ООО находится в стадии добровольной ликвидации, увольнение работников и процесс создания ликвидационной комиссии
₽ VIP

• г. Нижний Новгород

С 06.04.2009 наше ООО находится в стадии добровольной ликвидации. Получил из ИФНС свидетельства о процессе ликвидации и создании ликвидиционной комиссии. 2 работника (жена и дочь уволены с 06.04.2009 по соглашению сторон). Когда я могу себя уволить в связи с ликвидацией ООО, если я учредитель, директор и председатель ликвидационной комиссии.

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

В связи с ликвидацией ООО вы увольняетесь в момент внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Соответственно запись в трудовую можете сделать в последний день "существования" юридического лица.

Можете попробовать уволиться по собственному желанию (в этом случае Вы обязаны прождать 14 дней) или же уволиться по соглашению сторон в любой момент.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте, Владимир!

Вы можете начинать уже оформлять эту процедуру.

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» отдельные категории граждан могут выйти на пенсию досрочно.

Законом «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

Основными условиями оформления досрочно пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, являются признание граждан в установленном порядке безработными и отсутствие у службы занятости возможности для трудоустройства, наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях и достижение определенного возраста, увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата. При этом необходимо согласие безработных с направлением их досрочно на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях.

Досрочная пенсия оформляется не ранее, чем за два года до предусмотренного законодательством срока выхода на пенсию по старости, а именно, женщинам по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет, а мужчинам по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

При наличии льготных оснований, определяющих право на пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия оформляется досрочно не ранее чем за два года до наступления этого права.

Московской службой занятости разработан порядок работы по оформлению безработным гражданам пенсии по старости (по возрасту) досрочно. Кстати, в соответствии с ним оформление досрочной пенсии не предлагается гражданам, уволенным по иным основаниям, кроме как в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата, в случае двух отказов от предложенной подходящей работы за последний период безработицы, в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера, а также когда безработному уже предлагалось оформление досрочной пенсии, от которой он отказался.

Оформление досрочной пенсии производится при невозможности трудоустройства безработного. Существующий порядок предусматривает личное обращение безработного в службу занятости с письменным заявлением об оформлении досрочно пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях. На основании заявления выдается предложение о досрочном назначении безработному пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, в двух экземплярах и справка о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж. С этими документами безработный не позднее семи календарных дней должен обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Предложение действительно в течение одного месяца со дня его выдачи безработному, за исключением случаев временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности установленного образца. В этом случае срок действия предложения продлевается на период временной нетрудоспособности.

Со дня выдачи безработному соответствующего предложения приостанавливается выплата назначенного пособия по безработице.

Орган социальной защиты населения назначает досрочную пенсию в порядке, установленном законодательством, производит перевод безработных, получающих пенсию по инвалидности, на досрочную пенсию в соответствии со ст. 19 п. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано соответствующее заявление со всеми необходимыми документами. После принятия решения о назначении либо отказе в назначении безработному досрочной пенсии второй экземпляр предложения с уведомлением о принятом решении в пятидневный срок направляется в орган службы занятости, выдавший предложение.

Служба занятости при получении экземпляра предложения с уведомлением о назначении досрочной пенсии снимает гражданина с учета в качестве безработного, прекращает выплату пособия по безработице со дня назначения досрочной пенсии и выплачивает недополученную сумму пособия по безработице со дня его приостановки до дня, предшествующего дню назначения досрочной пенсии, но не более чем за семь календарных дней.

В случае, если в недельный срок предложение не было представлено безработным в орган социальной защиты по причине временной нетрудоспособности, наступившей в период семи календарных дней со дня его выдачи, период выплаты пособия по безработице увеличивается на количество дней временной нетрудоспособности до дня назначения досрочной пенсии.

В случае получения из органа социальной защиты населения уведомления об отказе в назначении досрочной пенсии служба занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработному и выплату пособия по безработице или материальной помощи со дня приостановки выплаты, если гражданин явился в службу занятости для перерегистрации в течение семи календарных дней со дня отказа в назначении досрочной пенсии.

