Вопрос квалификации - могут ли отстранить воспитателя без высшего образования?
199₽ VIP
Я окончила в 1981-1982 пед класс с отрывом от призводства, на протяжении всего времени проходила курсы повышения квалификации. С 01.12.15 заведующая отстраняет меня от должности воспитателя, так как пед класс это не образование, имеет ли она на это право? Аттестация у меня еще годна до 2017 года. Что мне делать помогите. Спасибо.
Вы подлежите увольнению согласно ст 84 ТК РФ по основанию: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно положениям раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, в отношении воспитателя установлено требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
СпроситьЗдравствуйте, Татьяна!
На мой взгляд, Вам следует побороться за место работы.
Как следует из Вашего вопроса, Вы на протяжении с 1982 года по настоящее время Вы работали на должностях воспитателя (или других педагогических должностях), проходили повышение квалификации.
Это свидетельствует о том, что работодатель принял Вас на работу, будучи осведомлен об отсутствии высшего педагогического образования.
Кроме того, отсутствие высшего педагогического образования для приема на работу воспитателем, во всяком случае, в 1982 году и не требовалось.
Квалификационные требования к должности воспитателя являются рекомендательными и при наличии специальной подготовки и опыта работы допускается прием на работу лиц, не имеющих высшего пед. образования.
Как указано в ст. 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В Вашем случае, на мой взгляд, нельзя сказать, что правила приема на работу были нарушены при заключении трудового договора (поскольку в 1982 году) допускалось принимать на работу без высшего педагогического образования.
Есть определенная судебная практика.
Например, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 27.08.2015 по делу N 33-11586/2015 по делу об оспаривании увольнения по вышеуказанной статье Трудового кодекса РФ указано, что работодатель при заключении трудового договора с истцом был осведомлен об отсутствии у нее сертификата специалиста, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицалось и свидетельствует об отсутствии вины истца в нарушении правил заключения трудового договора. Указанное обстоятельство (отсутствие сертификата специалиста) не препятствовало истцу, имевшей на момент заключения трудового договора достаточный практический опыт, исполнять возложенные на нее должностные обязанности на всем протяжении работы в Учреждении качественно и в полном объеме, что подтверждается предоставленной ответчиком производственной характеристикой истца.
Так что я бы рекомендовал всё-таки оспаривать и отстранение от работы и последующее увольнение (если оно последует).
СпроситьУвы имеют право уволить.Вот вам судебная практика.
2 - 26 /2014 год/
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2014 года. г. Порхов.
Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Ивановой Л.В., при секретаре Басовой М.Л., с участием старшего помощника прокурора Порховского района Псковской области Белова Д.Ю., рассмотрев гражданское дело по иску
Быстровой Л.П. к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Псковской области “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Быстрова Л.П. обратилась в суд с иском к ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” о признании незаконным приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ11.2013 года о прекращении с ней трудового договора, восстановлении её на работе в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 5 805 рублей 28 копеек и 100 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.
