Неприятный сюрприз для семьи из Ингушетии - остались без льгот на коммунальные услуги?
398₽ VIP

• г. Назрань

Мы с семьей (я, отец, брат с невесткой) проживаем в сельской местности. Невестка наша работает в сельской школе учителем. До сих пор мы не платили за коммунальные услуги, поскольку была льгота 100%. Сегодня к нам пришли контролеры и заявили, что у нас многотысячный долг за газ, что льготы сельским работникам якобы отменили. Правда ли это? Проживаем мы в Республике Ингушетия. И сопутствующии вопросы - правда ли что абонент сам обязан приобретатьсчетчики и устанвливать их, менять на новые модели по требованию поставщика услуг? Какие документы должны предъявлять проверяющие, обязаны ли они предоставлять документы типа постановлений, решений, которые подтверждают отмену льготы, если таковая имела место? Спасибо.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Да

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо от 8 апреля 2014 г. N 138-АС и в пределах компетенции сообщает.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..." (далее также - Правила), определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон об энергосбережении) был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Разъясняем, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы указанных организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

При установке приборов учета с предоставлением рассрочки расходы организации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки. Данные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В случае предоставления рассрочки указанные расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами - собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами - собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Директор Департамента

жилищно-коммунального хозяйства,

энергосбережения и повышения

энергоэффективности

М.А.САНДАЛОВ

Обратитесь в жилищную комиссию

Жилищная комиссия (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом, осуществляющим полномочия по рассмотрению обращений граждан и организаций по жилищным вопросам.

2. В своей деятельности Жилищная комиссия руководствуется Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Законом региона «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма»,

Спросить

Да, они обязаны предоставить эту информацию в соответствии со ст.10 Закона о защите прав потребителей.

Спросить

Добрый день!

Не совсем так. Вы можете обратиться с заявлением в Суд.

Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации . Общий срок исковой давности

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Начало течения срока исковой давности 1. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. 2. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. 3. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Спросить

В некоторых муниципалитетах льготы заменены учителям денежными компенсациями.

Пока Вам не показали документы об отмене льгот у Вас, ничего и никому не платите.

Пусть идут в суд и там доказывают свои убытки согласно ст. 15 ГК РФ, причинённые им по Вашей личной вине.

Ст. 1064 ГК РФ указывает: "Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине."

Спросить
Это лучший ответ

ЭТО ЛЬГОТА СУЩЕСТВУЕТ И В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. С 2010 ГОДА ЛЬГОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ. ДЛЯ ЭТОГО ПОДАЕТСЯ ЗАЯВЛЕНИЕ И ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

ЕСЛИ ВЫ ПОДАВАЛИ ТАКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ, ТО ЛЬГОТА У ВАС ДОЛЖНА БЫТЬ. (ЕСЛИ ЛЬГОТА НЕ ОФОРМЛЕНА ВЫ ПРАВЕ ЕЕ ОФОРМИТЬ)

ЧТО КАСАЕТСЯ РАЗМЕРА ДОЛГА, ТО ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ЕГО ОБОСНОВАНИЕ С УЧЕТОМ 3 ЛЕТНЕГО СРОКА ДАВНОСТИ. - СТ. 196 ГК РФ. ПРИ НЕСОГЛАСИИ С РАСЧЕТОМ ДОЛГ МОГУТ ВЗЫСКАТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СУД. В СУДЕ ВЫ ВПРАВЕ ЗАЯВИТЬ О ПРОПУСКЕ СРОКА ДАВНОСТИ ПО СТ. 199 ГК РФ И О НАЛИЧИИ ПРАВА НА ЛЬГОТУ.

СЧЕТЧИКИ АБОНЕНТ ПРИОБРЕТАЕТ ЗА СВОЙ СЧЕТ, БЕЗ СЧЕТЧИКОВ ОПЛАТА БУДЕТ ПО НОРМАТИВАМ. ОТМЕНЫ ЛЬГОТ НЕ БЫЛО В 2010 ГОДУ ИЗМЕНЕНА ФОРМА ЛЬГОТЫ С НАТУРАЛЬНОЙ НА ДЕНЕЖНУЮ КОМПЕНСАЦИИ, У ПОСТАВЩИКА УСЛУГ НЕТ ОБЯЗАННОСТИ УВЕДОМЛЯТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 31 декабря 2004 года N 41-РЗ

О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности

2. Для педагогических работников образовательных организаций Республики Ингушетия и образовательных организаций муниципальных образований Республики Ингушетия, работающих и проживающих в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления.