Если гражданин без уважительной причины явился в службу занятости для перерегистрации по истечении семи календарных дней со дня отказа в назначении досрочной пенсии, но не позднее трех календарных месяцев, ему возобновляется оказание содействия в трудоустройстве и выплата пособия по безработице или материальной помощи со дня фактической явки на перерегистрацию.

Орган социальной защиты населения назначает и исчисляет досрочную пенсию в соответствии с федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Досрочная пенсия назначается со дня подачи заявления гражданина, предложения службы занятости и других необходимых документов. При этом служба занятости осуществляет персональный учет получателей досрочной пенсии в течение периода ее выплаты.

В случае переезда граждан, получающих досрочную пенсию, на новое место жительства в один из регионов Российской Федерации выплата досрочной пенсии продолжается за счет средств федерального бюджета по новому месту жительства.

Работодатель (председатель ликвидационной комиссии) должен решить вопросы, связанные с увольнением работников. При этом им должны быть соблюдены процедуры предусмотренные законом при увольнении в связи с ликвидацией . При принятии решения о ликвидации организации работодателю (председателю ликвидационной комиссии) должен:

Предупредить орган службы занятости населения об увольнении работников не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (т.е. до дня увольнения первого работника) и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Предупредить под расписку персонально каждого работника о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до увольнения. Если работник отказывается поставить свою подпись под предупреждением об увольнении, составляется соответствующий акт.

Работодатель имеет право предложить работнику увольнение без предупреждения, в этом случае работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка работника исчисленного пропорционально времени оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплата компенсации не освобождает работодателя от обязанности выплатить выходное пособи и сохраняемый заработок на период трудоустройства. Согласие работника на увольнение без предупреждения должно быть выражено обязательно в письменной форме. В случае отказа работника увольнение производится в общем порядке.

Об увольнении работника издается приказ с указанием даты и формулировки увольнения.

С приказом работник должен быть ознакомлен под расписку. В случае отказа работника поставить свою подпись под приказом составляется соответствующий акт.

В день увольнения (последний день работы) с работником производится окончательный расчет, в том числе выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска, а также выдается трудовая книжка с внесенной записью об увольнении. При отказе работника получить трудовую книжку на руки, составляется соответствующий акт. В этот же день по адресу места жительства работника направляется уведомление с предложением явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление трудовой книжки по почте.

Гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников (беременные женщины, одинокие матери, несовершеннолетние), при увольнении в связи с ликвидацией не применяются.

Верховный суд Российской Федерации разъясняет, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом (пункт 1 статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или работодателя - физического лица.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 статьи 81 Кодекса может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

Если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по пункту 1 статьи 81 Кодекса, в частности, когда прекращается деятельность работодателя - физического лица на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (пункт 2 статьи 25 ГК РФ), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.

При нахождении работника на больничном либо в отпуске увольнение не производится.

Общие положения

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях» и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Как уже говорилось выше, основанием для добровольной ликвидации может быть:

1. Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);

2. Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;

3. Окончание срока, на который была создана организация;

4. Достижение целей, ради которых была создана организация;

5. Состояние чистых активов в ООО и АО.

Принятие решения о ликвидации

Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью – Общее собрание участников, в акционерных обществах - Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах - общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

На Общее собрание выносятся следующие вопросы:

1. Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);

2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;

3. Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Уведомление регистрирующего органе о начале ликвидации

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации) представляются следующие документы:

1. Уведомление о ликвидации

2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии

3. Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Уведомление кредиторов

Сразу после принятия решения о ликвидации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В Москве таким изданием считается Регистрационный Вестник, расположенный по адресу: ______________ (тел. _____).