В обоснование иска Быстрова Л.П. указала, что в ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” она работала в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ04.2001 года. Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года трудовой договор с ней был расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с нарушением установленных настоящим кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы. Причиной принятия данного решения явилось отсутствие у неё среднего, высшего либо дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика”. Приказ о прекращении с ней трудового договора считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку она имеет удостоверение об окончании в 1988 году одногодичного педагогического класса при средней общеобразовательной школе № 1 г. Порхова, в соответствии с которым ей была присвоена квалификация “Воспитатель детского сада”. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у неё среднего специального образования по специальности “Воспитатель”, что соответствует квалификационным требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 года. Педагогические классы открываются для подготовки квалифицированных специалистов. Слушатели педагогических классов в отношении стипендиального обеспечения приравниваются к учащимся педагогических училищ. Выпускники педагогических классов приравниваются по оплате труда к лицам, окончившим педагогические училища. Она имеет стаж работы в должности воспитателя 19 лет 09 месяцев. Имеет первую квалификационную категорию по должности “Воспитатель”. В учреждении 10 воспитателей не имеют профессионального педагогического образования, из которых 4 воспитателя имеют стаж работы меньшей продолжительности, чем у неё. 9 воспитателей не имеют свидетельства об окончании педагогического класса и первой квалификационной категории по должности “воспитатель”. Поэтому она не подлежала увольнению при условии оставления на работе остальных 9 воспитателей. Следовательно, она подлежит восстановлению на работе. Организация обязана оплатить ей время вынужденного прогула в соответствии с представленным расчётом среднего заработка за время вынужденного прогула. Неправомерными действиями работодателя ей был причинён моральный вред, пострадали её честь и достоинство. Она испытывает нравственные переживания, поскольку трудовой договор был с ней расторгнут помимо её воли. Поэтому просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец уточнила, что трудовой договор был с ней расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Истец неоднократно увеличивала заявленные требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Окончательно просит взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года по ДД.ММ.ГГГГ.01.2014 года в размере 39 911 рублей 30 копеек. Были дополнены и основания заявленных требований. Полагает, что Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, являясь учреждением социального обслуживания, никогда не являлся образовательным учреждением, а Приложением № 2 к Постановлению Минтруда России от 11.11.1992 года № 33 были утверждены тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, которые не могут распространяться на работников учреждений системы социального обслуживания населения. Она, как работник учреждения социального обслуживания населения, не являлась педагогическим работником, как это определено Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, поскольку не состояла в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность или обучение, не проводила обучение содержащихся в доме-интернате. Образовательный ценз, установленный ст. 331 ТК РФ и ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года “Об образовании в Российской Федерации”, на неё не распространяется. Следовательно, её увольнение незаконно, поскольку нарушений законодательства, действовавшего на момент приёма её на работу, допущено не было. Если работодатель считал, что работник не имеет возможности осуществлять трудовую деятельность с учётом его стажа и квалификации, согласно ст. 196 ТК РФ он был обязан организовать и провести его обучение за свой счёт. Кроме того, работодателем не доказана невозможность продолжения её работы в должности воспитателя. Аттестационная комиссия, в заседании которой не принимал участие ни один из представителей педагогической службы, не давала никаких заключений относительно того, может ли она с учётом её практического опыта и компетентности занимать должность воспитателя. При решении вопроса о её увольнении имела место дискриминация. Когда решался вопрос о её увольнении, ей предлагали другие должности, но вакантных должностей, которые она могла бы занять, не было. В письменном виде ей эти должности не предлагались.
На изменённых исковых требованиях истец и её представитель Стегний А.Б. настаивают. Дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. При этом уточнили, что в нарушение требований законодательства увольнение Быстровой Л.П. было произведено без участия профсоюзной организации. Быстрова Л.П. занималась педагогической деятельностью, оказывала педагогические, психологические и воспитательные услуги.
