Проживающая на Камчатке весь свой жизнь без выезда на длительный срок - почему я не получаю северные надбавки от ПАО Совкомбанк?
Я коренной житель г. Петропавловска-Камчатского. Родилась в 1992 г. И проживаю на Камчатке до сегодняшнего дня без выезда на длительный срок. Была трудоустроена официально в ПАО Совкомбанк 23.12.2014 г. На протяжении 5 мес. я не получаю северных надбавок, получаю лишь районный коэффициент 60%, обратилась с данным вопросом к руководству банка, на что мне ответили, что свои северные надбавки я должны нарабывать в течении 3-х лет. Законно ли это?
Благодарю за ответ, а не могли бы вы уточнить, у меня нет стажа работы, это первое официальное трудоустройство, стаж не имеет значение? Верно? И еще вопрос, если я обращусь в трудовую инспекцию, с заявлением, в дальнейшем в организации мне должны будут выплатить сумму, которую не доплачивали?
СпроситьЕсли вы обратитесь в трудовую инспекцию, то они выпишут предписание работодателю устранить данное нарушение в такие-то сроки. Должны оплатить.
СпроситьЯ устроилась работать представителем банка, проживаю всю жизнь на севере Сахалина, выяснила, что руководство не выплачивает мне северные надбавки, на мой вопрос почему, они мне ответили, что они могут выплатить северные, но тогда заберут административную премию и смысла нет в северных. Скажите, насколько это законно?
Здравствуйте, это не законно. Напишите жалобу в трудовую инспекцию. Остались вопросы пишите в личку.
СпроситьЭто совершенно незаконно, северная надбавка Вам положена в силу требований закона. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 29.12.2020) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Статья 11. Процентная надбавка к заработной плате
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.Премия же работникам выплачивается за надлежащее исполнения трудовых обязанностей и предусмотрена положением о премировании, утвержденным работодателем, согласно ст.191 ТК РФ. Эти выплаты совершенно не зависят друг от друга. Так что требуйте начисления Вам северного коэффициента. А если Вас при этом лишат премии, обращайтесь с жалобой в государственную инспекцию труда и прокуратуру. Не забывайте говорить юристам спасибо за бесплатные консультации.СпроситьСуммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Я родился в 1991 году на Камчатке и всю жизнь проживают здесь. Недавно устроился по контракту, но мне не выплачивают северные и говорят что их надо зарабатывать по 10% за пол года. Правомерно ли это? Могу ли я рассчитывать на какие-либо дополнительные надбавки как коренной житель Камчатки.
По контракту в ВС устроились на службу? Вам все верно говорят. По настоящему закону, полярки нужно зарабатывать с нуля, по 10 % Вот у гражданской молодежи есть льготы,- по 20 % в полгода.. А у военнослужащих другой закон, только по 10 %..
СпроситьЯ с 1999 года проживал и работал в местах приравненных к районам крайнего севера. Заработал 30 %северных надбавок. С 2004 года проживаю на Урале. Сейчас трудоустраиваюсь на север. Скажите как восстановить северные надбавки? Спасибо.
Добрый день, у вас северный стаж сохраняется и в трудовой должно быть указано что вы работали в РКС. И сейчас вам должны платить северный коэффициент.
СпроситьЯ работаю сейчас на Камчатке в с.Мильково преподавателем и у меня нет ещё северных надбавок, т.к. работаю с 20.10.14 г., я с 1983 г. по 1994 г. проживала и училась на Камчатке и потом переехала на Украину и в этом году приехала опять на Камчатку, как мне сейчас будут платиться северные надбавки? Мне 34 года. Спасибо!
Вопрос по зарплате, Норильск р-он крайнего севера!
Оплата труда повременная-премиальная, в соглашении по заработной плате сказано, что северные надбавки и районный коэффициент начисляется только на оклад без премии. Законно ли это? Разве северные надбавки и районный коэффициент не должны начисляться: оклад+премия*северные надбавки и районный коэффициент?
Благодарю.
Добрый вечер, Михаил Сергеевич. Да, на премию должны также начисляться северный и районный коэффициенты.
СпроситьЯ пенсионер по выслуге лет. Мне 49 лет. Сейчас живу на Севере и получаю пенсию. Но здесь есть северные надбавки и районный коофициент.
Измениться ли моя пенсия, если я перееду в среднюю полосу на постоянное проживание. Где нет ни северных ни районных коофициентов.
Здравствуйте, Константин!
Я приведу рекомендации из публикации. Возможно они Вам помогут в Вашем вопросе.
Северная пенсия: заработать и сохранить
25.04.2009
Это только кажется, что в 30– 40 лет рано думать о пенсии. Меняется законодательство, ликвидируются предприятия. Когда подойдет пенсионный возраст, как вы докажете, что работали в воинской части, которая давно уже расформирована? Кто подтвердит ваш заработок в в/ч и от чего зависит размер будущей пенсии? Разобраться в этих вопросах нам помогут специалисты полярнинского отдела Пенсионного фонда – начальник отдела Светлана Бублик, старший специалист Лариса Гусева, специалист-эксперт Ольга Астахова.