В объявлении должны быть отражены следующие данные:

1. Наименование ликвидируемого лица;

2. Дата принятия решения о ликвидации;

3. Наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

4. ИНН и ОГРН организации;

5. Срок предъявления кредиторами своих требований;

6. Способ связи с ликвидационной комиссией: ее адрес, телефон.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно (путем направления письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Деятельность ликвидационной комиссии

В течение срока, определенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в соответствии с разработанным и утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

1. Инвентаризация имущества предприятия.

2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).

3. Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.

4. Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.

5. Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.

6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.

7. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.

8. Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).

9. Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).

10. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).

11. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.

12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.

13. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии и другим отделам и службам предприятия.

Подробнее остановимся на некоторых пунктах плана ликвидации.

Взыскание дебиторской задолженности

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе внереализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток

Инвентаризация имущества

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

Расчеты с работниками

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

Уплата налогов в период ликвидации предприятия

В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка

Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Расчеты с кредиторами будут производиться только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, ликвидационный баланс должен содержать полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

1. Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;

2. Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;

3. Промежуточный ликвидационный баланс.

Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

* в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

* во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

* в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

* в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

* в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации.

Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности.

Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласовывается с налоговым органом.

Расчеты с учредителями

Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

Закрытие счетов в банках

После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются следующие документы:

1. Сообщение о закрытии счета – 2 экз.

2. Уведомление банка о закрытии счета

Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

1. Заявление на государственную регистрацию ликвидации

2. Ликвидационный баланс

3. Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией принципа «одного окна» снятие с налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) снимают с учета после снятия с учета в налоговом органе. Также как и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

1. Заявление (как правило, в произвольной форме)

2. Протокол о ликвидации (копия)

3. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)

4. Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)

5. В ФСС возвращается страховое свидетельство

Заключительные операции по ликвидации

После получения свидетельства о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в архив. Обращаем Ваше внимание на то, что в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

Для уничтожения печати в Московскую регистрационную палату представляются:

1. Заявление на уничтожение печати

2. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)

3. Протокол о ликвидации

4. Копия паспорта председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)

5. Квитанция об оплате сбора за уничтожение печати

6. Печать

Из всех хранящихся в организации документов в Мосгорархив сдаются только документы по личному составу, в том числе личные карточки, лицевые счета всех работников, расчеты по начислению и выплате заработной платы.

Спросить

Мне нужно уволиться только по ликвидации ООО чтобы перейти на досрочную пенсию (Я родился 10.01.1950)

Спросить

Нижний Новгород - онлайн услуги юристов

Елена Николаевна
08.05.2014, 11:50

Как учредитель-директор может осуществить процесс ликвидации НКО без создания ликвидационной комиссии?

НКО начало процесс ликвидации. Оно создано одним учредителем, который является директором. Все сотрудники уволились по собственному желанию. Устав предприятия предполагает создание ликвидационной комиссии. Может ли учредитель-директор назначить себя ликвидатором и осуществлять ликвидацию предприятия без создания ликвидационной комиссии?
Читать ответы (1)
Анна
31.05.2007, 14:10

Кто имеет право подписывать текущую документацию (Приказы кадровые, Договора, Рассторжение договоров).

Наше ЗАО находится в стадии добровольной ликвидации. Собранием акционеров принято решение о ликвидации назначена ликвидационная комиссия и председатель ликвидационной комиссии. Кто имеет право подписывать текущую документацию (Приказы кадровые, Договора, Рассторжение договоров). Может ли подписывать заместитель ген директора. Или только председатель ликвидационной комиссии?
Читать ответы (1)
Олег
01.12.2020, 09:49

ЗАО не смогло провести добровольную ликвидацию из-за отсутствия публикации в интернете - кто теперь возглавит компанию?

