Внесение изменений в проект и разрешение на строительство - решение судебных споров с соседями
Получено разрешение на строительство, но здание построено чуть меньше размером, т.к. не попадало в градостроительный план. Благодаря хорошим соседям назначена судебная экспертиза проекта. Соседи оспаривают разрешение на строительство. Можем ли мы внести изменения в проект и в разрешение на строительство. И как прекратить этот уже никому ненужный кроме соседей суд.
Консультация заочно без анализа документов невозможна. настоятельно рекомендую обратиться к юристу очно.
СпроситьСосед разрушил 1/2 часть целого здания. При этом затронул конструкции моей части. Суд принял решение: ответчикам разработать в составе проекта на строительство нового здания проект восстановления моей стены, который должен соответствовать градостроительным нормам. Сосед разработал такой проект. Я показал его тому же эксперту, который по определению суда проводил экспертизу ущерба. Эксперт выдал заключение о несоответствии проекта градостроительным нормам по многим показателям. Судебный пристав говорит, что это заключение не имеет юридической силы. Являюсь ли я созаказчиком этого проекта в части, касающейся моей стены? Как добиться, чтобы сделали проект удовлетворяющий градостроительным нормам?
необходимо составить письменную претензию исполнителю проекта, с указанием требований.
если не будут имсправлять - обращаться в суд с иском об обязании к исполнению решения суда.
СпроситьУважаемая Жанна! Не совсем понятно, что у Вас произошло в суде. Если Вы ставили вопрос о возмещении ущерба, то причём тут решение об обязании ответчика «разработать какой-то проект». Если стоял вопрос об обязании ответчика отремонтировать стену, то суд, восстанавливая Ваше нарушенное право, должен был в рамках процесса получить заключение строительного эксперта с чёткими и ясными предписаниями, каким конкретно образом и какими методами восстановить разрушенную стену так, чтобы это соответствовало строительным нормам. Судебное решение должно быть исполнимым, а судебный пристав-исполнитель должен проследить, чтобы строительные работы были выполнены в соответствии с предписаниями суда. Из текста Вашего вопроса, на сколько я смог его понять, создалось ощущение, что решение суда в том виде, как оно получилось, неисполнимо.
СпроситьУважаемая Жанна! По смыслу того, что Вы мне сообщаете, у меня не остаётся иного предложения, кроме как обжаловать решение суда по основанию его невыполнимости и просить вернуть дело на новое рассмотрение.
СпроситьМне не дают разрешение на строительство гостевого дома говорят нужна экспертиза проекта а у меня земля населенные пункты, разрешённый вид строительства гостевого дома и в кадастре и в договоре так пишется градостроительный план есть проект тоже что делать?
тоже что делать?Проводить экспертизу проекта, требование это вполне законно. При положительном решении можете строить данный объект.Спросить
Имеется проект на здание, земля в аренде, если получить разрешение на строительство объекта по одному проекту а строить по другому и своевременно вносить изменения в существующий проект или полностью его переработать.
Как поступить, сразу переработать проект или можно его изменить на стадии строительства? Площадь и объем здания немного изменится, за предельные границы не выходим, назначение объекта не меняется.
Изменяется в основном только конструктив, был металлический каркас с сэндвич панелями - по проекту, а станет железобетонный с железобетонными панелями.
Времени нет на переработку проекта, необходимо начинать стройку.
Если вы будете строить по другому проекту то это будет считаться самовольной постройкой ст222 ГК РФ Потом будут проблемы с узакониванием здания
СпроситьПочему нельзя переработать проект в части конструктива на стадии строительства с внесением соответствующих изменений в проект и уведомлением органа выдавшего разрешение об изменении проекта
СпроситьМеняйте без проблем... Вам необходимо уведомить орган выдавший разрешение на строительство об изменении проекта, приложить новый проект к уведомлению. После этого вам должны выдать новое разрешение на строительство с внесёнными изменениями, даже если первый проект на два этажа, а потом вы передумали и стали стоить один, в этом ничего противозаконного нет! Самовольная постройка это когда вообще нет разрешения на строительство...
СпроситьЕсли Вас не затруднит не могли бы Вы сослаться на документ или на судебную практику для борьбы с администрацией.
СпроситьСтатья 51. Разрешение на строительство
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 51]
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
1) утратил силу;
2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр;
3) объекта использования атомной энергии - уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
3.1) объекта космической инфраструктуры - Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";
4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
5) утратил силу;
6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5.1. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.
6. Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта - на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
7.2. Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
8. Утратил силу.
9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
9.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
9.2. Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.
21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.
21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.
21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.
21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство.
21.10. Лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" с указанием реквизитов:
1) правоустанавливающих документов на такие земельные участки в случае, указанном в части 21.5 настоящей статьи;
2) решения об образовании земельных участков в случаях, предусмотренных частями 21.6 и 21.7 настоящей статьи, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
3) градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи;
4) решения о предоставлении права пользования недрами и решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами в случае, предусмотренном частью 21.9 настоящей статьи.
21.11. Лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, вправе одновременно с уведомлением о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка представить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" копии документов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи.
21.12. В случае, если документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, не представлены заявителем, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязаны запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.
21.13. В случае, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.
21.14. В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство.
21.15. Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи;
2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.
21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:
1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение;
2) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения земельного участка, действие разрешения на строительство на котором прекращено или в разрешение на строительство на котором внесено изменение;
3) застройщика в случае внесения изменений в разрешение на строительство.
22. Утратил силу.
23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
СпроситьКак получить разрешение на строительство уже построенного жб каркаса здания. Земля в собственности, проект, экспертиза проекта в наличии. Администрация предлагает снести строение после чего выдаст разрешение.
Возможно Вам необходимо будет узаканивать строение через суд . Обращайтесь. Помогу.
СпроситьЗдание уже построено строительной организацией по договору строительного подряда. Проект на здание есть. Земля под зданием в собственности у того же физ. лица, на которое будет оформлено здание. И здание, и земля находятся в черте города. Разрешения на строительство нет. С двух сторон от участка есть соседи. Нужно ли разрешение (согласие) от соседей о том, что они не возражают против строительства и в какой форме. Каковы дальнейшие действия для оформления данного здания в собственность?
Нужно оформить в кадастровой палате кадастровый паспорт и план здания и подать документы на регистрацию в Росреестр. Согласия соседей не нужно, так как это на Вашем участке.
СпроситьПрепятствия в строительстве автомойки с кафе - шансы на получение разрешения ввода в эксплуатацию
В 2011 г. получил разрешение на строительства автомойки с кафе. В ходе строительства, выяснилось, что в проекте не было запроектировано вентиляциеонная камера, т.к. здание было 2-ух этажным проектная документация не проходила гос. экспертизы. В ходе строительства согласовал в админитрации города новый эскизный проект с тех. этажем высотой 2.20, поменял градостроительный план этажность до 3-х этажей. Выехала комиссия на место отказало о вводе в эксплуатациЮ, посоветовали сделать экспертизу о соответствии СНИПАМ нормам и правил получить пожарное заключение и заключение от экологов и обратиться в суд. Мною все заключения были получены. Скажите пожалуйста каковы шансы получения разрешения ввода в эксплуатацию данного здания.
В судебном порядке обжалуйте отказ. Если все было согласовано, то должны был выдать (ст. 53 ГСК РФ)
СпроситьОказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию здания на основании ч. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ нужно оспорить в судебном порядке.
Спроситьобжалуйте отказ в суд порядке, шансы есть ( ст 254 -255 ГПК РФ)
иск по правилам ст 131-132 ГПК РФ подается
СпроситьВам необходима квалифицированная помощь, обратитесь к специалисту в Вашем городе, так же из Вашего города можете выбрать на данном сайте.
Вероятность определяется после ознакомления и анализа доказательственной базы которой Вы располагаете.
По практике такие дела в принципе решаемы, посредством получения заключения у независимого эксперта.
Обращайтесь с иском по правилам статей 131-132 ГПК РФ
СпроситьМурат Муратович, здравствуйте!
Вам посоветовали "узаконить" право на автомойку как на самовольную постройку.
В силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В качестве обстоятельства, подлежащего доказывания в делах такой категории, выступает соответствие самовольной постройки строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан.
Именно поэтому Вам и необходимо было получить заключение строительной экспертизы, пожарников и экологов.
По решению суда о признании права собственности на самовольную постройку получать разрешение на ввод в эксплуатацию не потребуется. Решение суда будет основанием для регистрации права собственности на данную постройку.
