Генеральный директор организации обслуживания населения ищет пути решения вопроса с нежилым помещением - возможно ли обойти требования закона о проведении торгов?
₽ VIP

• г. Москва

Помогите разобраться в сложившейся ситуации. Я Генеральный директор организации, которая является малым предприятием для социального обслуживания населения (парикмахерская), бесплатно обслуживаеи инвылидов и ветеранов ВОВ, и мы арендуем нежилое помещение в субаренду, собственник город. 16 января 2009 г., для заключения нового договора аренды мы подали документы в ЮВТА ДИГМ, для согласования, нам 20 апреля 2009 г. отдали копию отказа, в которой говорится что согласно Федерального Закона 135-ФЗ, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться по результатам проведения торгов. Мы подавали все документы в одно окно согласно перечню документов, у нас приняли пакет документов не говоря ни слова о конкурсе. После отказа нам в одном окне сообщили что нам надо обращаться в СГУП. Мы обратились к ним, они ответили, что мы сами не можем инициировать тоги так как собственником является Департамент имущества и они должны выпустить распоряжение, а СГУП организует торги. Спросив много ли у них было торгов по СУБАРЕНДЕ они сказали что не было ни разу. И в дополнении прочитав Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» там есть такой пункт-3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в статье 19 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

В связи с этим не могли бы Вы объяснить что нам делать. Складывается мнение что ЮВТА ДИГМ нарушает законодательство. И есть ли у нас основания подать в суд? И как нам поступать дальше?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Марина! Вы провели хорошую работу, действительно полное исследование данного вопроса.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции: об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава IV ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дополнена ст. 17.1, которая регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Введение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утверждённым Президентом РФ 31.07.08 №Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу и является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

В соответствии с ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, начиная с 02.07.2008 договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Исключением являются случаи предоставления указанных прав на это имущество на основании:

1) актов Президента РФ, решений Правительства РФ;

2) решения суда, вступившего в законную силу;

3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.

Установленный порядок заключения договоров не распространяется также на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством РФ о недрах.

Учитывая то, что согласно п.3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договор признаётся действующим до определённого в нём момента окончания исполнения сторонами обязательства, заключение после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона, а также продление после указанной даты ранее заключенных договоров, заключение дополнительных соглашений, расширяющих предмет договоров, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 и главой 5 Закона о защите конкуренции.

Последствия таких нарушений предусмотрены ст. 21 Закона о защите конкуренции и заключаются в возврате имущества, права на которое переданы без проведения торгов.

Действие ст.17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, получающей право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, так как в результате использования указанными субъектами государственного или муниципального имущества во исполнение возложенных на них полномочий данное имущество не будет вовлечено в хозяйственный оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.

Законодатель предусмотрел три возможности предоставления государственного или муниципального имущества в пользование:

1. по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения данных договоров;

2) без проведения торгов, на основании актов Президента РФ, решений Правительства РФ; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом, в случае, если передаваемое имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

1. без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в том числе ст.17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Договоры безвозмездного пользования предусмотрены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции как форма передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, поскольку действующим законодательством не ограничен субъектный состав лиц, с которыми могут быть заключены договоры безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия обладают особым правовым статусом и государственное или муниципальное имущество должно предоставляться им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В этом случае имущество не передаётся этим учреждениям и предприятиям на основе договоров, а закрепляется за ними решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на отношения по передаче (закреплению) государственного или муниципального имущества указанным учреждениям и предприятиям в оперативное управление или в хозяйственное ведение. Рассматриваемый случай также является исключением из статьи 19 Закона о защите конкуренции, устанавливающей условия предоставления государственной и муниципальной помощи.

В случае проведения аукциона на право заключения договора безвозмездного пользования, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признаётся участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения такого договора, по аналогии со ст. 38.2 Земельного кодекса РФ и ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ.

Обращаем внимание на то, что Законом о защите конкуренции был введён институт государственной и муниципальной помощи.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь заключается в предоставлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путём передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

При этом согласно п.1 ч.1 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции, и влечёт за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной и муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

Статья 17.1 Об особенностях порядка заключения договоров в отн. госуд-го и муниципального имущества

Статья 17.1 Об особенностях порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

02.09.2008 ИА/22018

Разъяснения применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) в дополнение к ранее направленным письмам о применении статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (исх.№ ИА/17747 от 17.07.2008, ИА/20133 от 12.08.2008) и в связи с поступающими в ФАС России вопросами о ее применении ФАС России разъясняет.

