Как вывести служебную жилплощадь и получить жилье по последнему месту службы?
₽ VIP
Как решить проблему:
Я офицер с выслугой 12,5 лет, уволен из ВС РФ в 2008 году по состоянию здоровья по собственному желанию ("Б"ограничено годен в службе) с оставлением в списках очередников на получение жилья по последнему месту службы г. Москва.
При увольнение на жил. комиссии военной академии мне дано разрешение на вывод служебной жил. площади, на которой сейчас проживаю и которая соответствует всем нормам, из оперативного управления.
Было подготовлено письмо на Глав КЭУ с ходатайством о выводе более 3-х месяцев назад, но на данный момент нет никакого ответа не поступало.
Хотел бы спросить совета-как действовать дальше? Заранее спасибо.
здравствуйте, Сергей!
направьте повторное письмо и ждите ответа, возможно что-то потерялось при пересылке. Отправляйте обязательно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Для получения государственного жилищного сертификата (ГСЖ) военному, увольняющемуся или уволившемуся из рядов Вооруженных сил вследствие достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или по сокращению, нужно всего лишь подать соответствующее заявление командиру части, в которой он служил последнее время. К заявлению должен прилагаться ряд документов, перечень которых несколько различается для увольняющихся из рядов Вооруженных сил и для вышедших в отставку.
Размер субсидии на одного человека, согласно программе, определяется по формуле: размер средней рыночной стоимости квадратного метра в выбранном регионе, умноженный на количество квадратных метров, соответствующее социальным нормам предоставления жилья на момент расчета. Офицерам, имеющим ученую степень, а также состоящим в воинских званиях от полковника и выше полагается 15 дополнительных квадратных метров.
Обладатель жилищного сертификата имеет право на приобретение жилья (комнаты, квартиры, дома) в любой точке страны, как на первичном, так и на вторичном рынке. В зависимости от выбранного региона и метража жилплощади, приобретение возможно как полностью за счет субсидии, так и с привлечением собственных средств. Жилье приобретается в собственность всех членов семьи военнослужащего, площадь квартиры должна соответствовать минимальной норме для постановки на учет по улучшению жилищных условий (для Москвы – не менее 10, для Подмосковья – не менее 7 кв. м на одного человека).
…А также их реализация
Казалось бы, все достаточно просто, понятно и логично. Тем не менее, практика показывает, что получить жилье посредством ГСЖ, не столкнувшись при этом с рядом существенных проблем, вряд ли получится. Итак, военнослужащий получает сертификат, дающий право на субсидию, обращается в один из банков, уполномоченных федеральным казначейством на обслуживание данной программы. Банк открывает на имя офицера счет целевого назначения, средствами с которого затем оплачивается приобретаемая военным квартира – вроде бы, ничего сложного. Но тут как раз и начинаются проблемы…
Во-первых, субсидия начисляется в рублях. Следовательно, пока военный выбирает подходящий вариант для покупки жилья, возможные изменения курсов валют могут уменьшить размер средств, находящихся в распоряжении офицера. Кроме того, продавцы квартир вряд ли с энтузиазмом отнесутся к перспективе рублевых расчетов, для них очевидно предпочтительнее расчеты в евро.
Теоретически военнослужащий имеет право приобрести жилье при помощи субсидий в любой точке России, как на первичном, так и на вторичном рынках. Однако это именно тот случай, когда теория и практика имеют между собой мало общего. Так, расчет при покупке жилья с использованием ГСЖ производится безналичным путем. Сложившаяся же на рынке ситуация ставит продавца в привилегированное положение – какой смысл устраивать дополнительные сложности с расчетами, когда покупателей, готовых платить наличными, более чем достаточно?
