Сын с иском на получение земельного участка под домом и получил отказ от администрации города и суда - возможна ли отмена постановления губернатора?
995₽ VIP

• г. Ейск

Родители приобрели дом в 1992. Земельный участок по домом в государственной собственности. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. В январе 2015 было сделан межевальный план с целью приобретения участка в собственность у администрации города. В выписке о земельном участке - Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ИЖС.

15 апреля 2015 года сын обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под домом. Получил отказ в предоставлении земельного участка, так как в 2011 году постановлением губернатора данные участки внесены в горно-санитарную зону и их оборот ограничен. Также указывают на возможное наложение штрафа за самовольный захват земли. Предлагают заключить договор аренды на 49 лет.

Затем обратился в городской суд с иском, получил отказ в удовлетворении исковых требований (получить 1/2 бесплатно и 1/2 платно). Затем апелляционный краевой суд оставил решение в силе.

Свое решение городской суд основывает п.1, п.5 ст.58 ФЗ от 10.01.2002 №7 Об охране окружающей среды; ст.96 (п.3) Земельного кодекса; ст.1 ФЗ от 23.02.1995 №26 О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах; постановления губернатора Краснодарского края от 27.01.2011 №51 Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Ейск в Краснодарском крае;

На руках выписка о земельном участке, где четко и ясно указано разрешенное использование - ИЖС, никаких комментариев об ограничении нет. Согласно Земельного кодекса разрешенное использование может менять только правительство. Разве губернатор региона может ограничивать оборот?

Какие мои действия дальше? Возможно ли отменить постановление губернатора (фактически это бумага, не основана на фактическом положении дел; если разрешенная использование изменилось - почему это не внесено в федеральную карту земельных участков, на руках свежая выписка где ИЖС)?

Спасибо.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Если восстановите срок обжалования постановления губернатора, то можно его оспорить согласно ст. 208 КАС РФ:

"С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы."

Спросить

Изменение вида разрешенного использования осуществляется в порядке ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (если Вы спрашиваете о виде разрешенного использования).

Если же говорить о том, что Земельный кодекс РФ запрещает установление горно-санитарной зоны на земельные участки кем-либо, кроме Правительства РФ, то это не так, поскольку ст. 96 Земельного кодекса РФ (которую Вы видимо имеете ввиду) касается только курортов федерального значения:

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обжаловать нормативный акт, изданный губернатором, в судебном порядке имеете право.

Спросить

Здравствуйте!

Полагаю, что Вам придется обращаться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в отношении постановления губернатора Краснодарского края от 27.01.2011 г. № 51.

Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с таким иском вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Спросить

Согласно ст. 208 КАС РФ можно обжаловать нормативный акт, изданный губернатором, так как ст. 96 Земельного кодекса РФ касается курортов только федерального значения:

Можно изменить вид разрешенного использования

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 39]

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Спросить

Доброго времени!

Можете обжаловать в порядке административного судопроизвадства РФ

Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 21] [Статья 208]

1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

4. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

5. Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

8. По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Спросить

Вы можете обжаловать постановление в судебном порядке. Отменить его мое только суд.

Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 21] [Статья 209]

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Спросить
Артур
20.09.2015, 20:59

Отказ в предоставлении земельного участка под домом - как действовать в случае наложения ограничений в горно-санитарной зоне?

Родители приобрели дом в 1992. Земельный участок по домом в государственной собственности. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. В январе 2015 было сделан межевальный план с целью приобретения участка в собственность у администрации города. В выписке о земельном участке - Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ИЖС. 15 апреля 2015 года сын обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под домом. Получил отказ в предоставлении земельного участка, так как в 2011 году постановлением губернатора данные участки внесены в горно-санитарную зону и их оборот ограничен. Также указывают на возможное наложение штрафа за самовольный захват земли. Предлагают заключить договор аренды на 49 лет. Затем обратился в городской суд с иском, получил отказ в удовлетворении исковых требований (получить 1/2 бесплатно и 1/2 платно). Затем апелляционный краевой суд оставил решение в силе. Свое решение городской суд основывает п.1, п.5 ст.58 ФЗ от 10.01.2002 №7 Об охране окружающей среды; ст.96 (п.3) Земельного кодекса; ст.1 ФЗ от 23.02.1995 №26 О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах; постановления губернатора Краснодарского края от 27.01.2011 №51 Об утверждении границ и режима округа горно-санитарной охраны курорта краевого значения Ейск в Краснодарском крае; На руках выписка о земельном участке, где четко и ясно указано разрешенное использование - ИЖС, никаких комментариев об ограничении нет. Какие мои действия дальше? Спасибо.
Читать ответы (6)
Артур
15.05.2015, 18:50

