Пенсия в исправительной колонии - законно ли отказываться выплачивать участнику боевых действий в Чечне?
₽ VIP
Мой муж отбывает наказание в исправительной колонии. Он является участником боевых действий в Чечне, получает пенсию. Года два как пенсию ему выплачивать перестали. Мотивируя тем, что он сидит, и получит пенсию по освобождению. Законно ли это? Могу я за него получать пенсию по доверенности?
Здравствуйте, РИта!
Вы не можете получать пенсию по доверенности. Все законно. Могут перечислят в колонию.
Отдельно следует отметить, что не принимаются к производству доверенности осужденных пенсионеров, поскольку Уголовно-исправительным кодексом Российской Федерации закреплен особый порядок выплаты пенсии осужденным к лишению свободы.
Заверение доверенности:
Доверенность на получение пенсии должна быть надлежащим образом удостоверена. Удостоверяться указанная доверенность в нотариальном порядке или уполномоченными организациями и лицами, которые предусмотрены в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наряду с нотариусами правом совершать нотариальные действия наделены главы местных администраций поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения, в котором отсутствует нотариус.
Данное положение не относится к органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом городского округа либо района.
Кроме этого доверенность может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится. Однако индивидуальные предприниматели, у которых работает доверитель, не наделены такими полномочиями.
Доверенность на получение пенсии может быть удостоверена жилищно-эксплуатационной организацией (ЖЭО) по месту жительства доверителя.
В случае нахождения пенсионера в больнице доверенность удостоверяется администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Доверенность совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверяется администрацией данного учреждения.
Доверенности, удостоверенные нотариусом, должны быть заверены гербовой печатью, т.е. печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. К другим доверенностям такие требования законодательство не предъявляет. Они могут удостоверяться печатью организации (предприятия) с указанием наименования.
Обязанность пенсионеров:
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что выплата трудовой пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения трудовой пенсии.
Требование о ежегодном подтверждении пенсионером факта регистрации по месту получения трудовой пенсии является новым в пенсионном законодательстве и создает правовую основу для контроля за расходованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
По общему правилу подтвердить факт регистрации пенсионер должен лично, обратившись в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту получения пенсии и представить выписку из паспорта или заменяющих его документов, подтверждающих регистрацию по месту получения пенсии, составленной самим пенсионером либо путем подачи заявления о продлении выплаты пенсии по доверенности.
Кроме этого данный факт можно подтвердить путем личного получения пенсии через доставочную организацию в течение двенадцатимесячного периода действия доверенности.
Приостановление выплат трудовых пенсий лишало осужденного пенсионера возможности получить ту ее часть, которая превышала расходы по его содержанию в исправительно - трудовом учреждении, и приобретало характер дополнительного наказания. А это, в свою очередь, нарушало один из основополагающих принципов уголовного права - соответствие между преступлением и наказанием.
Обоснованность решения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 1995 года о признании ст. 124 Закона РФ "О государственных пенсиях в РСФСР" неконституционной обусловлена еще и тем, что положения ч. 1 ст. 39 Конституции РФ не допускают, чтобы нетрудоспособные члены общества оставались без помощи, в том числе в случае потери кормильца. Однако в результате существовавшего запрета выплачивать пенсию осужденному пенсионеру и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии последние полностью теряли этот источник средств к существованию. Тем самым устанавливался разный уровень жизни иждивенцев осужденных пенсионеров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушало гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
Положение ст. 124 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РСФСР" не соответствовало также требованиям ст. 52 Конституции РФ, согласно которой государство обеспечивает потерпевшим от преступлений компенсацию причиненного ущерба, поскольку приостановление выплаты трудовой пенсии исключает возможность удержаний от этой пенсии сумм в возмещение ущерба потерпевшим от преступления.