СпроситьВ СУД ОБРАЩАЮТСЯ КОГДА ХОТЯТ ЧТОБЫ СУД ПРИЗНАЛ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ЛИЦА НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ(П. 3 СТ. 222 ГК РФ). ПОСКОЛЬКУ ВАМ РЕКОМЕНДУЮТ ОБРАТИТСЬЯ В СУД, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, У ВАС САМОВОЛЬНАЯ ПОСТРОЙКА.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. НАЙМИТЕ ЮРИСТА, КОТОРЫЙ СОСТАВИТ АРГУМЕНТИРОВАННЫЙ ИСК, ЧТОБЫ СУД ПРИЗНАЛ ЗА ВАМИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТОРОЙКУ.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 05.05.2014)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
25. В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
26. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-7941/2014
В удовлетворении иска о признании права собственности на не завершенный строительством объект отказано, поскольку кооператив не являлся и не является застройщиком спорного объекта, создан лишь для эксплуатации его, не наделен в установленном порядке функциями застройщика, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24.07.2014 по делу N 33-7078
В удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку отказано правомерно, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что истец принимал меры к получению от уполномоченного органа разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законом, не представлено.
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 23.07.2014 по делу N 33-2398/2014
В иске о приведении реконструированного объекта в положение, существовавшее до нарушения права, отказано, так как возведение второго этажа строения без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса строящегося объекта недвижимости при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 24.04.2014 по делу N 11-4088/2014
Иск о признании права собственности на самовольно возведенное нежилое здание правомерно удовлетворен, поскольку выполненная истцами реконструкция нежилого здания не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, строение расположено в пределах предоставленного земельного участка, соответствует санитарно-эпидемиологическим, пожарным и иным правилам и нормативам.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 11.04.2014 по делу N 33-466
В удовлетворении исковых требований о праве собственности на самовольную постройку отказано, так как доказательств соблюдения всех необходимых нормативных требований, предъявляемых действующим законодательством при производстве реконструкции, материалы дела не содержат.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 13.03.2014 по делу N 33-3446
В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на самовольно возведенную пристройку отказано правомерно, поскольку истец в установленном законом порядке не обращался за получением разрешения на реконструкцию спорного объекта, кроме того, истцом не предпринято достаточных мер для получения разрешения на строительство в установленном законом порядке, препятствий к осуществлению прав истца для получения необходимых документов для строительства не выявлено.
Определение Пермского краевого суда от 26.02.2014 по делу N 33-1715
В удовлетворении требований о признании домовладения самовольной постройкой отказано, поскольку права граждан действиями ответчика по строительству жилого дома не нарушаются, объект возведен в пределах границ земельного участка, жилой дом имеет кадастровый номер и кадастровый паспорт, не представляет угрозы для здоровья граждан, спорное строение создано на земельном участке, отведенном именно для этих целей.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-2301/2014
В иске о признании права собственности на самовольную постройку отказано правомерно, поскольку доказательства, свидетельствующие о том, что истец предпринимал меры к получению от уполномоченного органа разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законом, материалы дела не содержат, отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома истцом не оспорен.
Определение Московского городского суда от 13.02.2014 N 4г/1-689
В передаче кассационной жалобы о пересмотре судебных актов об отказе в удовлетворении иска о признании права долевой собственности на наследованное имущество отказано, поскольку жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 08.11.2013 по делу N 33-12190/2013
Исковые требования в части понуждения к сносу самовольной постройки удовлетворены, поскольку установлена вина ответчика в возведении самовольной постройки без соответствующих разрешений и согласований, с существенным нарушением градостроительных норм и правил, а владение вновь созданным объектом недвижимого имущества, обладающим признаками самовольной постройки, не является законным в силу норм действующего законодательства.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2013 N 33-1878/2013
Иск о признании права собственности на самовольную постройку (здание склада с офисными помещениями) удовлетворен, поскольку возведенная самовольная постройка в целом отвечает параметрам разрешенного строительства с учетом того, что имело место новое межевание земельных участков путем их соединения в один. С учетом общей площади двух земельных участков превышение общей площади расположенных на них объектов незначительно превышает установленный процент застройки.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 07.08.2013 по делу N 33-5144\2013г
Исковые требования о признании права собственности на долю жилого дома удовлетворены, поскольку материалами дела установлено наличие у истца права на долю спорного жилого помещения.