Статья 2. Категории квалифицированных специалистов, на которых распространяется действие настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории специалистов, работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа): педагогические работники образовательных учреждений, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, специалисты, работающие в сфере социального обслуживания населения, специалисты государственной ветеринарной службы.

2. Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи: супруг, супруга, дети, родители супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 4. Порядок финансового обеспечения расходов, предусмотренных мерами социальной поддержки

Финансовое обеспечение мер социальной поддержки, предусмотренных в статье 3 настоящего Закона, производится из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Объем бюджетных расходов по предоставлению этих мер социальной поддержки определяется исходя из:

числа лиц, имеющих право на социальную поддержу;

действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

объема потребляемой электроэнергии в пределах, утвержденных Правительством Республики Ингушетия, нормативов потребления;

занимаемой площади жилья в пределах утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемой площади);

объема потребляемого газа на отопление жилой площади, рассчитанного исходя из нормы расхода газа на 1 квадратный метр жилой площади и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемой площади).

Порядок финансирования расходов, ведение учета и отчетности указанных средств определяется Правительством Республики Ингушетия.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2011 года N 346

О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат

(Изменения:

2. Назначение осуществляется на основании личного заявления, подаваемого по месту жительства в структурные подразделения Министерства финансов Республики Ингушетия - городские и районные отделы по расчету субсидий и компенсационных выплат (далее - отделы субсидий) гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка. (в ред. Постановления Правительства РИ от 29.10.2013 N 231 НГР ru06000201300298)

3. Граждане, имеющие право на получение соответствующих мер социальной поддержки, производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, предусмотренном нормативным правовым актом о ее предоставлении. (в ред. Постановления Правительства РИ от 29.10.2013 N 231 НГР ru06000201300298)

5. Отделы субсидий заключают с поставщиками коммунальных услуг соглашения о предоставлении сведений об объемах поставляемых коммунальных услуг, о нормативах потребления коммунальных услуг, о тарифах на коммунальные услуги и другой необходимой информации для осуществления ежемесячной денежной выплаты. (в ред. Постановления Правительства РИ от 29.10.2013 N 231 НГР ru06000201300298)

6. Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) представляется вместе с паспортом гражданина Российской Федерации и документом, удостоверяющим право гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. (в ред. Постановления Правительства РИ от 29.10.2013 N 231 НГР ru06000201300298)

12. При совместном проживании по одному адресу двух и более граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначение и выплата производится каждому из них, при этом начисление ежемесячной денежной выплаты второму и последующему гражданину производится с учетом выплаченной суммы первому гражданину.

Постановление №6-П от 26.12.2013г. по делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346

30.12.13 10:33

Именем Республики Ингушетия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

по делу о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346, в связи с жалобой Региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии»

город Магас 26 декабря 2013 года

Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева, И.М. Евлоева,

с участием:

представителей Региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии» З.М. Дзейтовой, Б.А. Хаутиева,

представителей Народного Собрания Республики Ингушетия З.С. Хаутиева, Ф.М. Евкуровой,

полномочного представителя Главы Республики Ингушетия М.А. Горчханова,

полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия М.А. Гагиева,

руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 34, 92-96 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции Закона Республики Ингушетия от 6 июня 2013 года №9-РЗ) и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346 (в редакции Постановления Правительства Республики Ингушетия от 29 октября 2013 года №231).

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемые заявителем положения нормативных актов Республики Ингушетия.

Заслушав сообщение судьи-докладчика И.М. Евлоева, объяснения представителей Региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии» З.М. Дзейтовой, Б.А. Хаутиева, представителя Народного Собрания Республики Ингушетия З.С. Хаутиева, полномочного представителя Главы Республики Ингушетия М.А. Горчханова, полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия М.А. Гагиева, выступления приглашенных в заседание представителей: от прокуратуры Республики Ингушетия – Л.Б. Гамурзиевой, Б.М. Арсамакова, от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия – Г.А. Ахриева, от Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия – И.И. Оздоева, от Министерства финансов Республики Ингушетия – И.М. Бештоева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия

установил:

1. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции Закона Республики Ингушетия от 6 июня 2013 года №9-РЗ) для педагогических работников образовательных организаций Республики Ингушетия и образовательных организаций муниципальных образований Республики Ингушетия, работающих и проживающих в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, а также определяет условия и правила предоставления этой выплаты.