ЗАО было в стадии добровольной ликвидации. Получен отказ в ликвидации в связи с неопубликованием в сети интернет сведений о ликвидацией. Ликвидацию проводил председатель ликвидационной комиссии утвержденный собранием акционеров. И прошел год с начала ликвидации. Пономочия Председателя прекращаются каким образом. И кто будет являтся Единоналичным исполнительным органом. Ведь при утверждении Ликвидационной камиссии во главе с Председателем полномочия прежнего руководителя прекращены. Кто выполняет обязанности Руководителя? И как изменить запись в реестре.
Читать ответы (3)
Наталья
10.10.2016, 07:36

Где указывать сведения о ликвидаторе в форме Р 15001 при ликвидации ООО

Такой вопрос: Наше ООО находится в стадии ликвидации. Председателем ликвидационной комиссии является единственный учредитель и директор в одном лице. Им назначен ликвидатор-физлицо, не являющееся сотрудником данной фирмы. Где в форме Р 15001 указывать сведения о ликвидаторе? На каком листе? И нужно ли в данной форме отражать сведения о председателе ликвидационной комиссии? Заранее благодарю. Наталья.
Читать ответы (2)
Сергей
28.02.2009, 08:42

Работаю в муниципальном предприятии.

Работаю в муниципальном предприятии. 01 10 20080 г. подписала уведомление о ликвидации предприятия и 31 12 2008 г буду уволена но больше ничего нам не объясняя я работаю до настоящего времени. Обратилась 27 02 2009 г к председателю ликвидационной комиссии с просьбой уволить меня в связи с ликвидацией предприятия на что получила отказ мотивируя тем что ликвидация закончилась.
Читать ответы (1)
Елена
13.01.2005, 20:54

В ликвидационной комиссии работет юрист и главный бухгалтер

Наше предприятие находится в стадии ликвидации, председатель ликвидационной комиссии работает и.о. диретора нового предприятия созданного на базе старого. В ликвидационной комиссии работет юрист и главный бухгалтер, как их перевести в новое предприятие и на основании какх документов (формы договора) Как им платить заработную плату и могут ли они работать в ликвидационной комиссии и в новом предприятии?
Читать ответы (1)
Татьяна Геннадьевна
07.10.2014, 09:46

Вопросы о составе ликвидационной комиссии, подписи на форме о ликвидации и учредитель-директор как ликвидатор

Кто может входить в состав ликвидационной комиссии, если в соответствии с уставом ООО - ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, а решение о ликвидации принято единственным учредителем (он же директор); иных сотрудников в компании нет. Кто может подписать форму № Р 15001 (уведомление о принятии решения о ликвидации), если сам учредитель за границей. Можно ли в форме № 15001 одновременно отметить п. 2.1. и п. 2.2, и тогда форму подпишет не учредитель, а руководитель ликвидационной комиссии. Может ли учредитель-директор являться ликвидатором (без назначения ликвидационной комиссии), или в таком случае необходимо сначала внести изменения в устав ООО.
Читать ответы (1)
Надежда Васильевна
27.01.2016, 10:44

Ответственность председателя ликвидационной комиссии при утере трудовой книжки и смерти генерального директора

Несет или не несет, председатель ликвидационной комиссии организации ответственность если до начала процедуры ликвидации была утеряна трудовая книжка работника, а сам учредитель он же генеральный директор умер?
Читать ответы (1)
Светлана
05.12.2015, 20:31

Право председателя ликвидационной комиссии подписывать приказы об увольнении работников предприятия в стадии ликвидации

Предприятие в стадии ликвидации, может ли председатель ликвидационной комиссии подписать приказ об увольнении работника, почему то он отказывается ссылаясь что он уже не директор и всё решает ликвидационная комиссия, но протокол об увольнении работника комиссией еже есть.
Читать ответы (1)
Дмитрий
10.05.2015, 15:10

ООО находится в стадии ликвидации - банкротство или самоликвидация?

Если в выписке ЕГРЮЛ указано, что ООО НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ЛИКВИДАЦИИ и назначен РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИКВИДАЦИОННОЙ КОМИССИИ означает ли это, что компания находится в процедуре банкротства или добровольной самоликвидации?
Читать ответы (1)