Определение Липецкого областного суда от 07.08.2013 по делу N 33-2029/2013
Иск о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворен правомерно, так как договор аренды по истечении срока его действия следует считать возобновленным на неопределенный срок, поскольку истец продолжает пользоваться этим объектом недвижимости при отсутствии возражений со стороны арендодателя; сам договор аренды по основаниям ничтожности либо оспоримости не оспаривается.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30.07.2013 по делу N 33-6501/2013
Исковые требования о признании права собственности на нежилое здание удовлетворены правомерно, так как спорное строение возведено в соответствии с законом, в связи с чем имеются основания для признания за истицей права собственности.
Определение Пермского краевого суда от 29.07.2013 по делу N 33-6986
В удовлетворении требований о признании права собственности на одноэтажное нежилое здание склада отказано, поскольку истцу препятствия в представлении документации для получения разрешения на строительство не созданы, предпринятые истцом меры по легализации объекта являются недостаточными.
Определение Приморского краевого суда от 23.07.2013 по делу N 33-6560
В удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку отказано, поскольку истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что он предпринимал меры к получению от уполномоченного органа разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законом.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 19.07.2013 по делу N 33-2551/2013
В удовлетворении исковых требований о сносе самовольного строительства в виде двух незаконно надстроенных этажей к дому отказано правомерно, так как спорный жилой дом соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан и других лиц, а также расположен в границах правомерного земельного участка.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 по делу N 33-1349/2013
В удовлетворении требований о признании права собственности на самовольную постройку (здание магазина) отказано, поскольку владение земельным участком на праве собственности не может служить безусловным основанием для признания права собственности на находящуюся на этом участке самовольную постройку; истцом не доказано, что им предпринимались меры по легализации спорного объекта.
Апелляционное определение Томского областного суда от 16.04.2013 по делу N 33-923/2013
В удовлетворении иска о признании жилого дома самовольной постройкой, об обязании его снести отказано правомерно, поскольку отсутствие лишь разрешения на строительство не может быть признано существенным нарушением градостроительных норм и правил, влекущим снос самовольной постройки.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 26.03.2013 по делу N 33-1842/2013
В иске о признании незавершенного строительством жилого дома самовольной постройкой и сносе отказано, так как установлено, что ответчик осуществлял строительство в границах земельного участка, предоставленного ему на праве субаренды для жилищного строительства согласно типовому проекту, утвержденному главным архитектором.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.03.2013 по делу N 33-3250
Исковые требования о сносе самовольного строения удовлетворены правомерно, так как ответчиком не предпринимались меры по получению разрешения на строительство спорного объекта недвижимости.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 12.12.2012 по делу N 33-11408
Исковые требования о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворены, так как установлено, что объект незавершенного строительства пригоден для дальнейшего строительства и использования по своему функциональному назначению, выстроен в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 16.10.2012 по делу N 33-20140/12
Решение суда, которым отказано в удовлетворении иска о сносе самовольно возведенных объектов капитального строительства, удовлетворен встречный иск о признании права собственности, оставлено без изменения, так как строения соответствуют строительным нормам и правилам, не нарушают прав и законных интересов граждан, расположены в границах земельного участка, принадлежащего ответчику.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.10.2012 по делу N 33-9879
Иск о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворен, так как истец предпринимал надлежащие меры к легализации самовольной постройки; договор аренды по истечении срока действия следует считать возобновленным на неопределенный срок, поскольку истец продолжает пользоваться объектами недвижимости; возражения со стороны ответчика отсутствуют.
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.10.2012 по делу N 33-9878
Иск о признании права собственности на объект незавершенного строительства удовлетворен, так как по истечении срока действия договора аренды земельного участка возражений со стороны ответчика не поступило, договор считается возобновленным на неопределенный срок. Истец продолжает пользоваться возведенной на участке постройкой, при этом им предпринимались надлежащие меры к ее легализации.
