было написано от "инвентаризационоой ст-ти", а в 2007 году, уже в Решении Городского Слвета было указано, что ставка устанавливается в зависимости от суммарной стоимости объектов. Очень прошу, помогите разобраться! Да, еще я нашла Письмо ФНС России от 30.01.2007 № ШТ-6-21/54@, в котором в конце написано, что "налоговые органы при определении ставок налога на имущество физ. лиц должны руководствоваться нормативным актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества", Имее ли это письмо юридическую силу? В этом письме еще ини ссылаются на решение Верховного Суда РФ от 27,12,2001 № ГКПИ 01-1816. Заранее благодарна за ответ.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Судя по тексту вопроса, ситуация действительно повторяет разобранную в указанном постановлении ВС РФ. И именно на постановление ВС РФ (приведенный в нем второй пример расчетов), а также на письмо можете ссылаться, утверждая, что органы местного самоуправления в 2006г. устанавливали именно группы объектов, для которых определены указанные ставки.

"Решение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2001 г. N ГКПИ01-1816

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.

при секретаре Кузнецовой Е.Ю.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц", установил:

Гинзбург И.И. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что положения оспариваемого пункта Инструкции не соответствуют нормам Налогового кодекса РФ, Закону РФ "О налогах на имущество физических лиц" и нарушают его конституционные права.

Считает, что содержащиеся положения в указанном пункте Инструкции противоречат основным принципам Налогового кодекса РФ о равенстве налогообложения и ставят в неравное положение налогоплательщиков при исчислении налога, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости.

В судебном заседании представитель Гинзбурга И.И. - Иорданская Е.О. жалобу поддержала.

Представители заинтересованных лиц МНС РФ - Дятлова Е.В. и Кулагин А.Б., Минюста РФ - Ермакова Л.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что абзацы 2 и 3 пункта 13 оспариваемой Инструкции соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, во исполнение Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Министерством РФ по налогам и сборам 2 ноября 1999 г. была принята Инструкция N 54 по применению названного выше Закона, в соответствии с пунктом 13 которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляются на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Абзацем 2 данного пункта предусматривается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, в абзаце 3 этого же пункта указывается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов (далее Инструкция).

По утверждению представителей заинтересованных лиц, положения оспариваемых абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции лишь разъясняют порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения, и потому не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков, изменять содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Данная Инструкция принята Министерством РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции и ее положения прав налогоплательщиков не нарушают.

Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение в судебном заседании и представителем заявителя.

Анализ содержания положений абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции и положений Закона РФ "О ставках налога на имущество физических лиц" также свидетельствует о их соответствии требованиям названного Закона.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ не находит каких-либо правовых оснований для признания недействительными оспариваемых абзацев п. 13 указанной Инструкции.

Довод заявителя Гинзбурга И.И. о том, что положения абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции нарушают его конституционные права и ставят в неравное положение налогоплательщиков при уплате налогов, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на неправильном понимании их содержания.

Согласно ст. 53 Налогового кодекса ст.ст. 5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Пунктом 1 статьи 3 Закона установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Согласно Закону ставки налога устанавливаются в следующих пределах.

Стоимость имущества Ставка налога

до 300 тыс. рублей до 0,1 процента

от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей от 0,1 до 0,3 процента

свыше 500 тыс. рублей от 0,3 до 2,0 процента

Из этого следует, что представительные органы местного самоуправления нормативными правовыми актами могут установить единую ставку налога на строения, помещения и сооружения либо могут определить дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, от типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих) и по иным критериям.

Ввиду наличия закрепленного Законом (статья 3) права представительных органов местного самоуправления определять нормативными правовыми актами единые ставки или дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев налога на имущество с физических лиц, пунктом 13 Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления.

Так, абзацем вторым пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Например, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры (несколько строений, помещений и сооружений) на территории г. Москвы:

инвентаризационная стоимость 1-й квартиры - 250 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 2-й квартиры - 250 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 3-й квартиры - 450 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 4-й квартиры - 600 000 руб.

В соответствии со статьей 1 "Ставка налога на строения, помещения и сооружения" Закона г. Москвы от 21.02.96 г. N 5 "О ставках налога на имущество физических лиц" ставка налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливается в размере 0,1 процента от инвентаризационной стоимости (т.е. представительным органом установлена единая ставка налога на имущество физических лиц независимо от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев).

Согласно положениям абзаца второго пункта 13 Инструкции, расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:

1. Суммируются инвентаризационные стоимости всех этих объектов:

250 000 руб. + 250 000 руб. + 450 000 руб. + 600 000 руб. = 1 550 000 руб.