Что касается новостроек, владеющий сертификатом военный может зарегистрировать только предварительный договор с собственником жилого помещения. Банк же потребует предъявления зарегистрированного договора купли-продажи. Предварительный договор, разумеется, впоследствии будет заменен на договор купли-продажи, однако для этого потребуется значительный промежуток времени, как правило, превышающий срок действия ГСЖ, который составляет 9 месяцев. По прошествии данного периода офицер обязан подобрать жилье и представить в банк официально зарегистрированный договор купли-продажи жилого помещения, в противном случае банк закрывает целевой счет и пересылает сертификат для погашения выдавшему его органу.
Открытый вопрос
При расчете субсидии используются оценочные данные БТИ, а не рыночная стоимость жилья
Основным же отрицательным моментом является то обстоятельство, что при расчете субсидии используются оценочные данные БТИ, а не рыночная стоимость жилья. Следовательно, выделенной суммы, например, на семью из четырех человек будет достаточно в лучшем случае для приобретения однокомнатной квартиры. Однако такая покупка, скорее всего, означает нарушение минимальной нормы для постановки на учет по улучшению жилищных условий, действующей и в случае получения жилья с помощью ГСЖ, а также входит в противоречие с принятыми санитарными нормами. Следовательно, банк, выступающий посредником при расчетах, а значит, обеспечивающий соблюдение участниками сделки требований законодательства, воспрепятствует подобному приобретению.
Как правило, военнослужащие не располагают средствами, достаточными для доплаты за минимально разрешенную для семьи площадь. Ситуация, казалось бы, безвыходная, однако для решения данного противоречия риелторами придумана соответствующая схема. Агентство добавляет требуемую сумму из собственных средств, помогает офицеру приобрести квартиру, улаживает все вопросы, как с продавцом, так и с банком. Как только жилье переходит в собственность военного, агентство продает квартиру, и приобретает на средства, оставшиеся после погашения долга, новое жилье для офицера – зачастую большей площади, но в более дешевом регионе: в Подмосковье или других российских городах.
Впрочем, и эта схема не является идеальным выходом из положения. И если еще некоторое время назад такой порядок работы активно использовался столичными риелторами, то сегодня вряд ли кто-то из серьезных компаний возьмется за реализацию подобной схемы. В риелторской среде существует неофициальная установка – не иметь дела с жилищными сертификатами, вопрос об этом поднимался на одном из съездов РГР. Обусловлена такая тенденция, в частности, тем обстоятельством, что только в 2005 году в связи с незаконным использованием ГСЖ было заведено 73 уголовных дела, и этот факт перекрывает, пожалуй, любую финансовую выгоду. Что же в сложившейся ситуации делать выходящим в отставку военнослужащим? Пожалуй, вопрос остается открытым.
Писать о жилье для военнослужащих — дело благодарное. Уж очень большой получается заинтересованная аудитория. Даже после всех сокращений в армейском строю остается больше миллиона человек, к этому можно прибавить и тех, кто проходит военную службу не в Министерстве обороны, а в МВД, ФСБ, Спецстрое и других ведомствах. Да еще у каждого военного есть те, кого закон именует «членами семьи». Из этого миллиона с хвостиком свыше ста тысяч военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий. Точную цифру, похоже, не знает никто. По разным данным, это от 150 до 200 тысяч семей. Есть и те, кто уже был уволен без жилья и стоит на очереди в местных органах власти. Образно говоря, чтобы их всех обеспечить жильем, надо построить миллионный город.
Не думаю, чтобы такое случилось в ближайшее время. Не строительство такого города, но хотя бы существенное уменьшение числа очередников среди военных. Между тем сегодня необеспеченность жильем — главная социальная проблема Вооруженных Сил.
В том, почему так получилось, что мешает решить эту проблему, мы и попробуем разобраться. А причин много. И отсутствие денег в бюджете далеко не единственная из них.
Кто за кем?
