В назначении льготной пенсии отказано по причине того, что якобы служба в органах МВД не защитывается в северный стаж.

• г. Запорожье

Прошу разьяснить ситуацию. 5.08.2009 мне исполнилось 55 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера (Петропавловск-Камчатский) составляет 17 лет. Из них, 3 года 6 месяцев - служба в органах МВД. В назначении льготной пенсии отказано по причине того, что якобы служба в органах МВД не защитывается в северный стаж. Правы ли работники пенсионного фонда? Если нет, то розьясните мои действия в этой ситуации.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Увы, правы.

"Определение Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 14-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

"Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса суда Амурского городского суда Хабаровского края, установил:

1. В производстве судьи Амурского городского суда Хабаровского края Е.Ю. Хохловой находится дело гражданина А.П. Павлова об оспаривании решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края от 23 мая 2003 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по достижении 55-летнего возраста в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Гражданин А.П. Павлов считает, что имеет право на назначение досрочной пенсии, поскольку периоды его работы, а также военной службы и службы в органах внутренних дел в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в общей сложности составляют более 20 лет. Однако управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края исключило из стажа, дающего на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на такую пенсию, периоды его военной службы по призыву с 16 июня 1967 года по 26 мая 1970 года в поселке Полярный Мурманской области (район Крайнего Севера) и службы в должности следователя со 2 октября 1980 года по 19 июня 1987 года в Амурском ГОВД Хабаровского края (местность, приравненная к районам Крайнего Севера).

По мнению Амурского городского суда Хабаровского края, подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не соответствует статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, не предусматривая при назначении досрочной трудовой пенсии по старости (мужчинам - по достижении возраста 55 лет и женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет) возможности включения в стаж работы периодов службы в армии по призыву и службу в должности следователя в органах внутренних дел в этих же районах и местностях, допускает неравенство прав граждан при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в зависимости от характера выполняемой профессиональной деятельности. Заявитель указывает, что военная служба и служба в органах внутренних дел являются разновидностью трудовой деятельности гражданина, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий и отдаленностью территорий, не зависит от того, проходит ли гражданин службу или работает по трудовому договору. Право же на досрочную пенсию, предусмотренное подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по мнению заявителя, должно возникать при наличии у работника суммарной продолжительности трудовой (профессиональной) деятельности в определенной местности и достижении им определенного возраста и не может ставиться в зависимость от характера этой деятельности и ведомственной принадлежности организации, в которой она осуществлялась.

2. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.

4. Из содержания запроса следует, что Амурский городской суд Хабаровского края, утверждая, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости военная и приравненная к ней служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна засчитываться в специальный стаж наравне с работой в этих районах и местностях, фактически ставит вопрос об изменении действующей системы пенсионного обеспечения. Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М. Данилов"

Спросить
Владимир
10.07.2011, 14:16

Служба в органах МВД препятствует получению льготной северной пенсии

Служба в органах МВД составляет 5 лет, восемь месяцев, их них два года приходится на службу в г. Архангельске. Для получения льготной северной пенсии не хватает два года. Можно засчитать в северный стаж два года проработанные мной на севере в органах МВД. В П,Ф, мне в этом отказали. Получается, что служба в органах МВД не дает мне право на льготную пенсию, так как не хватает лет по выслуге, и работа на севере в течении двух лет в органах МВД тоже не засчитывается в северный стаж. Получатся такая ситуация: если бы я работал в г. Архангельске на гражданкой службе, то я был получал льготную северную пенсию, а так служба в органах МВД забирает у меня два года северного стажа и лишает меня законного права на льготную северную пенсию.
Читать ответы (1)
Борозняк Сергей Борисович
27.02.2009, 22:57

Отказ в оформлении пенсии после 21-летнего стажа на Крайнем Севере - причина - работа в МВД.

Я проработал в районах Крайнего Севера 21 год, из них 8 лет в органах МВД. В оформлении пенсии в 55 лет мне отказали ссылаясь на то, что работа в органах МВД не включается в серевный стаж. Правы ли работники отделения ПФР?
Читать ответы (3)
Сергей
22.02.2012, 06:35

Засчитывается ли данный период при назначении льготной пенсии.

Проходил срочную службу в районе Крайнего Севера. Имеются подтверждающие документы. Засчитывается ли данный период при назначении льготной пенсии. После службы работал на Севере 14 лет и 4 месяца. При увольнении в 1991 году юристы объясняли мне. что северного стажа на то время. Достаточно. При назначении мне пенсии в 2010 году. Службу на Севере в льготный стаж не включили. И в Северной пенсии мне было отказано. Прав ли Пенсионный фонд или стоит побороться в суде.
Читать ответы (1)
Лариса Викторвна
06.07.2012, 15:36

Куда я должна обратиться и что сделать, что бы эти годы зачислили в стаж льготной северной пенсии.