Представители ответчика Ващенко Е.Н. и Николаева Е.Н. иск не признали. Полагают, что увольнение Быстровой Л.П. произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства. При этом пояснили, что истец уволена по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ согласно ч. 1 ст. 84 ТК РФ в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения работы - отсутствие документа об образовании, необходимого для выполнения данной работы, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Согласно разделу III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года для работников, занимающих должность воспитателя, установлены требования к квалификации - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы. На период приёма истца на работу Постановлением Минтруда от 11.11.1992 года № 33 также предусматривалось обязательное наличие высшего или среднего профессионального образования у лиц, занимающих должность воспитателя. Документ о высшем или среднем профессиональном образовании и об образовании по направлению подготовки “Образование и педагогика” у истца отсутствует. Удостоверение об окончании истцом одногодичного педагогического класса не является документом об образовании. Указанные классы создавались для подготовки воспитателей дошкольных учреждений, их выпускники приравниваются к лицам, имеющим среднее специальное образование только по оплате труда. Кроме того, истец, имея документ о наличии квалификации “воспитатель детского сада”, не имеет образования по направлению подготовки “Образование и педагогика”. В январе 2013 года педагогическому составу, не имеющему педагогического образования, было предложено поступить учиться в педагогические образовательные учреждения. Два человека поступили в образовательные учреждения, другие в устной либо письменной форме выразили намерения поступить в образовательные учреждения. Истец не пыталась куда-либо поступить. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ Быстрова Л.П. пояснила, что не поступила учиться, так как считает, что у неё достаточно необходимого образования, о чём свидетельствует удостоверение об окончании педагогического класса. Учитывая то, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Законом “Об образовании”, несоответствие истца этим требованиям не может расцениваться как ограничение его трудовых прав. Истцу был предоставлен список вакантных должностей. Она ознакомилась с ним и расписалась. Истец не могла быть переведена на имеющиеся у ответчика вакантные должности в связи с отсутствием соответствующей квалификации либо состоянием здоровья. Соблюдение работодателем преимущественного права на оставление на работе в данном случае законодательством не предусмотрено. Тем более, что истец на момент увольнения имела два дисциплинарных взыскания. Не смотря на то, что ответчик не относится к учреждению образования и не занимается образовательной деятельностью, так как с 2008 года обучение в учреждении организовано на базе коррекционной школы, истец работала в структурном подразделении “Педагогический персонал” и, исходя из её обязанностей по обучению детей, занималась педагогической работой, продолжая вне школы работу коррекционной школы, получала надбавки за педагогическую деятельность. Следовательно, на истца, как на педагогического работника распространяются законы об образовании. Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.10.2013 года к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ03.2003 года, было заключено между ответчиком и истцом с целью изложения договора в новой редакции, соответствующей действующему законодательству. С расчётом истца среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ11.2013 года по ДД.ММ.ГГГГ.01.2014 года не согласны. Согласно расчёту, произведённому бухгалтером учреждения, данная сумма должна составлять 39 473 рубля 24 копейки.
Выслушав истца, представителей истца и ответчика, заключение старшего помощника прокурора Порховского района Псковской области Белова Д.Ю., не находящего оснований к удовлетворению иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно трудовой книжке истца серии № № № заполненной ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ04.2001 года она принята на работу ГУСЗН “Бельско-Устьенский дом-интернат для умственно отсталых детей” воспитателем в порядке перевода из детского сада “Росинка” по согласованию между руководителями на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года. ГУСЗН “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” был переименован в ГУСО “Бельско-Устьенский дом-интернат для умственно отсталых детей”, а затем в ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей”. ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года трудовой договор прекращён в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим продолжение работы, пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами. Заявлением Быстровой Л.П. о принятии её на работу воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ.04.2001 года. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.04.2001 года о приеме Быстровой Л.П. на работу с ДД.ММ.ГГГГ04.2001 года. Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), в котором в качестве основания указан протокол аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № об отсутствии документов об образовании, справка о наличии всех вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ11.2013 года.
Согласно приказу Управления социальной защиты населения Псковской области № № от ДД.ММ.ГГГГ.1994 года было учреждено государственное учреждение Бельско-Устьенский детский дом-интернат, зарегистрированное согласно распоряжению № № от ДД.ММ.ГГГГ1994 года, и ДД.ММ.ГГГГ1994 года утверждён его Устав, согласно которому предметом деятельности Учреждения кроме прочего являлась организация учебно-воспитательной работы. Учреждение имеет право учреждать обособленные структурные подразделения.
Новая редакция Устава учреждения, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ.2002 года, и Устав ГУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” (новая редакция), утверждённый ДД.ММ.ГГГГ.2006 года, с изменениями, утверждёнными ДД.ММ.ГГГГ.2009 года, ДД.ММ.ГГГГ.2009 года и ДД.ММ.ГГГГ.2009 года, содержат аналогичные положения.