Отказ в предоставлении земельного участка под домом, построенным до 1992 года

Родители приобрели дом в 1992. Земельный участок по домом в государственной собственности. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. В январе 2015 было сделан межевальный план с целью приобретения участка в собственность у администрации города. Категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: ИЖС. 15 апреля 2015 года сын обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под домом. Получил отказ в предоставлении земельного участка, так как в 2011 году постановлением губернатора данные участки внесены в горно-санаторную зону. Также указывают на возможное наложение штрафа за самовольный захват земли. Вопрос у меня, по отказу в связи с включением в особую зону, если дом был построен еще до 1992 года по каким то разрешающим документам (наверно БТИ?) и по свежей кадастровой выписке данный участок имеет использования ИЖС? И как я мог захватить землю, если дом был построен опять же на основании разрешения каких либо органов, если опять же было оформлено право собственности в Росреестре. Спасибо.
Читать ответы (9)
Артур
10.04.2015, 18:07

Спор о праве собственности на земельный участок под домом - как защитить свои права?

Родители приобрели дом в 1992. Земельный участок по домом в государственной собственности. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. 11 марта 2015 года сын обратился в администрацию города с заявлением об безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка под домом. Получил отказ в предоставлении целого участка, так как только 1/2 доля была получена в порядке наследования, а другая 1/2 доля была получена в порядке дарения после 2001 года. Т.е. владение 1/2 долей дома отвечает ЗК РФ. Куда обратиться (прокуратура, суд?) с жалобой, и права ли адиминистрация? Спасибо.
Читать ответы (3)
Артур
26.03.2015, 14:07

Отказ в оформлении земли в собственность - правомерные действия администрации?

Родители приобрели дом в 1992. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. 05 марта 2015 года сын обратился в администрацию с заявлением об безвозмездном оформлении в собственность земли под домом. Получил отказ, так как 1/2 доля была получена в порядке дарения после 2001 года. Выкупить также не может, так как законом не установлен порядок расчета суммы выкупа. Правомерны ли действия администрации? Спасибо.
Читать ответы (4)
Артур
26.03.2015, 22:42

Вопрос о безвозмездном оформлении земельного участка сыну после дарения доли дома - какой путь выбрать?

Родители приобрели дом в 1992. В 2005 году в порядке наследования сын получает 1/2 дома, отец как переживший супруг вторую 1/2 долю. Отец в 2014 году дарит сыну свою 1/2 долю, в итоге у сына целая доля. 05 марта 2015 года сын обратился в администрацию с заявлением об безвозмездном оформлении в собственность земельного участка под домом. Получил отказ, так как 1/2 доля дома была получена в порядке дарения после 2001 года, и в связи с этим весь целый участок нельзя оформить в собственность. Также отказали в выкупе, так как законом до сих пор (после изменений с 1 марта) не установлен порядок расчета суммы выкупа. Земельный участок размежеван и поставлен на кадастровый учет в феврале 2015. Документы на дом в порядке и зарегистрированы в Росреестре и БТИ. Что делать?
Читать ответы (1)
Елена
26.12.2016, 11:54

Гражданин претендует на земельный участок для строительства жилого дома и огородничества - имеет ли администрация право отказать

В администрацию сельского поселения обратился гражданин с заявлением "О предоставлении земельного участка под строительство жилого дома и огородничества. Данный земельный участок ранее, принадлежал трем гражданам, на котором было расположено строение (жилой дом). После, дом разобрали и продали. Эти земельные участки не были оформлены в собственность и бессрочное пользование. Данный гражданин самовольно разгородил, объединил эти участки, произвел самовольный захват земли и пользовался на протяжении нескольких лет. Этот земельный участок распоряжением администрации, зарезервирован в 2014 году для строительства жилых домов категории " Многодетные семьи". Имеет ли администрация отказать в предоставлении земельного участка?
Читать ответы (1)
Светлана
16.05.2015, 20:19