Постановление президиума Пермского краевого суда от 28.09.2012 по делу N 44-г-41
Поскольку из содержания судебных постановлений следует, что вопрос о том, какие меры были приняты истцом для легализации самовольно созданных строений и являлись ли они достаточными с позиции требований закона, судами в полном объеме не исследовался, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.09.2012 по делу N 33-19458/2012
В удовлетворении иска о сносе самовольно возводимого строения отказано правомерно, поскольку при возведении жилого дома нарушений градостроительных и строительных норм и правил допущено не было, жилой дом угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 20.09.2012 по делу N 33-10722/2012
Иск о признании права собственности на самовольные постройки удовлетворен правомерно, поскольку со стороны истцов отсутствует самовольный захват земельного участка, признание права собственности на самовольно возведенные строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Определение Свердловского областного суда от 17.04.2012 по делу N 33-4201/2012
В удовлетворении встречного иска о сносе самовольной постройки отказано правомерно, поскольку при ее возведении не было допущено нарушений строительных норм и правил, которые могли бы повлечь возможность нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
Постановление Президиума Челябинского областного суда от 29.02.2012 по делу N 44-г-26/2012
Дело по иску о признании права собственности на объект незавершенного строительства направлено на новое рассмотрение, поскольку суд удовлетворил иск к ненадлежащему ответчику.
Определение Калужского областного суда от 11.08.2011 по делу N 33-2099/2011
Дело по первоначальному иску о признании пристройки к зданию незаконной и ее сносе, а также по встречному иску о признании права собственности на объект незавершенного строительства направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что суд, удовлетворяя встречные исковые требования, оставил без внимания и не включил в число обстоятельств, имеющих значение для дела, вопросы о том, предпринимались ли истцом по встречному иску надлежащие меры к легализации постройки.
Определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.06.2010 по делу N 33-556/11
Решение суда по делу о признании права собственности на пристройку оставлено без изменения, поскольку возведенная самовольная постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, отвечает строительным и градостроительным нормам и правилам и правилам пожарной безопасности.
Определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.05.2011 N 33-526/2011
Решение суда о признании права собственности на пристройки, самовольно возведенные сооружения оставлено без изменения, так как истец предпринял надлежащие меры к легализации самовольных построек путем получения разрешения (акта) на ввод объекта в эксплуатацию, возведенные им постройки не создают угрозы жизни и здоровью граждан и отвечают всем требованиям безопасности.
Кассационное определение Волгоградского областного суда от 09.02.2011 по делу N 33-2005/11
В иске о признании права собственности на оконченное строительством здание гостиницы отказано; иск об обязании привести здание в соответствие с разрешением на строительство удовлетворен, так как, учитывая, что истец не инициировал получения разрешения на строительство здания гостиницы и ввод гостиницы в эксплуатацию, суд не вправе был удовлетворять иск о признании права собственности на самовольную постройку.
Кассационное определение Рязанского областного суда от 12.01.2011 N 33-8
Дело по иску о признании права собственности на самовольные постройки направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не выяснено, предпринимала ли истица надлежащие меры к легализации самовольной постройки к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, правомерность отказа ответчика в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
СпроситьМурат Муртович, добрый вечер!
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ст.55 ГрК РФ. У Вас имеется разрешение на строительство, поэтому обращение в суд с иском о признании самовольной постройки в соответствии со ст.222 ГК РФ не нужно. Вам необходимо обжаловать действия администрации об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии со ст.254 ГПК РФ.
СпроситьНашей фирмой был заказан проект одноэтажного здания автосервиса с мансардным этажом.
Участок под здание автосервиса на пустыре (соседей не было ни с одной стороны).
Земля в аренде у местной администрации, граничащие участки также принадлежат администрации.
В администрации получено разрешение на строительство здания автотехцентра по данному проекту.
В проекте границы фасада здания совпадают с границами участка.
Здание уже возведено, но в эксплуатацию еще не принято.
Через год после завершения строительства фасада здания администрация продала соседний участок.
Новый владелец требует перенести смежную стену на 1 м. от границы участка.
Несет ли ответственность администрация за подобный результат? Что посоветуете делать в данной ситуации?
Спасибо.
Если я правильно поняла собственник смежного участка не может поставить на кадастровый учет земельный участок в связи с накладкой? Поэтому просит перенести границу?
СпроситьСобственник смежного участка представил свидетельство о государственной регистрации права и требует сноса части фасада здания, т.к. оно возведено по границе участка (нет отступа от границы)
СпроситьДобрый вечер, у вас есть самый главный документ - это разрешение на строительство здания, согласно статье 51 градостроительного кодекса РФ означает, что вы можете строить в четком соответствии с проектом и никакой другой "новый" собственник смежного земельного участка не может вам предъявлять претензии, так как вы строите (или построили) согласно проекту и разрешению на строительства, а до ввода объекта в эксплуатацию, я бы вам советовал зарегистрировать построенное здание в качестве объекта незавершенного строительства. Таким образом, у Вас также, кроме вышеуказанных документов, появится Свидетельство о праве собственности на объект незавершенного строительства (ваше здание), а это уже недвижимое имущество. После ввода объекта в эксплуатацию поменяете Свидетельство о праве собственности объекта незавершенного строительства на Свидетельство о праве собственности на нежилое здание.