2. Исчисление налога:

1 550 000 руб. х 0,1% = 1550 руб.

Этой же позиции при определении размера налога со строений, принадлежащих гражданам, придерживается фактически и сам заявитель.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 13 Инструкции соответствуют статье 3 Кодекса, статье 2, пункту 1 статьи 3 Закона, пункту 2, абзацу 1 пункта 3 раздела 1 Инструкции, и не ставят в неравное положение налогоплательщиков, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости, и, соответственно, не нарушают конституционные права заявителя.

Абзацем третьим пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Например, как это установлено по месту жительства заявителя, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры на территории г. Санкт-Петербурга, той же стоимости.

В соответствии со статьей 7 "Ставка налога на имущество с физических лиц" Закона г. Санкт-Петербурга от 30.12.99 г. N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливаются в 2001 году в следующих размерах:

Стоимость имущества Ставка налога

до 300 тыс. руб. 0,1 процента

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. 0,3 процента

свыше 500 тыс. руб. 2,0 процента

(т.е. представительным органом установлена дифференциация ставок в установленных Законом пределах в зависимости от стоимости).

Согласно положениям абзаца третьего пункта 13 Инструкции, расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:

1. Исчисление суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов:

250 000 руб. + 250 000 руб. = 500 000 руб.

450 000 руб.

600 000 руб.

2. Исчисление налогов:

500 000 руб. х 0,1% = 500 руб.

450 000 руб. х 0,3% = 1350 руб.

600 000 руб. х 2% = 12 000 руб.

3. Определяется общая сумма налога:

500 руб. + 1350 руб. + 12 000 руб. = 13 850 руб.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что положения оспариваемых абзацев п. 13 Инструкции требованиям Закона не противоречат и прав заявителя, по сравнению с Законом не ущемляют.

То обстоятельство, что местными налоговыми органами, как утверждает заявитель, при исчислении налога со строений суммируется их инвентарная стоимость без учета их типов (суммироваться могут только строения одного типа, в том числе и по их инвентарной стоимости, как это следует из приведенного выше примера) не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого пункта Инструкции, поскольку неправильное его применение должностными лицами налоговых органов не может служить основанием для этого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

жалобу Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда РФ Ю.Д.Редченко"

Спросить
Ольга Пучкова
16.02.2009, 22:08

Толкование правовой нормы и исковая давность в налоговом споре - вопросы и ответы.

У меня следующая ситуация: в 2008 году налоговая инспекция делает перерасчет налога на имущество физ. лиц за 2005, 2006 гг. Ставки налога утверждены Решениями Городского совета в 2002 г и в 2005 г зависимости от стоимости имущества, а инспекция начисляет налог от суммарной стоимости имущества. После моего обращения в инспекцию с просьбой о пересчете налога, мне было отказано. Инспекция в 2008 году послала запрос в Городской Совет о толковании и применении нормативных актов и председатель Горсовета разъяснил, что исчисление налога в 2005 г и 2006 г следует производить исходя из суммарной стоимости имущества, в противовес принятым и официально опубликованным Решениям. Инспекция пояснила мне в письменном виде, что Горсовет имеет право на аутентичное толкование и что своим ответом Горсовет уточнил текстуальное содержание правовой нормы. В связи с этим у меня два вопроса. Имеет ли право Горсовет толковать свои Решения абсолютно не так как они были приняты, ведь в тексте Решений не было термина "суммарная инвентаризационная стоимость"? Не истек ли срок исковой давности по налогу за 2005 год, если налог взыскан в течении 2008 года не был и инспекция подала иск в суд в январе 2009 г, а инспекция утверждает, что налог за 2005 г был пересчитан в 2008 г и поэтому срок не истек, тогда как, согласно п 10 ст 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физ. лиц" лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за 3 предыдущих года? Заранее благодарю за ответы.
Читать ответы (3)
Надежда
18.09.2006, 16:14

Если существует значит я не должна уплачивать налог на имущество за 2001, 2002, 2003 годы?

Налоговая прислала квитанции об уплате налога на имущество за 5 лет 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 годы 1. Существует исковая давность по налогам? Если существует значит я не должна уплачивать налог на имущество за 2001, 2002, 2003 годы? 2. У песионеров есть льгота по налогу на имущество?
Читать ответы (1)
Виктор
14.05.2008, 00:42

Налоговая инспекция требует перерасчета транспортного налога за 2004-2005 годы - что делать, если нет документов об оплате?