Приостановление выплат пенсий осужденным к лишению свободы являлось нецелесообразным и с точки зрения профессиональных, уголовно - исполнительных аспектов. Так как экономические возможности государства не позволяют в полной мере обеспечить нормальную жизнедеятельность мест лишения свободы, включая материально - бытовое и медико - санитарное обеспечение осужденных, то в результате необеспеченности работой, низких заработков, отсутствия материальной помощи со стороны родственников отбывающие наказания в местах лишения свободы осужденные пенсионеры были поставлены в неравные, более худшие материальные условия по сравнению с остальными осужденными.
В настоящее время право социального обеспечения осужденных к лишению свободы законодательно закреплено в ч. 7 ст. 12 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 года. Конкретизируется это положение ст. 98 УИК РФ, которая впервые закрепляет принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Основанием для социального страхования осужденных является факт их привлечения к труду в соответствии со ст. 103 настоящего Кодекса. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.
Согласно ст. 98 УИК РФ осужденные имеют на общих основаниях право на получение пенсий и социальных пособий. Соответственно осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Необходимо также отметить, что в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительных учреждениях.
В комментируемой статье отмечено, что выплата пенсий осужденным должна осуществляться органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных должны производиться различные виды удержаний для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, в том числе и по исполнительным документам. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются ст. 107 настоящего Кодекса.
В то же время законодатель закрепляет такое важное положение, как право на возмещение ущерба осужденным в случае утраты ими трудоспособности, наступившей по вине администрации в период отбывания наказания. Причем это право должно быть реализовано сразу по факту наступления, а не после освобождения, как это имело место по ранее действовавшему ИТК. Возмещение ущерба должно производиться на основании решения суда по соответствующему иску осужденного к администрации исправительного учреждения или предприятия, на котором он работал.
Каково же социально - правовое назначение права на социальное обеспечение?
Во-первых, в условиях, когда заново формируется российская государственная система социального обеспечения, его нормы служат как бы индикатором социальной политики государства. Они должны быть динамичны и быстро реагировать на все изменения, происходящие в социально - экономическом развитии нашего общества. Применительно к осужденным право социального обеспечения характеризует не только социальную, но и уголовно - исполнительную политику Российского государства, наглядно подтверждает ее приверженность основополагающим принципам демократизма, гуманизма и равенства всех граждан перед законом.
Во-вторых, с возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Поэтому реализация права на социальное обеспечение является наглядным показателем эффективности созданной для этого организационной структуры, ее способности гарантировать права каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах.
Необходимо отметить, что в силу имеющихся экономических трудностей, наиболее сильно сказывающихся в местах лишения свободы, реализация права на социальное обеспечение не менее важна, чем его выражение в уголовно - исполнительной политике и закрепление в уголовно - исполнительном законодательстве и праве. Именно создание для системы социального обеспечения осужденных в единстве ее политических, правовых, организационных и ресурсных элементов свидетельствует о решимости государства не на словах, а на деле обеспечить это важнейшее право человека и гражданина в условиях его изоляции.
В-третьих, реализация права на социальное обеспечение является реальным свидетельством того, что Россия выполняет взятые на себя обязательства в области социальной защиты населения, в том числе осужденных. Напомним, международное сообщество в этой сфере социально - правовых гарантий исходит из того, что признание государством достоинства и равных, неотъемлемых прав человека и гражданина является основой свободы и справедливости и они должны охраняться властью закона.
В содержание права на социальное обеспечение как одного из основных прав граждан входит право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иной случай утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.
Социально - правовое назначение социального обеспечения проявляется через его цели. При этом следует иметь в виду, что право социального обеспечения затрагивает интересы фактически всего народа. Его сущность заключается в том, что общество через государство принимает на себя обязанность материально обеспечить путем предоставления различных выплат и услуг граждан, если они окажутся нетрудоспособными на все время или на какой-то период. Поэтому в более широком смысле слова социальное обеспечение призвано служить одной из форм реализации основной задачи социальной политики государства - подъему благосостояния населения.
Цели, непосредственно стоящие перед институтом социального обеспечения, в разные исторические периоды страны менялись в зависимости от ряда социальных факторов.