Порождение любого дефицита — очередь. Жилье не исключение. Вот только сегодня разобраться среди военных в том, кто за кем должен стоять, может только юрист. Для примера, опираясь на закон, попробуем сами выстроить очередников обычной воинской части. Нашими основными помощниками станут «Жилищный кодекс» и «Закон о статусе военнослужащих», а также другие законы, к примеру, «О внутренних войсках», различные приказы министра обороны и других глав силовых ведомств, опускаясь по дате издания до действующих норм еще тридцатых годов прошлого века.
Закон «О статусе военнослужащих» не может не радовать. Пункт первый статьи пятнадцатой говорит по-военному четко: «Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений». Далее говорится еще более конкретно: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения…».
Данный федеральный закон был принят в 1998 году. Аналогичная норма была и в предыдущем законе. Однако и тогда, и сегодня военнослужащих, получавших установленное законом жилье в эти три месяца, можно было пересчитать по пальцам. Остальные по прибытии к новому месту службы становятся в очередь.
Далее начинается самое интересное. Хотя у нас существует лишь две категории военнослужащих: по контракту и по призыву, для постановки в очередь первых есть самые разные основания.
Так, военнослужащие, начавшие службу в восьмидесятые годы прошлого века и ранее, обеспечиваются жильем в обычном порядке, то есть: подошла очередь, получил квартиру и, если захотел, приватизировал ее. С января 1993 года порядок слегка изменился, и на первые пять лет службы контрактникам стало полагаться лишь служебное жилье. На сегодняшний день, «военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».
Теперь в одной очереди стоят и на обычное жилье, и на служебное. И если на воинскую часть выделялась квартира, а претендующий на нее очередник мог рассчитывать лишь на служебное жилье, то через местные органы квартиру приходилось делать служебной. И только через пять лет службы можно было претендовать на обычное жилье, которое можно приватизировать или обменять.
Дальше — больше. Начиная с 1998 года, те, кто начал службу, мог весь срок своей службы претендовать лишь на служебное жилье. И только по истечении десяти лет этой службы государство обязалось предоставить уволенному военному и его семье жилье.
В результате, сегодня в воинских частях в одной очереди стоят военнослужащие, претендующие на жилье по трем разным основаниям, если не считать еще и первоочередников, и внеочередников. А изменение порядка обеспечения жильем военнослужащих в последние годы означает лишь постепенное отступление государства и снижение уровня его обязательств перед военнымиже всего этих очередников? По разным оценкам, до двухсот тысяч семей. А еще есть отставники, которых надо отселять из закрытых военных городков и те, кто, уже уволившись, стоит в очереди на жилье в местных органах власти.
Среднее время стояния в очереди для людей в погонах 6-7 лет, но говорить об этом — все равно что приводить среднюю температуру по больнице. На самом деле, хватает и тех, кто стоит по десять-пятнадцать лет, о чем мы еще скажем.
Законы хорошие и разные
Законов о жилье много. Есть среди них хорошие, такие, как например, тот же Закон «О статусе военнослужащих», обязывающий дать жилье военному уже через три месяца после прибытия к новому месту службы. Или, к примеру, несколько государственных программ обеспечения жильем военнослужащих, принятых с 1993 года. Ни одна из них так и не была выполнена. Это хорошие законы, а есть еще законы разные, к примеру, «Закон о внутренних войсках», обязывающий администрацию важных государственных объектов, которые этими войсками охраняются, предоставлять им жилье. Да вот беда, строить жилье эти объекты должны из федеральных средств, которые к ним на эти цели уже много лет не поступают. На практике получается так: дружит директор важного завода с командиром части — глядишь, и подкинет он служивым одну-другую квартиру в год, а если они в ссоре, то очередь в воинской части растянется на десятилетия. Или вот такой пассаж из Закона «О статусе военнослужащих»: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
Звучит это хорошо и громко, и освоить выделенные деньги власти на местах всегда готовы, только вот с упомянутыми федеральными деньгами пока что-то негусто.