— Какие периоды работы входят в «северную» пенсию, мы уже разобрались. Но как сохранить эту пенсию при переезде в среднюю полосу?
— Чтобы получить «северную» пенсию и сохранить ее при переезде в среднюю полосу, необходимо отработать 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер такой пенсии отличается районным коэффициентом к базовой части, а при расчете страховой части пенсии применяется повышенное отношение зарплаты по сравнению со средней заработной платой по средней полосе за тот же период. Для жителей Мурманской области оно равно 1,4 (тогда как в средней полосе – 1,2).
— Что необходимо для получения максимальной пенсии?
— Чтобы достичь максимального отношения, средняя зарплата за период 2000–2001 годы должна составлять более 2300 рублей. Если у гражданина по какой-то причине нет такой суммы, законом предусмотрен еще один вариант для расчета: он должен предоставить справку о зарплате за 5 лет подряд до 2002 года. Эта справка должна быть подписана руководителем и бухгалтером, заверена печатью, в ней должно быть указано основание выдачи (расчетно-платежные ведомости, лицевые счета). Хорошо, если будет указан размер районного коэффициента, применяемого при начислении зарплаты.
— Взять, к примеру, Полярный. Многие горожане до 2000 года работали в воинских частях, которые уже расформированы. Что им делать?
— Нужно выяснить, где находятся документы такой части. Если в архиве Северного флота – направить туда запрос. Архивы выдают подобные справки.
— Вы помогаете работнику в поисках «концов» ликвидированных предприятий?
— По закону мы принимаем тот пакет документов, который представляет нам человек, и на основании этих сведений назначаем пенсию. Мы не обязаны разыскивать недостающие справки, документы. Хотя на практике часто помогаем тем, кто приходит за назначением пенсии.
— От чего зависит размер будущей пенсии?
— С 1 января 2002 года стаж и заработная плата на размер пенсии не влияют, и зарплату за последние годы, начиная с 2002 года, брать для расчета пенсии нельзя. Существенное влияние на размер пенсии с этого периода оказывают страховые взносы, перечисляемые работодателем за каждого работника в бюджет ПФР. Взносы начисляются пропорционально начисленной зарплате по установленным нормам (в зависимости от возраста работника). Страховые взносы индексируются по тем же индексам, что и страховая часть пенсии.
При расчете пенсии применяются такие новые понятия, как стажевый коэффициент, отношение заработка, пенсионный капитал, период дожития.
— Расскажите, пожалуйста, о каждом новом понятии отдельно.
— С введением в действие ФЗ № 173 все ранее приобретенные пенсионные права (стаж, заработок) конвертированы (преобразованы) в расчетный пенсионный капитал.
Формула следующая:
расчетная пенсия (РП) = СК х отношение зарплаты х 1671
СК – стажевый коэффициент, который равен 55% в случае, если отработан требуемый стаж: для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет. За каждый год сверх «нормы» добавляется по 1%.
— Может, проще рассмотреть формулу на примере?
— Например, стаж на 1 января 2002 года у женщины составил 23 года. В этом случае стажевый коэффициент будет равен 58 %. Следующая величина в формуле – отношение заработка. Это сумма заработка, представленная пенсионером для расчета пенсии, по отношению к среднему заработку по стране за тот же период.
Средняя заработная плата по стране на 2000– 2001 годы составляла 1671 руб. Поэтому, чтобы получить повышенное отношение, равное в Мурманской области 1,4, зарплата в этот период должна быть больше 2300 рублей.
При назначении пенсии расчетный пенсионный капитал индексируется на дату назначения, складывается со страховыми взносами, которые накапливаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, и вся сумма делится на период дожития. Результат от деления дает страховую часть пенсии.
— Есть и такой термин – период дожития?
— Это среднестатистическая величина, которая предусматривает будущий период получения пенсии.
В итоге страховая часть пенсии является индивидуальной величиной, которая не может быть одинаковой даже у двух работающих на одной и той же должности лиц. Напомним, что страховые взносы не начисляются за периоды нахождения на больничном листе, отпусков без сохранения зарплаты и т.д.
— А базовая часть пенсии от чего зависит?
— Базовая часть пенсии не зависит от стажа и зарплаты, она устанавливается в зависимости от категории пенсионера. Существуют следующие категории:
1) обычные пенсионеры;
2) пенсионеры, имеющие нетрудоспособных иждивенцев;
3) пенсионеры, имеющие 3 степень потери трудоспособности или достигшие возраста 80 лет.