Согласно Типовой номенклатуре должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием по Министерству социального обеспечения РСФСР, утверждённой Постановлением Госкомтруда РСФСР от 28.08.1979 года № 17, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах и интернатах для персональных пенсионеров должность воспитателя подлежит замещению специалистами со средним специальным образованием.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 N 33 (ред. от 20.04.1993) “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации” требованием к квалификации воспитателя является среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с п. 7 Правил внутреннего трудового распорядка для работников внешкольных учреждений системы Министерства просвещения СССР, утверждённых Приказом Минпроса СССР № 96 от 11.05.1986 года, лица, принимаемые на работу, требующую специальных знаний, должны предоставить соответствующие документы об образовании или профессиональной подготовке.
Таким образом, нормативно-правовыми актами, действовавшими на период приема истца на работу, предусматривалось обязательное наличие у воспитателя среднего специального (педагогического) образования.
В соответствии п. 4 ст. 12, п. 1 и п. 5 ст. 9Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” к образовательным кроме прочих относятся учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуется профессиональная образовательная программа, к которой относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
Форма диплома о среднем профессиональном образовании, утверждённая Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2009 года № 315 предусматривает обязательное указание на наличие среднего профессионального образования.
Согласно Удостоверению Министерства просвещения РСФСР серии А № 111956, регистрационный № 29, оно выдано истцу в том, что она в 1987/88 учебном году обучалась в одногодичном педагогическом классе при средней общеобразовательной школе № 1 г. Порхова Псковской области и решением квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ 1988 года ей присвоена квалификация “воспитатель детского сада”.
В личной карточке Быстровой Л.П., составленной ДД.ММ.ГГГГ04.2001 года, имеется запись о наличии у неё начального профессионального образования - педкласс г. Порхова. Основной профессией указан “воспитатель детского сада”.
Следовательно, окончание истцом одногодичного педагогического класса не свидетельствует о получении ею среднего профессионального образования, поскольку указание на это в удостоверении отсутствует. Указание о присвоении квалификации не свидетельствует о наличии у истца среднего специального образования.
В соответствии с п. 1, п. 7 Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних образовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утверждённого Приказом Минпроса СССР № 6 от 14.01.1981 года, одногодичные педагогические классы создаются для подготовки воспитателей дошкольных учреждений, слушатели педагогических классов в отношении стипендиального обеспечения приравниваются к учащимся педагогических училищ.
В соответствии с Приложением 4 к Инструкции “О порядке исчислении заработной платы работников средних специальных учебных заведений”, утверждённой Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССРот 27.08.1987 N 605, в перечень учебных заведений, окончание которых даёт право на установление ставок заработной платы и должностных окладов преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования, к среднему специальному образованию отнесены годичные педагогические классы.
Таким образом, указанные нормативно-правовые акты приравнивают окончивших одногодичные педагогические классы к лицам, имеющим среднее специальное образование лишь по оплате труда, но не наличию соответствующего образования. Доказательств обратного суду не представлено. Следовательно, на период приёма истца на работу она не имела среднего специального образования.
Согласно п. 24 Положения “О детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР”, утверждённого приказом Минсобеса РСФСР 06.04.1979 года № 35, воспитание и обучение в детском доме-интернате осуществляется по специальному учебному плану в соответствии с программами по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в детских домах-интернатах Министерства социального обеспечения РСФСР, что свидетельствует о проведении в доме-интернате учебно-воспитательного процесса.
Согласно Положению о структурных подразделениях Бельско-Устьенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, утверждённому ДД.ММ.ГГГГ.2008 года, учреждение имеет в своём составе отделение психолого-педагогической помощи, предназначенное для оказания реабилитационных мероприятий медицинского, социального, социально-педагогического, психолого-социального, лечебно-трудового характера, оказания практической помощи в организации обучения детей-инвалидов, проведения с ними психолого-коррекционной работы, подготовки и проведения мероприятий по организации их досуга, обучения их приёмам бытовой адаптации и другого.