1.1. Региональная общественная организация «Ассоциация учителей Ингушетии», оспаривающая конституционность названных положений нормативных правовых актов, является некоммерческим общественным объединением, созданным в целях совместной деятельности для защиты общих интересов. Члены этого объединения и иные учителя, работающие и проживающие в сельской местности, отстаивание интересов которых является одной из уставных задач Региональной общественной организации «Ассоциация учителей Ингушетии», являются получателями мер социальной поддержки, предусмотренных оспариваемыми нормативными положениями.

Из жалобы и представленных материалов следует, что педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения осуществляется, исходя из положений оспариваемых нормативных правовых актов, не в полном объеме. Вследствие этого поставщики коммунальных услуг предъявляют им требования по оплате коммунальных услуг на значительные суммы, тогда как, по мнению заявителя, федеральное законодательство полностью освобождает эту категорию лиц от внесения коммунальных платежей.

Нарушение частью 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» и Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346, конституционных прав учителей заявитель усматривает в том, что положения названных нормативных правовых актов, не устанавливая порядок и размер возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, создают пробел в правовом регулировании, и в правоприменительной практике это приводит к предоставлению указанных мер социальной поддержки в неполном объеме, чем нарушается принцип правовой определенности.

1.2. Как следует из статей 70, 92 и 93 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия», Конституционный Суд Республики Ингушетия по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле заявителя, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм; при принятии решения Конституционный Суд Республики Ингушетия не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.

Согласно статье 92 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» правом обращения в Конституционный Суд Республики Ингушетия с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают также объединения граждан.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу являются положения части 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» и Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346, как устанавливающие порядок и размер возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, которые по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, служат основанием для предоставления указанной категории граждан мер социальной поддержки в неполном объеме.

2. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 3 Конституции Республики Ингушетия закрепляет в качестве высшей цели государства обеспечение каждому человеку достойной жизни. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 17). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 38). При этом Конституция Республики Ингушетия, определяя направления социальной политики Республики Ингушетия, не устанавливает конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления отдельным категориям граждан. Определение порядка и условий реализации гражданами права на социальную защиту, включая социальное обеспечение, относится к полномочиям законодателя.

Исходя из указанных конституционных положений, Российская Федерация и Республика Ингушетия обязаны разрабатывать и осуществлять необходимые меры по жизнеобеспечению граждан в определенных законом случаях. Такой подход в полной мере согласуется с нормами международного права, в частности, положениями Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 11 которого признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и устанавливает обязанность государств принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

3. Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в части 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право педагогических работников, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Право на бесплатное жилье с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам сельских школ нормативными актами СССР и было обусловлено необходимостью стимулирования привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных педагогических работников в условиях массового оттока кадров в город.

В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» для учителей сельских школ были установлены льготы, включая бесплатное предоставление им жилого помещения (квартиры) с отоплением и освещением в сельской местности. В последующем эта норма была воспроизведена в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 4 мая 1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразователь-ных школ в сельской местности».

Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года также закрепляла право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Положения, касающиеся предоставления льгот педагогическим работникам, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании», абзац третий пункта 5 статьи 55 которого предусматривал право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Закрепленное перечисленными нормативными актами право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» указанная мера социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением была заменена на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом статья 3 данного Федерального закона предусмотрела, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.

Частью 2 статьи 7 Конституции Республики Ингушетия установлено, что Конституция Республики Ингушетия, законы Республики Ингушетия, иные нормативные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Республики Ингушетия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Таким образом, положения законов и иных нормативных правовых актов Республики Ингушетия, устанавливающие меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, не могут противоречить вышеуказанным нормам федерального законодательства, и, следовательно, ограничивать предоставление мер социальной поддержки этой категории лиц нормативами потребления коммунальных услуг и площадью занимаемого жилья.

4. Во исполнение предписаний перечисленных федеральных законов Народным Собранием Республики Ингушетия принят Закон Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности», которым установлены соответствующие меры социальной поддержки для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. Статья 3 Закона в первоначальной редакции устанавливала, что меры социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, предоставляются исходя из нормативов, установленных Правительством Республики Ингушетия, в пределах утвержденных нормативов потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Однако решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 31 января 2006 года, уточненным Верховным Судом Российской Федерации, данное законоположение в части слов «согласно нормативам, установленным Правительством Республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья», признано недействующим в отношении педагогических работников образовательных учреждений.

