Возможные проблемы при внесении крупной суммы денег в банк без официального трудоустройства
А если человек никогда не работал официально и сделал вклад в банк на крупную сумму денег, то у него могут возникнуть проблемы? Может ли банк потребовать объяснений происхождения денег и не отдавать деньги до получения объяснений? Или может ли банк сообщить в налоговую и возникнут ли тогда проблемы с налоговой?
Наталья, в связи с тем, что Вы не указали о каком банке идет речь, о каком вкладе и сумма вклада, то можно ответить на ваш вопрос, только нормами законов, которые регулируют данные вопросы.
Пункт 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу п. 3 ст. 845 Гражданского кодекса РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Статья 848 Гражданского кодекса РФ обязывает Банк совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Статья 849 Гражданского кодекса РФ обязывает банк не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, зачислять поступившие на счет клиента денежные средства, а так же по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента.
На основании ст. 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами на счете, не допускается, за исключением наложения ареста или приостановления операций в случаях, предусмотренных законом.
Вместе с тем, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07 августа 2001 года №115-ФЗ вводит специальные правила и ограничения проведения банковских операций.
Статья 2 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", устанавливает, что данный закон регулирует, в том числе отношения граждан и банков, а также государственных органов, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", определяет внутренний контроль, как деятельность Банка по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
Указанная статья так же дает определение организации внутреннего контроля, как совокупности принимаемых Банком мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязывает Банк для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Приказом Председателя Правления Банка должны быть утверждены правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязан документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", относит к фиксированию сведений (информации) получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона.
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к основаниям документального фиксирования информации относит в том числе:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- неоднократное совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ;
- а так же иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Статья 3 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", дает следующее определение идентификации - это совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом №115-ФЗ сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
В силу п.п. 1, 1.1, 1.2 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", поскольку сумма операции превышает 15 000 рублей, Банк был обязан идентифицировать клиента и (или) выгодоприобретателя (установить фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации), идентификационный номер налогоплательщика, а так же предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах аналогичные меры по идентификации выгодоприобретателей.
Согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", клиент, как физическое лицо, находится на обслуживании Банка.
Указанная статья Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" относит к выгодоприобретателям - любых лиц, к выгоде которых действует клиент при проведении операций с денежными средствами.
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если имеются сведения о причастности сторон операции к террористической деятельности (п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ) Банк может приостановить операции на 2 рабочих дня с даты истечения срока исполнения распоряжения Клиента. Банк обязан провести операцию, если уполномоченный орган в течение указанного срока не предоставит постановление о приостановлении операций на дополнительный срок (ч. 3 ст. 8 Федерального закона №115-ФЗ).
Пункт 6 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ прямо запрещает Банку информировать клиентов или иных лиц о принятых мерах.
Банк был вправе приостановить операции по счету Клиента, лишь если он входит в перечень лиц, причастных к террористической деятельности (п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
Таким образом, Банк был вправе приостановить операции по счету клиента, лишь если он входит в перечень лиц, причастных к террористической деятельности (п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ).
СпроситьОтносятся ли данные по вкладу в банке к персональным данным человека?
Как легально объяснить происхождение средств при приобретении квартиры без официального места работы и избежать
Как правильно перевести большую сумму при оплате долевого строительства?
