Приказом командира войсковой части 11111 от 15 апреля 2010 года АСТАХОВ уволен с военной службы в запас на основании подп.«а» п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и приказом командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года с 09 февраля 2011 года исключен из списков личного состава воинской части.
03 марта 2011 года АСТАХОВ обратился в военный суд с заявлением, оспаривая действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства.
В своем заявлении АСТАХОВ указал, что ранее проходил службу в распоряжении командира войсковой части 00000. 01 февраля 2010 года решением жилищной комиссии войсковой части 00000 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с избранием постоянного места жительства в городе Санкт-Петербурге. 01 декабря 2009 года он обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в котором изложил свою просьбу не исключать из списков личного состава части до предоставления государственного жилищного сертификата. 15 апреля 2010 года приказом командира войсковой части 11111 он был уволен с военной службы на основании подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». 21 декабря 2010 года он согласился с предложением Департамента жилищного обеспечения МО РФ №0012871 о распределении ему жилья в городе Санкт-Петербурге. 09 февраля 2011 года приказом командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года он, АСТАХОВ, исключен из списков личного состава части. Вместе с тем, на момент исключения из списков личного состава части обещанная ему квартира так и не была предоставлена, договор социального найма на указанное жильё он не заключал. В настоящее время он по окончании военной службы должен освободить занимаемую служебную квартиру в ЗАТО Александровск и сдать её муниципальным властям. По мнению заявителя, исключение его из списков личного состава войсковой части 00000 произведено преждевременно, поэтому он подлежит восстановлению в списках личного состава воинской части до надлежащего обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства, то есть после заключения договора социального найма на указанное жильё. Он считает, что приказ командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года незаконен и подлежит отмене. Также, АСТАХОВ полагает, что ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещает увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, в отличие от п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, не разделяет способы такого обеспечения, предусмотренные статьей 15 названного закона, а именно путем получения жилья по месту военной службы, с помощью жилищного сертификата либо в избранном постоянном месте жительства.
В судебном заседании АСТАХОВ, настаивая на заявленных требованиях, просил суд полностью их удовлетворить.
Одновременно АСТАХОВ просил суд взыскать с ответчика в его пользу судебные издержки, понесенные им при уплате государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Представитель ответчика, командира войсковой части 00000, РЕПЕНКОВ с требованиями заявителя не согласился и просил суд отказать в их удовлетворении.
При этом РЕПЕНКОВ пояснил, что до исключения 09 февраля 2011 года из списков личного состава воинской части АСТАХОВ состоял на военной службе и обеспечивался всеми положенными видами довольствия, проживая в отдельной муниципальной квартире. АСТАХОВУ в период прохождения военной службы распределено жилье в избранном после увольнения месте жительства, а на момент исключения из списков личного состава части заявитель вместе с семьей надлежащим образом обеспечен жильем по прежнему месту службы, где и проживает в настоящее время. Каких-либо нарушений жилищных прав АСТАХОВА при его исключении из списков личного состава части командование войсковой части 00000 не допустило.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны и мнение помощника военного прокурора ГУСЕЛЬНИКОВА В.В., полагавшего признать требования АСТАХОВА необоснованными, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.23 названного закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае обеспечения гражданина жильем по месту службы и изъявления им желания получить таковое после увольнения с военной службы в избранном месте жительства закон не предусматривает запрета на увольнение такого военнослужащего.
Одновременно, закон запрещает увольнение только военнослужащих, изъявивших желание получить жильё в избранном месте жительства, у которых вообще отсутствует какое-либо жильё.
Перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 01 февраля 2010 года №2 АСТАХОВ включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.
01 декабря 2009 года АСТАХОВ обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Из данного рапорта усматривается, что заявитель от улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы отказался, поскольку надлежащим образом обеспечен жильем. В указанном рапорте АСТАХОВ выразил просьбу не исключать его из списков личного состава части до выдачи государственного жилищного сертификата.
Такие же сведения АСТАХОВ довел лично командиру войсковой части 00000 и при проведении с ним беседы 01 декабря 2009 года, что следует из соответствующего листа беседы.
26 марта 2010 года командиром войсковой части 00000 составлено представление об увольнении АСТАХОВА с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
15 апреля 2010 года приказом командира войсковой части 11111 АСТАХОВ, имеющий свыше 12 календарных лет выслуги на военной службе, уволен с неё в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, то есть на основании п.п.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В ноябре 2010 года за исх. № 0012871 Департаментом жилищного обеспечения МО РФ заявителю распределено жилое помещение в виде отдельной квартиры в городе Санкт-Петербурге.
Как пояснил в судебном заседании АСТАХОВ, он 21 декабря 2010 года направил в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ подтверждающие его согласие на распределенное жилье документы. Однако до настоящего времени из Департамента жилищного обеспечения МО РФ к нему не поступила выписка из решения о предоставлении ему распределенной квартиры по договору социального найма.
09 февраля 2011 года на основании приказа командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года АСТАХОВ исключен из списков личного состава войсковой части 00000.
Семья заявителя состоит из 4-х человек, самого АСТАХОВА, его жены и 2-х дочерей.
Из справки №4845 от 01 декабря 2009 года, выданной ООО «Управляющая компания» ЗАТО Скалистый, следует, что АСТАХОВУ в гор. Гаджиево предоставлена 3-х комнатная отдельная муниципальная квартира.
Как пояснил в судебном заседании АСТАХОВ, несмотря на то, что он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части, заявитель в настоящее время вместе с семьей продолжает проживать в указанной квартире, а должностные лица администрации ЗАТО Александровск этому не препятствуют.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что АСТАХОВ в связи с организационно-штатными мероприятиями изъявил желание быть уволенным с военной службы с последующим обеспечением жильем не по месту прохождения военной службы. В период военной службы заявителю, проживающему с семьей в муниципальной квартире по месту службы, была предложена квартира в избранном им после увольнения месте постоянного жительства, с чем он согласился. После этого командиром войсковой части 00000 АСТАХОВ был исключен из списков личного состава части. Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что исключение АСТАХОВА их списков личного состава воинской части произведено в соответствии с действующим законодательством, а жилищные права заявителя ответчиком не нарушены.
Утверждение заявителя о незаконности его исключения из списков личного состава воинской части до заключения с ним договора социального найма предоставленного ему жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства суд полагает несостоятельным, поскольку заключение указанного договора зависит исключительно от действий самого заявителя, а не ответчиков. Так, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением со стороны Минобороны РФ исполнена, и ответчики не препятствуют АСТАХОВУ в сдаче занимаемого жилья, переезде к новому месту жительства и заключении указанного договора.
Более того, суд учитывает, что при подаче рапорта об увольнении с военной службы и при проведении беседы командиром войсковой части 00000 АСТАХОВ, несмотря на то, что занимаемое им по месту службы жильё не соответствует социальным нормам по параметру площади жилья на каждого члена семьи, заявил об отказе в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы и в дальнейшем, вплоть до принятия решения о его увольнении с военной службы, а также до исключения из списков личного состава части, свое решение не изменил.
Поскольку нарушений жилищных прав заявителя со стороны ответчика в судебном заседании не установлено, суд отказывает в удовлетворении его требования об отмене оспариваемого приказа и восстановлении в списках личного состава войсковой части 00000.