Так, в первых декретах Советской власти по социальному обеспечению были провозглашены цели обеспечения во всех случаях нетрудоспособности, а сам институт социального обеспечения закреплялся как система обеспечения нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества <*>.
СпроситьЗдравствуйте, Рита! В соответствии со ст. 98 уголовно-исполнительного кодекса РФ, выплата пенсий осужденным осуществляется отделами Пенсионного Фонда (ПФ) Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных (постановление Министерства труда и социального развития и Пенсионного Фонда РФ от 27 февраля 2002 года "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами О трудовых пенсиях в Российской Федерации и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации")
Пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится органом пенсионного обеспечения по месту нахождения исправительного учреждения. Доставка ему пенсии осуществляется с соблюдением условий статей 98 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации только путем зачисления на лицевой счет осужденного, открытый администрацией учреждения. Иных вариантов выплаты и доставки пенсий лицам, осужденным к лишению свободы, действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому правовых оснований для выплаты пенсии осужденному по прежнему месту жительства на основании доверенности нет.
СпроситьУважаемая Рита! Это не законно.
До недавнего времени право социального обеспечения распространялось на осужденных в ограниченном объеме.
Так, согласно ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года с последующими изменениями и дополнениями <*>, ст. 61 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей" от 12 февраля 1993 года <**>, ст. 13 - 23 Федерального закона "О ветеранах" от 16 декабря 1994 года <***> осужденным в местах лишения свободы выплата ранее назначенных пенсий приостанавливалась. Если же нетрудоспособность осужденных по возрасту или инвалидности наступала в период отбывания лишения свободы, то на основании ст. 42 ИТК РСФСР пенсия назначалась осужденным после освобождения от отбывания наказания. Таким образом, осужденным не назначались и не выплачивались предусмотренные пенсионным законодательством пенсии по старости, по инвалидности и социальные пенсии.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. поставило на повестку дня вопрос о конституционности существующих ограничений в социальном и прежде всего пенсионном обеспечении осужденных и действии ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей всем гражданам социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца в полном объеме. Этот вопрос был юридически разрешен (хотя и частично) Конституционным Судом Российской Федерации, который своим Постановлением от 16 октября 1995 года установил, что лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права.
Таким образом, был решен вопрос о неконституционности ст. 124 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий
Исходя из основных принципов социального обеспечения и того факта, что осужденные к лишению свободы остаются полноправными гражданами России, то есть пользуются правами и несут обязанности согласно Конституции Российской Федерации, на них соответственно распространяется право на социальное обеспечение. Устанавливается оно частично как общегражданским законодательством, так и, более целенаправленно, - уголовно - исполнительным. Так, Уголовно - исполнительный кодекс (ч. 7 ст. 12, ст. 98 УИК РФ) гарантирует каждому осужденному право на социальное обеспечение, в том числе получение пенсий и социальных пособий на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, право на социальное обеспечение представляет собой систему различных денежных выплат и оказания социальных услуг, предоставляемых на основе норм уголовно - исполнительного, пенсионного, трудового и иного законодательства Российской Федерации.
Статья 10 УИК РФ определяет, что осужденный гражданин Российской Федерации независимо от совершенного им преступления и вида назначенного наказания не теряет своего гражданства и правового статуса гражданина. Ограничение его прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законодательством. Это исключает возможность установления ограничений в праве социального обеспечения законодательными актами субъектов Российской Федерации, ведомственными нормативными актами и субъективным усмотрением должностных лиц. В нормах же федерального законодательства ограничений в праве на социальное обеспечение осужденных нет.
Уголовно - исполнительный кодекс (ч. 7 ст. 12, ст. 98 УИК РФ) гарантирует каждому осужденному право на социальное обеспечение, в том числе получение пенсий и социальных пособий на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С уважением Мордвинкина Л.В.
СпроситьМожно ли получать пенсию по потере кормильца вместо мужа, отбывающего наказание в исправительной колонии, и как это сделать?