1. По вопросу применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при передаче имущества органам власти и учреждениям ФАС России направил главам субъектов Российской Федерации разъяснения (исх. № ИА/20132 от 12.08.2008), в соответствии с которыми действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, поскольку в результате использования указанными субъектами государственного или муниципального имущества во исполнение возложенных на них полномочий данное имущество не будет вовлечено в хозяйственный оборот, то есть передача прав не окажет влияние на состояние конкуренции.

2. Законом о защите конкуренции предусмотрено три возможности предоставления государственного или муниципального имущества в пользование, в том числе в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения данных договоров;

2) без проведения торгов, на основании актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации; решения суда, вступившего в законную силу; федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом, в случае, если передаваемое имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) без проведения торгов, в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи в соответствии с целями, указанными в статье 19 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, не препятствует предоставлению государственного или муниципального имущества в целях социального обслуживания населения, а также поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности без проведения торгов в порядке, предусмотренном главой V Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

3. Договоры безвозмездного пользования предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции как форма передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, поскольку действующим законодательством не ограничен субъектный состав лиц, с которыми могут быть заключены договоры безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия обладают особым правовым статусом и государственное или муниципальное имущество должно предоставляться им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В этом случае имущество не передается этим учреждениям и предприятиям на основе договоров, а закрепляется за ними решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, статья 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на отношения по передаче (закреплению) государственного или муниципального имущества указанным учреждениям и предприятиям в оперативное управление или в хозяйственное ведение. Рассматриваемый случай также является исключением из статьи 19 Закона о защите конкуренции, устанавливающей условия предоставления государственной и муниципальной помощи.

Как уже отмечалось выше, предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование в соответствии с целями, предусмотренными статьей 19 Закона о защите конкуренции, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

В случае же проведения аукциона на право заключения данного договора, предметом аукциона является право заключения договора. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора безвозмездного пользования, по аналогии со статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. ФАС России обращает внимание на то, что Законом о защите конкуренции, вступившим в силу 26.10.2006, был введен институт государственной и муниципальной помощи.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь заключается в предоставлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью не является предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.

То есть статьей 17.1 Закона о защите конкуренции не введен новый порядок передачи государственного или муниципального имущества, а лишь регулируются особенности данной процедуры.

Также следует отметить, что введение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 №Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

Передача федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями хозяйствующим субъектам государственного или муниципального имущества в пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкурса является предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Проведение торгов при передаче государственного или муниципального имущества направлено на расширение доступа участников рынка к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Спросить

Юристы ОнЛайн: 124 из 47 429 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 197 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
474
Россия
Юрист онлайн
г.Краснодар
Юдаев В.В.
4.9 1 859 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
363
PRO Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Владикавказ
Абаева М.Н.
4.9 33 839 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
128
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Москва
Каравайцева Е.А.
4.8 186 973 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
766
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.9 17 743 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
129
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 178 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
52
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Красногорск
Струкова С.П.
5 644 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
399
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Елесин А.В.
3.9 33 010 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
494
Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Тюмень
Шмидт А.А.
4.8 13 745 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
216
Россия
Юрист, стаж 7 лет онлайн
г.Краснодар
Напцок Т.Р.
4.9 339 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
58
PRO Россия
Юрист, стаж 7 лет онлайн
г.Москва
Ермаков С.А.
4.8 19 932 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
38
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.7 58 453 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
380
PRO Россия
Юрист, стаж 11 лет онлайн
г.Дубна
Суровцева Л.Р.
4.9 10 626 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
64
Россия
Юрист, стаж 40 лет онлайн
г.Москва
Старостин Н.В.
4.6 10 570 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
126
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Злотникова Л.Г.
4.9 31 578 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
125
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Калининград
Мельник И.В.
4.2 11 757 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
161
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
5 4 100 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
82
PRO Россия
Юрист онлайн
г.Москва
Канунникова Е.Ю.
4.9 892 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
45
Россия
Юрист, стаж 22 лет онлайн
г.Москва
Чистяков А.Е.
4.9 19 561 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
69
PRO Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Саратов
Исмаилов И.С.
4.8 21 242 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
126
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Рубцовск
Гафаров Р.А.
4.9 3 516 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
42
Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Саратов
Сазонова Т.Н.
5 561 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
32
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Воронеж
Хоров А.Г.
4.8 5 642 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
299
Россия
Юрист, стаж 42 лет онлайн
г.Минск
Хмельницкий В.Н.
4.9 54 245 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
548
показать ещё