В соответствии с Положением Бельско-Устьенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, утверждённого в 2009 году, он является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим предоставление услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет. Интернат имеет в соей структуре различные подразделения, в том числе психолого-психологической помощи, предназначенное для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий. Подразделение совместно с органами образования определяет формы обучения детей, оказывает практическую помощь в организации обучения, готовит и проводит мероприятия по организации досуга, обучает приёмам бытовой адаптации. Образовательная работа с детьми и подростками в Интернате организуется в соответствии с Законом РФ “Об образовании”.
Согласно штатному расписанию Учреждения с 01.01.2001 года в штат учебно-воспитательного персонала входили воспитатели.
В соответствии с Положением об Учреждении, утверждённым ДД.ММ.ГГГГ.2013 года, назначение учреждения в целом не изменилось. Среди прочих оно предоставляет социально-педагогические услуги и имеет в своей структуре социально-педагогическую службу, в состав которой входят воспитатели.
Согласно информации, предоставленной истцом, Быстрова Л.П. по состоянию на 30.10.2013 года имеет педагогический стаж - 19 лет 09 месяцев.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ.2003 года, заключенному ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” с Быстровой Л.П., она принята на работу воспитателем в структурное подразделение “педагогический персонал” с ДД.ММ.ГГГГ.2003 года по ДД.ММ.ГГГГ.2004 года. В её обязанности входит обязанность проводить обучение детей по программам, утверждённым Министерством Социальной защиты, развивать познавательные интересы и способности детей.
Согласно дополнительному соглашению № № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” и истцом, Быстрова Л.П. принята на работу по должности воспитателя в педагогическую службу.
В соответствии с Должностной инструкцией воспитателей, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ.1999 года, в своей работе воспитатель руководствуется положением о детском доме-интернате, его Уставом, инструкциями Министерства социальной защиты по обучению и воспитанию детей, иными действующими нормативными актами, настоящей должностной инструкцией. Обязаны проводить обучение детей по программам, утверждённым Министерством Социальной защиты, развивать познавательные интересы и способности детей, повышать свой уровень знаний по обучению и воспитанию детей. Воспитатель несёт дисциплинарную ответственность за неисполнение своих должностных обязанностей и другие нарушения трудовой дисциплины согласно КЗоТ РФ, Закона об образовании. Квалификационные требования - образование не ниже среднего специального. Истец с данной инструкцией ознакомлена под роспись.
Согласно Должностной инструкции воспитателей, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ.2005 года, воспитатель должен регулярно проводить занятия. Квалификационным требованием является наличие образования не ниже среднего специального. С данной инструкцией истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.2005 года.
Должностная инструкция воспитателей, утверждённая ДД.ММ.ГГГГ.2010 года, имеет аналогичные положения. Квалификационным требованием является наличие образования не ниже среднего профессионального. С данной инструкцией истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ2010 года.
Аналогичные положения содержит Должностная инструкция воспитателя, утверждённая ДД.ММ.ГГГГ.2011 года и изменения к ней, утверждённые ДД.ММ.ГГГГ.2011 года, с которыми истец ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ09.2011 года. Требованиями к квалификации является наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” не является образовательным учреждением, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем, обучение проживающих в учреждении детей инвалидов производится учителями ГОУ “Специальная (коррекционная) образовательная школа № 1 восьмого вида г. Пскова” Однако истец работала непосредственно в группе с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья, выполняя функции педагогического работника. Данные обстоятельства установлены и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 26 июля 2011 года.
Согласно представленным истцом расчётным листкам, она работала в должности воспитателя в подразделении учебно-воспитательного персонала.
Согласно п. 1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, право на досрочную трудовую пенсию имеют воспитатели детских домов интернатов для умственно отсталых детей.
Согласно перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение на 2014 год, тарификационному списку работников Учреждения и сведениям о страховых взносах Быстровой Л.П. она, как воспитатель, имеет право на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на протяжении всей своей трудовой деятельности в Бельско-Устьенском детском доме-интернате для умственно отсталых детей Быстрова Л.П. занималась педагогической деятельностью.