СпроситьКомпания имеет в собственности земельный участок и здание. Компания выполнила обследование и получила Заключение о возможности реконструкции здания надстройки (2-их этажей). Компания разработала Проект реконструкции здания, прошла экспертизу проекта и произвела надстройку здания не имея разрешение на строительство.
Можете ли Вы ответить на такой вопрос. Строительная организация заказала проект многоэтажного дома, получила положительное заключение экспертизы на проект, получила разрешение на строительство. Не начав строительство в конструкции дома проектировщики внесли значительные изменения. Проект отдан на повторную экспертизу. Заключение не получено, но строители строят дом. Законно ли это? Спасибо. Владимир.
Строить они в таком случае могут только дом согласно утвержденному варианту и выданному Разрешению на строительство (ст.51 ГрК РФ)
СпроситьНет, поскольку не соотвтствует ранее выданному разрешению (ст. 51 ГрСК РФ, ст. 222 ГК РФ)
СпроситьНет это не законно, так как строительство осуществляется только при наличии разрешения на строительство ст. 51 ГК РФ
СпроситьВсё законно - разрешение на строительство, выданное ранее на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, никто не отменял в судебном порядке.
СпроситьВладимир, строители могут строить дом только согласно утвержденному проекту - ст. 51 Градостроительного кодекса.
Возможно, что экспертиза даст отказ на данные изменения, поскольку нарушают градостроительные нормы и правила.
СпроситьДобрый день!
Если они строят по проекту первоначально полученного заключения, то законно, а если стороят по второму проекту, то незаконно (ст 51 ГрК РФ).
СпроситьДобрый день, Владимир!
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (ст. 51 ГСК РФ)
СпроситьЗдравствуйте! Согласно ст 9.4 КоАП 1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Поэтому действия незаконны
СпроситьТак ведется чуть ли не каждая стройка. Из вопроса не видно чего именно касаются изменения, а это критично для того, чтобы дать оценку (законно или нет). И что ещё важно, из вопроса не видно - на каком этапе находится стройка. Если не вылезли из под земли - последствия одни, а если вылезли - другие.
Спроситьазрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Подробный перечень документов необходимых для получения разрешения на строительство описан в ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ). Остановимся на данной статье и разберемся подробнее. Первое, что необходимо проверить застройщику - это правоустанавливающие документы на земельный участок (необходимый перечень указан в п.7 ст.51 ГрК РФ). Остановимся на одном из подпунктов пункта 7 ст.51 ГрК РФ. Одним из правоуставливающих документов является Градостроительный план земельного участка (далее по тексту ГПЗУ). Состав ГПЗУ подробно расписан в ГрК РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ Статья 44. Градостроительные планы земельных участков. ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства. Чертеж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе. В ГПЗУ отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке градрегламенты, плотность застройки, этажность, максимальный процент застройки, высота здания и иные показатели, которые в дальнейшем будут необходимы в целях подготовки проектной документации, т.е. для архитектурно-строительного проектирования строительства здания, сооружения.
СпроситьСогласно Градостроительного кодекса РФ Статья 51. Разрешение на строительство
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отсюда следует, что дальнейшее осуществления строительства законно, до момента выполнения работ, в которые внесены изменения.
СпроситьЕсли на данном этапе строительство осуществляется согласно утвержденного плана, то законно.
СпроситьУтверждается проектно-сметная документация на строительство застройщиком только после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта. Если проект не предоставлялся застройщиком на государственную экспертизу, а был им утверждён, то в данном случае можно ли его действия считать самоуправными? По данному проекту был построен и введён в эксплуатацию жилой дом. Кто должен проверять правильность (законность) утверждения проекта?
Добрый день
гос экспертиза давно уже не обязательно можно и пройти частную экспертизу проблем нет
С уважением к Вам Филатов Евгений Павлович
СпроситьНикакая: ни частная ни государственная экспертиза не проводилась. К тому же когда строился дом в 2003 году разрешена была только государственная экспертиза. То есть проектно-сметная документация на необходимую, государственную экспертизу не предоставлялась застройщиком.
Спросить