Закон Республики Ингушетия от 21 октября 2009 года №45-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» предусмотрел, что для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки предоставляются без ограничений, связанных со временем года, нормативами потребления и площадью занимаемого жилья.

Законом Республики Ингушетия от 29 марта 2010 №17-РЗ льгота заменена на денежную выплату. При этом закреплено, что для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки предоставляются в денежном выражении, предусматривающем стопроцентное возмещение расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и газоснабжение. Следовательно, в период с 1 января 2010 года по 25 июня 2013 года на основании указанной нормы республиканского закона педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, были полностью освобождены от внесения платежей за электроснабжение и газоснабжение независимо от целей потребления этих коммунальных услуг.

Закон Республики Ингушетия от 6 июня 2013 года №9-РЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Ингушетия» изложил статью 3 в новой редакции, установив для педагогических работников образовательных организаций Республики Ингушетия и образовательных организаций муниципальных образований Республики Ингушетия, работающих и проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления. Данная норма не устанавливает каких-либо ограничений по объему компенсируемых расходов, в отличие от части 1 той же статьи, в соответствии с которой для остальных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, компенсация осуществляется в пределах стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, законодатель ясно и недвусмысленно установил обязанность государства компенсировать указанной категории лиц расходы на оплату жилых помещений, освещения и отопления в полном объеме. Такое правовое регулирование, закрепляющее конкретную меру социальной поддержки педагогических работников в виде компенсации их расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления, не противоречит нормам Конституции Республики Ингушетия.

5. Часть 3 статьи 3 Закона Республики Ингушетия «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» предусматривает, что установленная данным законом мера социальной поддержки предоставляется в форме ежемесячных денежных компенсаций в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе и педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Порядок), утвержден Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346. В соответствии с пунктом 1 Порядка компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Согласно пункту 4 Порядка (в редакции Постановления Правительства Республики Ингушетия от 29 октября 2013 года №231) размер ежемесячной денежной выплаты определяется индивидуально каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, предусмотренном нормативным правовым актом о ее предоставлении. То есть данная норма при ее применении в отношении педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, фактически отсылает к положениям Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ, не определяя, каким образом рассчитывается размер компенсации.

5.1. Как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», так и действующая редакция Закона Республики Ингушетия «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» предусматривают предоставление педагогическим работникам компенсации на оплату расходов на освещение и отопление, а не на электроснабжение и газоснабжение (за исключением периода действия нормы республиканского закона в редакции Закона от 29 марта 2010 №17-РЗ, предусматривавшей стопроцентное возмещение расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и газоснабжение).

В заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия установлено, что фактическое предоставление компенсации осуществляется на основании действующих нормативов потребления коммунальных услуг. Вместе с тем, реальное определение объема потребленных коммунальных услуг на цели отопления и освещения без применения нормативов потребления возможно только при наличии отдельных приборов учета, позволяющих разделить потребление электроэнергии на освещение и на иные нужды, а также разделить потребление газа в отопительный период - на отопление и иные нужды. В отсутствие таких приборов учета не представляется возможным произвести отдельный расчет расходов на оплату коммунальных услуг для целей отопления и освещения.

Выделение расходов на отопление и освещение из общих расходов на газоснабжение в отопительный период и электроснабжение, с учетом нормативов потребления на эти цели, ведет к ограничению прав педагогических работников, поскольку в случае осуществления ими расходов, которые подлежат компенсации, в большем объеме, нежели это предусмотрено нормативами, такие расходы будут компенсироваться не полностью.

Между тем, исходя из положений Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ (часть 2 статьи 153) и от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ (статья 3) переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению компенсаций не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, то есть соответствующие компенсации подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения, и не могут быть ограничены нормативами потребления коммунальных услуг или социальной нормой площади жилья. Соответствующая правовая позиция неоднократно сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации (Определения от 08.02.2007 №322-О-П, от 04.12.2007 №959-О-О, от 02.04.2009 №553-О-П).