Представленные суду документы, подтверждающие квалификацию Быстровой Л.П., характеристики, почётные грамоты, благодарственные письма, тематические, календарные и перспективные планы, планы мероприятий и методической работы, индивидуальные программы развития, дневники наблюдений воспитанников, методики и методические рекомендации, сетевой график работы, планы повышения квалификации и прохождения аттестации сотрудников социально-реабилитационной (педагогической) службы, платёжная ведомость на выдачу, в том числе и Быстровой Л.П., методической литературы, положение о социально-реабилитационной (педагогической) службе, в состав которой входит истец, - не свидетельствуют о наличии у истца необходимого образования, а лишь подтверждают осуществление ею педагогической деятельности в штате педагогического персонала. При этом повышение квалификации истец проходила в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования. Согласно выписке из приказа Государственного управления образования Псковской области № 1681 от 16.12.2010 года решение о соответствии первой квалификационной категории Быстровой Л.П. принято в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 года № 1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”.
Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
В соответствии с ч. 1 ст. 46Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” предусматривают требования к квалификации воспитателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
Следовательно, отсутствие у истца среднего профессионального образование исключает её дальнейшее оставление на занимаемой должности.
Согласно протоколу № № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии об увольнении воспитателей, не имеющих педагогического образования, в присутствии Быстровой Л.П. было принято решение о её увольнении.
Согласно протоколу № № от ДД.ММ.ГГГГ заседания аттестационной комиссии ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей”, созданной на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года, комиссия сделала вывод о возможности прекращения с Быстровой Л.П. трудового договора ввиду отсутствия у неё соответствующего документа об образовании.
Согласно ч. 2 ст. 84 ТК РФ, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Справка об исполнении штатного расписания ГБУСО “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” по состоянию на №11.2013 года содержит сведения о наличии не занятых штатных единиц: специалист по социальной работе, санитар, слесарь-сантехник, 2 рабочих по обслуживанию зданий, а так же по неполным ставкам: слесарь-электрик - 0,5, юрисконсульт - 0,5, врач дерматолог - 0,25, врач педиатр -0,25, врач стоматолог - 0,5, врач невролог - 0,25, медсестра стерилизационная - 0,1, медсестра диетическая - 0,05, воспитатель - 0,5, инструктор по труду - 0,5.
Данные сведения подтверждаются штатным расписанием учреждения на период с 01.10.2013 года
Истец не отрицает, что её ознакомили со списком вакантных должностей, но она не могла их занять в силу объективных причин.
Согласно ч. 3 ст. 84 ТК РФ если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Данное требование Закона работодателем выполнено и истцом не оспаривается.
Согласно п. 9 раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Возможность оставления работника, исходя из его квалификации, является правом работодателя, а не обязанностью. Представители ответчика пояснили, что работодатель не нашёл возможным оставить Быстрову Л.П. на работе ввиду ненадлежащего исполнения ею должностных обязанностей, за что она дважды привлекалась к дисциплинарной ответственности. Согласно приказам № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ года о дисциплинарных взысканиях за нарушение должностных обязанностей Быстровой Л.П. объявлены замечания. Данные приказы были обжалованы Быстровой Л.П. в суд, однако решениями Порховского районного суда Псковской области от 30.01.2013 года и от 21.03.2013 года в признании приказов незаконными ей было отказано. Решения суда вступили в законную силу.
Более того, основанием прекращения трудового договора с истцом явилось нарушение установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, отсутствие соответствующего документа об образовании, в то время как выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с нормативным правовыми актами.
Согласно протоколу № № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания трудового коллектива учреждения, на котором присутствовала истец, директор отметила о необходимости воспитателям иметь высшее или среднее профессиональное педагогическое образование и специализацию “образование и педагогика”, и что с 24.01.2013 года воспитателям предложено поступать в учебные заведения и получать соответствующее образование.