Из налоговой инспекции получили уведомление об уплате транспортного налога. Помимо начисления текущих платежей за 2007-2008 годы был произведен некий перерасчет транспортного налога за 2004-2005 год за транспортное средство, бывшее в нашей собственности до 2006 года. Мотивируют это тем. что в 2004-2005 годах ИФНС еще не рассылыла уведомление налогоплательщикам, а в 2008 году с выходом некого закона они решили наверстать упущенное по расценкам и ставкам 2008 года, Если в 2004-2005 годах ставка налога по НК РФ для данного транспортного средства была равна 5 рублей за лс,,то расчетсейчас берется ставка 8.5 руб. Но приэтом в 2004-2005 мы выплачивали налог через сберкассу и без документов об оплате прохождение техосмотра в ГАИ было невозможно. Однако квитанции не сохранились. Правы ли они в своих требованиях?
Читать ответы (1)
Ирина
06.09.2010, 14:35

То есть о неуплате налогов в 2004, 2003, 2002 и 2001 годы можно просто напросто забыть?

Скажите пожалуйста, срок давности по статье 199 ч 2-10 лет? А за какой срок ОБЭП сможет проверить финансовые документы компании, получив так называемый тревожный звонок, только за последние шесть лет 2010, 2009, 2008, 2007, 2006 и 2005 годы? То есть о неуплате налогов в 2004, 2003, 2002 и 2001 годы можно просто напросто забыть?
Читать ответы (2)
Александра
04.03.2010, 13:43

Почему налоговая делает перерасчет за несколько прошлых лет, несмотря на полную оплату и продажу объектов?

На каком основании мне налоговая делает перерасчет в 2009 году об уплате налога на имущество за 2005, 2006, 2007 и 2008 года включительно. Хотя налог на имущество за прошедший период был полностью оплачен, и более того, два объекта в октябре 2006 года были проданы?
Читать ответы (1)
Цапенко Наталья Александровна
25.01.2010, 12:32

Право на налоговый вычет при покупке квартиры - каково решение налоговой инспекции?

Имею ли я право на имущественный налоговый вычет путем возврата излишне уплаченного налога за 2006, 2007, 2008 годы при покупке квартиры. Акт приема-передачи квартиры оформлен в ноябре 2009 года. Дом сдан в эксплуатацию 30 января 2008 года. Деньги за квартиру оплачены в 2004, 2005 годах. Налоговые декларации за 2006, 2007, 2008 годы подала в октябре 2009 года. В налоговой испекции отказали, мотивируя тем, что право на налоговый вычет появилось после оформления акта приема-передачи (в ноябре 2009 года), то есть с 2009 года. А в мае 2009 года я вышла на пенсию. Согласно инвестиционному договору дом должны были сдать во 2 квартале 2006 года. С уважением Цапенко Н.А.
Читать ответы (1)
Наташа
04.04.2011, 08:36

Исчисление налога на имущество физических лиц за 2010 год

Помогите, пожалуйста, разобраться в вопросе порядка исчисления налога на имущество физических лиц за 2010 год. От Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области получено налоговое уведомление с квитанцией для оплаты налога на имущество физических лиц за 2010 год по налоговой ставке 1% (налоговая база 674 903,96). Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, в пределах, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». РЕШЕНИЕМ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БАЛАШЕЙКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 23 октября 2009 г. № 44 установлены следующие ставки: +---+++ ¦ № ¦Инвентаризационная стоимость имущества, ¦Ставка налога,¦ ¦п/п¦ (тыс. руб.) ¦ % ¦ +---+++ ¦ 1 ¦До 300 тысяч рублей ¦ 0,1 ¦ +---+++ ¦ 2 ¦От 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей ¦ 0,3 ¦ +---+++ ¦ 3 ¦От 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей ¦ 1 ¦ +---+++ Внесённые Федеральным законом 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ изменения в Закон РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 года. Изменения, касаются уточнения пределов ставок налога на имущество: до 300 000 (включительно) 0,09% от 300 000 до 400 000 (включительно) 0,1% свыше 400 000 до 500 000 (включительно) 0,29% свыше 500 000 до 800 000 (включительно) 0,3% свыше 800 000 до 2 000 000 (включительно) 0,4%
Читать ответы (3)
Владимир
14.02.2010, 14:47

В 2004 году мной по договору ипотеки приобретена в собственность квартира (стоимость 840000 рублей).

В 2004 году мной по договору ипотеки приобретена в собственность квартира (стоимость 840000 рублей). Пользуясь налоговым вычетом на стоимость квартиры и уплаченных процентов мной подавались декларации в налоговую инспекцию за 2004, 2005, 2006 и 2007 года. За 2008 год я декларацию подать не успел. Сейчас занимаюсь оформлением декларации за 2009 год. Вопрос: могу ли я в декларацию 3-НДФЛ включить расходы за 2008 год или мне надо офомлять две декларации - отдельно за 2008 и 2009 годы? С уважением. Владимр.
Читать ответы (1)