5.2. Порядок регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, реабилитированным лицам и иным категориям), в отношении которых законодательством установлен различный объем мер социальной поддержки. При этом указанный нормативный акт устанавливает единые правила для предоставления компенсаций всем перечисленным категориям, без учета различий между ними. В частности, не определен порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, с учетом установленной законодательством специфики оказания мер поддержки этой категории граждан, в том числе недопустимости ограничения размера предоставляемой компенсации стандартами социальной нормы площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.

Положения данного нормативного акта не устанавливают, каким образом должен рассчитываться размер ежемесячной денежной выплаты: производится ли расчет и выплата компенсации по факту представления потребителем сведений о фактически произведенных расходах на основании данных приборов учета, или исходя из нормативов потребления с возможностью последующей корректировки в случае представления потребителем данных о превышении объема фактического потребления над расчетным, либо в ином порядке.

Порядок не содержит прозрачный и понятный механизм определения размера компенсации расходов, который позволял бы правоприменителям предоставлять педагогическим работникам надлежащим образом меру социальной поддержки. Об этом свидетельствуют и выявившиеся в ходе судебного разбирательства существенные различия в толковании данного нормативного акта сторонами и иными участниками процесса.

Между тем, содержание нормативных правовых актов должно отвечать общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, основанному на конституционном принципе равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия). Такое равенство может быть обеспечено только при условии единообразного толкования и применения правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу и, как следствие, нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.

Как отметил Конституционный Суд Республики Ингушетия в Постановлении от 17 мая 2012 года №3-П, отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма предоставления меры социальной поддержки создает неопределенность в вопросе о способе реализации соответствующего права. В результате этого ставится под вопрос сама возможность реализации гражданами предоставляемого им права, чем нарушается гарантированное статьей 38 (часть 1) Конституции Республики Ингушетия право каждого на социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Республики Ингушетия не соответствует требованиям статьи 18 (часть 1) и 38 (часть 1) Конституции Республики Ингушетия, основанным на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 68, статьями 69-71, 75, 96 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия», Конституционный Суд Республики Ингушетия

постановил:

1. Признать часть 2 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №41-РЗ «О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности» не противоречащей Конституции Республики Ингушетия, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования это положение не предполагает снижение мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и предусматривает компенсацию их расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления в полном объеме.

2. Признать Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 октября 2011 года №346 (в редакции Постановления Правительства Республики Ингушетия от 29 октября 2013 года №231), не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 18 (часть 1) и 38 (часть 1) во взаимосвязи со статьей 7 (часть 2), в той мере, в какой им не предусматривается ясный и недвусмысленный механизм определения размера компенсации расходов педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на оплату жилых помещений, освещения и отопления.

3. Правительству Республики Ингушетия надлежит - в соответствии с требованиями Конституции Республики Ингушетия и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Республики Ингушетия, изложенными в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на уточнение правил предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, освещения и отопления педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, включая установление порядка определения размера этой компенсации, не допускающего ее ограничение нормативами потребления коммунальных услуг и социальной нормой площади жилья.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия «О Конституционном Суде Республики Ингушетия» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Постановление должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Ингушетия и на официальном сайте Конституционного Суда Республики Ингушетия в сети Интернет

(www.ks-ri.ru).

Председатель А.К.Гагиев

Судьи И.Б.Доскиев И.М.Евлоев

№ 6-П

Спросить

Да, в случае отмены льгот обслуживающая компания обязана предоставить Вам соответствующую информацию. В противном случае у Вас нет никаких оснований для оплаты услуг.

Что касается установки счетчиков, то Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 установлена обязанность управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК осуществить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета без взимания платы с потребителя.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Екатерина
24.01.2017, 15:08

Льготы для ветерана боевых действий при оплате услуг ЖКХ - что входит и на что распространяется

Мой отец ветеран боевых действий. Подскажите пожалуйста существуют ли льготы для ветерана боевых действий при оплате услуг ЖКХ, что входит в эту льготу. На какие услуги распространяется эта льгота (коммунальные услуги, газ, вода и др.)
Читать ответы (1)
Ирина Алексеевна
10.03.2016, 19:03

Необходимость компенсации за прекращение выплаты льготных услуг после получения постоянной прописки в сельской местности

Я с 2002 года проживаю в сельской местности и работаю учителем в школе, имела временную прописку по месту проживания и работы до 29 августа 2015 года. Но 05.08.2014 получила постоянную прописку по месту работу и проживанию. Ксерокопию прописки я передала специалистам по социальной защите населения, приехавшим в наше село. С 1 сентября 2015 мне перестали выплачивать льготы по оплате коммунальных услуг (за электрическую энергию и газ) педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Меня об этом в известность не поставили, не уведомили о том, что меня сняли со льгот. Должны ли мне выплатить компенсацию за данный промежуток времени? Ведь я платила за коммунальные услуги, э/энергию, уголь свои деньги.
Читать ответы (2)
Марина
29.09.2004, 10:44

Сейчас говорят, что льготу местные власти отменили.