С 1 марта 2009 года базовая часть пенсии установлена: для обычных пенсионеров, отработавших 5 и более лет в районах Крайнего Севера – 2925 руб.; не имеющих 15 лет стажа в РКС – 2730 руб.; имеющих одного иждивенца – 975 руб.; имеющих 3 степень потери трудоспособности – двойная базовая часть.
— Что пожелаете нашим читателям?
— Надеемся, что наши разъяснения помогли разобраться в некоторых вопросах. Напоминаем, что назначение пенсии носит заявительный характер. Призываем всех потенциальных и уже состоявшихся пенсионеров проявить больше инициативы в вопросах, касающихся будущей пенсии, а значит – и вашего благополучия. Заблаговременные хлопоты всегда дают отличный результат, в итоге срок назначения пенсии составляет считанные дни.
СпроситьВыехала из района Крайнего Севера в 1998 году, северный стаж 20 лет. После этого работала в Липецке. При оформлении пенсии северные надбавки и районный коэффициент не учли. Почему?
Обратите внимание на п. 6.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г.)
"Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
2. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.
3. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц.
4. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 4 270 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 5 124 рублей в месяц.
5. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи - 5 978 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи - 6 832 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи - 7 686 рублей в месяц.
6. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2-5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2-5 настоящей статьи".
СпроситьНемного дополню. Если на момент выезда у Вас выработан северный стаж (20 лет), то Вам должны применить северный коэффициент к заработной плате (если справка северная).
Это сказано в статье 30 того же закона, что и в первом ответе.
Попросите в ПФ разъяснить, почему не применяют северные надбавки.
СпроситьПроживаю в районе приравненому к Крайнему Северу. Северный стаж не отработал. Северные надбавки к пенсии не платят. С 1991-1994 был на инвалидности, тогда северные платили. Потом уехал жить в Московскую область, сейчас вернулся назад и северные надбавки не платят. Правильно ли это?
Должны увеличить ФБР фиксированный базовый размер пенсии на районный коэффициент за проживание.
СпроситьОрганизация находится в районе Крайнего Севера. Меня, естественно, лишили северных надбавок. Но недавно, мне сказали, что лишить меня северных надбавок не моги, т.к. в период, когда я родилась-1982- (тот же район Крайнего Севера) северные надбавки давались ребенку автоматически. Подскажите так ли это?
Лишить могли даже в этом случае. Единственный ньюанс, уже давно Верховным судом РФ отменены положения инструкций, согласно которым "полярки" сгорали.
Например смотрите следующий документ:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2006 г. N ГКПИ06-823
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим подпункта "г" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2,
установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "г" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (далее - Инструкция).
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Инструкции не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает конституционное право К. на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.
В судебное заседание заявитель не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Черкасова М.С. заявление К. не признала, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. полагала, что требование заявителя является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление К. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 317 названного Кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Подпунктом "г" пункта 27 Инструкции предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Суд приходит к выводу, что указанное предписание Инструкции не соответствует вышеприведенным нормам Трудового кодекса Российской Федерации, из анализа которых следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренное предписание Инструкции подменяет закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований заявителя и положение пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", закрепляющее, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 по делу по заявлению М. об оспаривании в части пунктов 22 и 27 Инструкции, ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах на основании части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения суд применяет непосредственно нормы федерального закона, которым оспариваемое предписание Инструкции противоречит.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 г., которым были признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемым по настоящему делу, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени подлежит признанию недействующим и подпункт "г" пункта 27 Инструкции.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. удовлетворить.
Признать не действующим с 23 декабря 2004 г. подпункт "г" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-526
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Михеевой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании недействующими подпункта "в" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, и подпункта "в" пункта 2 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия",
установил:
Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "в" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (далее - Инструкция), и подпункта "в" пункта 2 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия" (далее - Разъяснение).
В заявлении указано, что оспариваемые предписания Инструкции и Разъяснения не соответствуют Конституции Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации и нарушают трудовые права граждан, которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
В судебное заседание Д. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Решетникова С.С. заявление Д. не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Инструкции и Разъяснения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права, свободы и законные интересы заявительницы.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. полагала, что требование заявительницы о признании частично недействующим Разъяснения, зарегистрированного 26 мая 1994 г. N 580 в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежит удовлетворению. В части законности Инструкции позицию не изложила, указав, что данный документ в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию не представлялся и его юридическая экспертиза не проводилась.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей требования заявительницы удовлетворить, суд находит заявление Д. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 317 названного Кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Подпунктом "в" пункта 27 Инструкции предусмотрено, что непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора вследствие прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин.
Подпункт "в" пункта 2 Разъяснения устанавливает, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате (работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия), не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в случае прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).
Суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания Инструкции и Разъяснения не соответствуют вышеприведенным нормам Трудового кодекса Российской Федерации, из анализа которых следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренные предписания Инструкции и Разъяснения подменяют закрепленное в законе понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за прогул.
Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований заявительницы и положение пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", закрепляющее, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 по делу по заявлению Мартыновой Л.Н. об оспаривании в части пунктов 22 и 27 Инструкции, ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах на основании части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения суд применяет непосредственно нормы федерального закона, который оспариваемые предписания Инструкции и Разъяснения противоречат.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 г., которым были признаны недействующими правовые предписания, сходные с оспариваемыми по настоящему делу, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени подлежат признанию недействующими подпункт "в" пункта 27 Инструкции и подпункт "в" пункта 2 Разъяснения.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Д. удовлетворить.
Признать недействующими с 23 декабря 2004 г. подпункт "в" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, и подпункт "в" пункта 2 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Ермилова В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 декабря 2004 года гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пункта 22 в части слов "(за исключением увольнения за виновные действия)" и подпунктов "б", "и", "к" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (далее - Инструкция),
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Решетниковой С.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
пунктом 22 вышеназванной Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 предусмотрено, что за работниками предприятий, организаций и учреждений, уволившимися с прежней работы (за исключением увольнения за виновные действия), сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате за работу, если перерыв в работе не превышает сроков, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 27 этой же Инструкции непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора в случаях: систематического неисполнения без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка (подпункт "б", увольнения в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставом о дисциплине (подпункт "и", совершения работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы (подпункт "к".
М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 22 Инструкции в части, исключающей сохранение непрерывного стажа работы при увольнении за виновные действия, и подпунктов "б", "и", "к" пункта 27 Инструкции, сославшись на то, что указанные нормы противоречат федеральному законодательству и нарушают гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, являются основаниями для неправомерного лишения работников северных надбавок, входящих в систему оплаты труда, чем ставят их в неравные условия с другими такими же работниками и фактически закрепляют возможность бесплатного труда.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе М. просит решение суда отменить как не основанное на законе и вынести новое решение об удовлетворении заявленного ею требования.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", принятым во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно законом, и действующим на основании статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до введения в действие соответствующего федерального закона, установлено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Оспоренные положения Инструкции фактически повторяют установленный Правительством Российской Федерации порядок исчисления трудового стажа, дающего право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате, и каких-либо новых правил не устанавливают.
С таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 315 этого Кодекса предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 317 Трудового кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.
Из анализа приведенных законодательных норм и их места в системе норм Трудового кодекса видно, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на процентную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом ни Трудовой кодекс, ни Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
Оспоренные положения Инструкции подменяют установленное законодательными актами понятие "стаж работы" на "непрерывный стаж работы", предусматривая увольнение за виновные действия в качестве основания, прерывающего такой стаж, что влечет за собой прекращение права на процентную надбавку, имеющегося у работника с учетом его стажа работы в особых климатических условиях. Тем самым право на процентную надбавку поставлено в зависимость не от стажа работы в особых условиях, а от причины расторжения трудового договора.
По существу, эти положения Инструкции ограничивают право работника на вознаграждение за труд, допускают снижение установленного на основании закона размера оплаты труда на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая в противоречии с вышеназванными законодательными актами возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий увольнению за виновные действия. По сути, имеет место установление в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях.
Вследствие применения такой ответственности работник при оплате труда ставится в неравные условия с другими работниками, имеющими равный с ним стаж работы в таких же условиях, что не соответствует требованиям статьи 132 Трудового кодекса, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.
Оспариваемые нормативные положения, принятые без учета предназначения процентной надбавки, отнесенной федеральным законом к гарантиям и компенсациям, и в противоречии с правовым регулированием, осуществляемым законодательными актами, не могут быть признаны законными и подлежат признанию недействующими.
Не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования и нормативное положение, аналогичное оспоренному, содержащееся в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера".
Согласно статье 314 Трудового кодекса порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причиной увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит вышеприведенным нормам Трудового кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: не названа статья Гражданского процессуального кодекса. Видимо, имеется в виду часть 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ.
------------------------------------------------------------------
Поэтому на основании этой нормы, а также части 2 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу подлежат применению непосредственно нормы федерального закона, которым оспоренные положения Инструкции противоречат.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 года отменить. Вынести новое решение, которым признать недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения настоящего решения пункт 22 в части слов "(за исключением увольнения за виновные действия)" и подпункты "б", "и", "к" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в ред. Приказа Минтруда РСФСР от 11.07.91 N 77).
СпроситьВечер добрый. Я живу и работаю в районе крайнего севера имею все северные надбавки. В случае переезда в другой регион где нет северных надбавок останется ли у меня северный стаж в случае если вернусь на север?
Конечно северный стаж у Вас уже есть и никуда не дерётся, поэтому смело можете переезжать и при возможности возвращаться. Удачи Вам и всего самого наилучшего.
Спросить