Нужно ли переоформить свидетельство на земельный участок при изменении разрешенного использования

В 2010 году был зарегистрирован договор дарения земельного участка и дома размещенного на нем (дедушка мне подарил). В кадастровой выписке о земельном участке 2009 г. в строке разрешенное использование/назначение указано-Ведение личного подсобного хозяйства. А в свидетельстве о государственной регистрации права такая формулировка: Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для иного использования. В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков такого нет. Нужно переоформить свидетельство на землю?
Читать ответы (1)
Ольга
14.03.2016, 14:11

Проблемы с договором субаренды земельного участка - Как решить спор с ОАО РЖД

Я являюсь собственником недвижимого имущества магазина с пристроенным гаражом и надстроенным жилым помещением. Указанное строение было возведено на земельном участке предоставленном в установленном порядке, постановлением администрации в аренду в 1996 году. Поскольку при разграничении государственной собственности на землю указанный участок вошел в земли федеральной собственности, мною в 2008 году был заключен договор субаренды с ОАО РЖД. Позднее я сделал схему границ земельного участка. На основании постановления 1996 года и схеме границ зем. уч., получил кадастровую выписку земельного участка, где написано категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства магазина, присвоил адрес земельному участку и заключил договор аренды зем. уч. с администрацией и выкупил его. Получил свидетельство о государственной регистрации права. Пытался расторгнуть договор с РЖД, писал им заявление, но они отказываются и грозят, что ими будет подан иск о признании недействительным договор купли-продажи земельного участка. Что делать?
Читать ответы (3)
Ev
16.09.2020, 08:10

Вопросы регистрации дома и земельного участка - план действий для быстрого разрешения ситуации

Помогите пожалуйста по вопросу регистрации дома и земельного участка. Ситуация следующая: 2010 г. протокол о предоставлении в аренду ЗУ. 2010 году акт выбора земельного участка. СОТ. Земли населенных пунктов, цель под дачу. Вид права: аренда. . Июнь 2013 г. получен кадастровый паспорт земельного участка. Ноябрь 2013 г. Департамент ИЗО администрации города. Ответ об истечении срока действия акта выбора земельного участка, составляет 2 года.. . Рекомендуют обратится в агентство земельных отношений. . Июнь 2014 г. обратились о предоставлении ЗУ в аренду. Ответ: предоставлено письмо департамента имущественных и земельных отношений администрации города – отказ, акты не имеют обратной силы. Граждане включаются в отдельный список, соблюдение очередности. Указали что первоначальный протокол от 2010 г. утратил силу. Рекомендуют обратиться в суд для признания права собственности на дачу. . июль 2018 г. письмо департамента имущественных и земельных отношений администрации города. Было заявление о предоставлении ЗУ без торгов. Отказали так как надо приложить документы права заявителя, документ членство заявителя в некоммерческой организации. 2018 г. Есть топосьемка. Также топосьемка производилась ранее. . Август 2019 г. сделан технический паспорт на садовый дом 6*7 м.. Самострой. Умер гражданин, который хотел все зарегистрировать в апреле 2020 г. . сейчас разрешенное использование: для дачного строительства. Категория земель: земли населенных пунктов. . На данный момент родня хочет зарегистрировать право собственности на землю и на дом на себя. 1. Можно ли (легче, быстрее) зарегистрировать на родственника племянника Инвалида? 2. Или зарегистрировать на племянницу без инвалидности? 3. Можно ли перевести дачу в индивидуальное жилищное строительство? Чтоб не под дачу было, а жилой дом. 4. Надо ли подавать в суд? 5. Как вообще лучше и быстрее сделать, какой план действий? Спасибо!
Читать ответы (7)
Анжела Петровна
14.04.2014, 18:06

Какие документы нужны для начала строительства частного дома на земельном участке в СОК?

В марте месяце 2014 года приобрела земельный участок в СОК. Имеются документы: 1. Свидетельство о государственной регистрации права (вид права: собственность; объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства и огородничества. 2. Договор купли-продажи земельного участка. 3. Передаточный акт. 4. Землеустроительное дело. 5. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. 6. Кадастровый план земельного участка. 7. Карта (план) границ. Подскажите, пожалуйста, могу ли я начать строительство частного дома на этом участке, или еще необходимо собрать какие-либо документы?
Читать ответы (1)