Копаясь в законах и иных нормативных актах, можно найти еще немало любопытных вещей. Возвращаясь к той же очереди, мы узнаем, что в Министерстве обороны первоочередниками становятся те, кто подлежит увольнению в запас. Что выпускники военных учебных заведений не подпадают под категорию «молодой специалист» в части прав, касающихся обеспечения жильем, поскольку правовой механизм обеспечения военнослужащих — выпускников военно-учебных заведений вне очереди жильем в Министерстве обороны Российской Федерации не установлен. Подход в МВД более конкретный — все военнослужащие контрактной службы имеют право на получение жилья в трехмесячный срок, а значит, нет смысла учитывать выпускников среди тех, кто имеет право на внеочередное получение жилья.
С первоочередниками вообще много интересного. Так, в Вооруженных Силах РФ установлен порядок, в соответствии с которым военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющим права на льготное получение жилья (п. 40 Инструкции, утвержденной приказом министра обороны РФ 2000 г. № 80.). То есть, ты первоочередник начиная с того года, когда получил это право.
В то же время в железнодорожных войсках, согласно Инструкции «О порядке обеспечения жилой площадью военнослужащих железнодорожных войск Российской Федерации, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения», введенной приказом командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 240, считают военнослужащих-первоочередников имеющими преимущества перед лицами, не имеющими в силу закона каких-либо льгот на получение жилого помещения, то есть жилищный вопрос военнослужащего, независимо от времени его постановки на учет, должен рассматриваться в первую очередь по отношению ко всем военнослужащим, не имеющим льгот.
Думается, свои юристы и в Министерстве обороны, и внутренних дел, и в железнодорожных войсках все эти различия прекрасно обосновывают, ссылаясь на одни и те же законы.
Следует упомянуть, что и без того достаточно большой список первоочередников вырастет с первого января 2004 года, когда, согласно Федеральному закону №158-ФЗ, вступят в силу поправки к Федеральному закону «О ветеранах». Согласно им первоочередниками станут и участники первой и второй чеченских кампаний. Это интересно еще и тем, что после этого в некоторых частях первоочередниками автоматически станут едва ли не все.
Вот так получается, еще не все до сих пор проходящие службу «афганцы» и «чернобыльцы» обеспечены жильем, а на очереди новый, куда более многочисленный отряд льготников.
Получается, что в настоящее время наши жилищные законы — это смесь туманных обещаний и ничем не подкрепленных деклараций.
Между тем и по законам жить можно, если пользоваться ими грамотно. Вот несколько конкретных примеров. Несколько свежеиспеченных лейтенантов прибывают в часть. Все селятся в общежитии, снимают частные квартиры, а один регистрируется у оказавшейся в этом городе тетки. Потом с удивлением видит, что его, в отличие от других лейтенантов, в очередь на жилье не ставят. Зарегистрировался на площади — обеспечен жильем — право встать на очередь теряешь. Он скоренько от тетки съезжает, снимается с регистрации и с удивлением узнает, что все равно в очередь еще долго не попадет, поскольку ухудшил свои жилищные условия.
Пример другой, чисто московский. Реутов и Ново-Косино. Областной город и микрорайон Москвы. Оба находятся сразу за МКАД, разделяет их Носовихинское шоссе. Так вот, военнослужащий, живущий по одну сторону этого шоссе, а служащий по другую, будет поставлен на очередь, поскольку службу он проходит в другом субъекте Федерации. А то, что он из одного субъекта в другой проходит за пять минут прогулочным шагом, уже никого не интересует.
Стоит военнослужащему поинтересоваться, в чем разница между личным делом и жилищным. Здесь важное отличие в том, что в жилищное дело можно записать куда больше иждивенцев, чтобы в дальнейшем получить квартиру не только с учетом жены и детей, но и родителей, тещи и тестя.
СпроситьМосква - онлайн услуги юристов
Военный контракт и нужда в жилье - возможно ли оставиться в списках очередников при увольнении?