Я,прожившая более 15 лет в районе Крайнего Севера, и отработавшая в органах МВД 10 лет, сейчас не имею никакой возможности использовать эти годы для получения льготной северной пенсии, хотя эти все годы прожила в условиях Крайнего Севера. Куда я должна обратиться и что сделать, что бы эти годы зачислили в стаж льготной северной пенсии. Из-за того, что никаких отчислений МВД не производило в пенсионный фонд, я не могу получить льготных условий выхода на пенсию, т.к служба в МВД не засчитывается в Северный трудовой стаж, а только в общий. Что я должна сделать, для полного оформления документов, что бы эти годы (10 лет) считалист как Северные, ивлияли на мой Северный стаж.
Читать ответы (1)
Лариса
07.10.2019, 13:55

Право на вторую пенсию у военного пенсионера - льготы и стаж службы

Я являюсь военным пенсионером с 50 лет, сейчас мне 51 год. Стаж службы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, 19 лет в календарном и 27 лет в льготном исчислении. Кроме того, имеется 10 лет стажа гражданской работы, все в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Имею ли я сейчас право на получение второй пенсии из Пенсионного фонда? Имею льготу ветеран труда.
Читать ответы (5)
Наталья Сергеевна
28.01.2012, 18:43

Уменьшение базового размера пенсии из-за исключения периода ухода за ребенком - правомерные действия Пенсионного фонда?

Мой стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 6 месяцев 18 дней. В декабре 2009 года, когда мне исполнилось 50 лет, была назначена льготная пенсия. До января 2012 года фиксированный базовый размер пенсии составлял около 4 300 рублей. Однако, с 01.01.2012 года он уменьшился и составил 2 963,07 рублей. Уменьшение произошло по причине того, что из льготного стажа исключен период ухода за ребенком с 17.12.1983 г. по 22.04.1985 г. (1 год 5 мес.). Правомерны ли действия Пенсионного фонда?
Читать ответы (1)
Чистяков Андрей Степанович
27.09.2009, 17:47

Отказ в пенсии после работы в органах МВД на Крайнем Севере - законно ли?

Я проработал в органах МВД в районах Крайнего Севера 11 лет. пенсию не выробатал. Сейчас работаю на предприятии. В условиях вредного производства. В настоящий момент Стаж для получения пенсии по вредности выроботан. Но мне отказывают в оформлении пенсии, в связи с тем, что службв в Органах МВД в райнах Крайнего севера, не входит в северный трудовой стаж. По закону мне положена пенсия в 45 лет. Стаж работы полсле МВД 10 лет во вредных условиях труда. Подскажите, правомерно ли это?
Читать ответы (1)
Светлана
30.08.2018, 12:34

Как получить льготный северный стаж после службы в районах крайнего севера для получения пенсии?

В пенсионном фонде не в какую не хотят включить в льготный северный стаж службу в райннах крайнего севера, до пенсии мужу остался год и как раз этих двух лет не хватает в северном стаже, после службы, в течении трех месяцев устроился на работу там же на севере, служба в армии до 1990 г,что делать в таком случае?
Читать ответы (5)
Юля
09.08.2013, 13:29

Как получить пенсию по смешанному стажу после работы на Крайнем Севере?

Стаж работы на Крайнем Севере 22 года шесть месяцев. Из них 12 лет семь месяцев гражданского стажа и 9 лет девять месяцев служба в МВД. Буду дослуживать до минимального стажа (10 лет в районах Крайнего Севера). В марте мне исполнилось 50 лет-предельный возраст нахождения на службе. Положенна ли мне пенсия по смешанному стажу? Если, да,куда мне обращаться по этому вопросу? Юля г. Дудинка Красноярского края.
Читать ответы (1)
Алекс
26.01.2020, 06:03

Учитывается ли гражданский и военный северный стаж при уходе на пенсию по контракту?

Прохажу службу в районах крайнего севера по контракту и здесь же родился. До службы в армии по контракту работал так же на крайнем севере 2 года 4 месяца. Вопрос, хотел узнать, входит ли гражданский северный стаж в военный северный стаж по контракту для ухода на пенсию с северным стаже 20 лет. Если два северных стажа сложить в одно? Гражданский северный стаж+военный северный стаж по контракту?
Читать ответы (1)