Моя мама пенсионерка, проживает в сельской местности. Работала учителем. У нее льгота по оплате отопления (за газ платило районо). Сейчас говорят, что льготу местные власти отменили. Так ли это? Спасибо.
Читать ответы (1)
Любовь
18.08.2016, 10:56

Отказ в льготах на оплату коммунальных услуг пенсионеру из-за смены места жительства - правомерный ли отказ?

Я пенсионер неработающий, стаж работы учителем в сельской местности 30 лет. На прежнем месте жительства в ХМАО получала льготы на оплату коммунальных услуг. Сейчас переехала в Республику Крым, в этой льготе мне отказали, т.к. на 31 декабря 2014 года я не была прописано в Республике Крым. Правы ли они. Спасибо.
Читать ответы (1)
Ирина
09.05.2016, 06:23

Пенсионер-педагог, проработавший в сельской местности, должен иметь льготы после переезда на юг?

Я работала на севере в сельской местности педагогом в детском саду и имела льготу за коммунальные услуги (отопление и освещение). За 2 года до пенсии переехала в город, где таких льгот нет. Получив пенсию переехала жить на юг в сельскую местность. Льготы, как пенсионеру-педагогу, отработавшему в сельской местности больше 10 лет должны быть?
Читать ответы (5)
Ольга
22.02.2017, 21:01

Восстановление прав на льготы - отказ в продлении после смены места работы

Помогите разьяснить ситуацию. Я отработала учителем в сельской школе 19 лет и рока работала пользовалась лготами по комунальным услугам (которые предоставляются учителям сельской местности). 4 года назад я поменяла место работы (сельскую школу на школу военного городка) и мне отказали в продлении льгот по свету и газу. Проживаю и прописана в сельской местности. В данный момент работаю учителем в школе военного городка. Общий стаж работы учителем 26 лет. Хотя у коллеги такая же ситуация, но ей не отказаны эти льготы. Т.к.учитель отработавший 10 лет в сельской местности и проживающий в ней пользуется этими льготами пожизненно. Помогите, как востановить свои права на льготы?
Читать ответы (1)
Марина
28.09.2004, 15:04

Ведь если льготу отменили должны были предупредить, а не присылать сразу увитанцию на оплату с большой задолженностью.

Моя мама работала в школе в сельской местности, где сейчас и проживает. У нее была льгота по оплате отопления. Сейчас ее застовляют платить за газ (отопление). Говорят, что местные власти эту льготу отменили. Так ли это? Ведь если льготу отменили должны были предупредить, а не присылать сразу увитанцию на оплату с большой задолженностью. Спасибо.
Читать ответы (1)
Галина
26.01.2017, 17:16

Сельским педагогам в Крыму отказывают в льготах после выхода на пенсию - мои 32 года работы не учитываются

Я-учитель сельской местности со стажем работы 32 года. Вышла на пенсию в 2015 году Оформила льготу на коммунальные услуги (100% скидка). Сейчас в 2017 году мне сообщили, что льготы сельским педагогам будут сниматься, так как у меня нет стажа 3 лет в Республике Крым в сельской местности. Ссылаются на п.3 ст.6 Закона Республики Крым № 35-ЗРК/2014. Мне как педагогу обидно, проработала в сельской местности в КРЫМУ, на одном месте, не видела ни мужа, ни детей, всю себя отдавала школе и вот получите: льгот не положено. Помогите разобраться, очень прошу.
Читать ответы (1)
Ирина
10.12.2016, 09:50

Льгота на газ учителей в сельской местности будет сокращена, что делать?

Я работаю учителем в сельской местности, у нас льгота на газ была 100%, сейчас говорят, что эту льготу поменяют и учителям оставят только какую то часть. Правда ли это? И что можно сделать, чтобы оставалось как было? Правильно ли описала вопрос, не знаю? Но заранее, спасибо.
Читать ответы (2)