Данный вопрос являлся предметом обсуждения и на общем собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ года, протокол которого представлен представителем ответчика.
То, что Быстрова Л.П. не присутствовала на заседания педагогического совета от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно протоколу которого, заместитель директора по ВР ФИО7 предложила педсоставу, не имеющему педагогического образования в 2013 году поступить учиться в педагогические образовательные учреждения, не лишает её обязанности иметь требуемое законом образование.
Согласно ч. 3 ст. 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Соблюдение работодателем преимущественного права на оставление на работе в случае увольнения работника по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ трудовым законодательством не предусмотрено.
Представленные ответчиком приказы № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО8 на другую работу - воспитатель педагогической службы, с ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные соглашения, заключенные с ней; заявление о переводе её с должности воспитателя педагогической службы на должность санитарки с ДД.ММ.ГГГГ года, приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ о её переводе с ДД.ММ.ГГГГ года; приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9, воспитателем педагогической службы по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ; справка, выданная . о том, что с ДД.ММ.ГГГГ обучается в индустриально-педагогическом колледже - так же опровергают утверждение истца и её представителя о том, что Быстрова Л.П. подверглась дискриминации в сфере труда.
Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Следовательно, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников является правом работодателя. Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации не обязывают ответчика проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование истца.
Заявления ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ о намерении получать образование, штатное расписание на период с ДД.ММ.ГГГГ года, решение Порховского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО14 суд не учитывает, так как они не несут доказательственной нагрузки.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что на момент начала трудовой деятельности Быстрова Л.П. не имела среднего специального образования, в то время как данное условие было необходимым. Данное нарушение исключает возможность продолжения её работы в настоящее время. Осуществление истцом в течение длительного времени трудовой деятельности при отсутствии у неё необходимого образования и приравнивание по оплате труда окончания педагогического класса к среднему специальному образованию не может служить основанием её оставления на работе в должности воспитателя. Истцу предлагался перевод на другую работу, который был невозможен в силу объективных причин. Нарушений закона при расторжении трудового договора с Быстровой Л.П. работодателем допущено не было. Закон не требует обязательного решения аттестационной комиссии при увольнении по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, а так же обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя по данному основанию. Как следствие: отсутствие представителя педагогической службы на заседании аттестационной комиссии, сделавшей вывод о возможности прекращения с Быстровой Л.П. трудового договора, не свидетельствует о незаконности её увольнения. Утверждение истца о дискриминации в отношении неё со стороны работодателя несостоятельно, поскольку вопрос о расторжении трудового договора по данному основанию решается по конкретному работнику и не ставится в зависимость от оставления на работе других работников.
Следовательно, заявленные исковые требования Быстровой Л.П. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Быстровой Л.П. в иске к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Псковской области “Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей” о признании незаконным приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ11.2013 года о прекращении с ней трудового договора, восстановлении её на работе в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ.11.2013 года, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 39 911 рублей 30 копеек и 100 000 рублей в счёт компенсации морального вреда ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Порховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 06 февраля 2014 года
Судья Л.В. Иванова
С подлинным верно
Судья Порховского районного
суда Псковской области Л.В. Иванова
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
СпроситьВ соответствии с ч. 1 ст. 46Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Так что могут уволить. Нужно учиться.
СпроситьПодскажите а что можно сделать?
СпроситьУволить вас могут, а отстранить от работы - нет оснований. Но это вам сильно не поможет.
Статья 76. Отстранение от работы
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 76]
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
СпроситьКемерово - онлайн услуги юристов
Мои пенсионные выплаты в 2010 году составили 7504 рубля с учетом моего 38-летнего стажа работы и предыдущих зарплатных начислений
Входят ли годы декретного отпуска в педстаж с 1982-1983 гг.,1988-1989 гг. и курсы повышения квалификации медработника.
Как вычислить коэффициент для расчета пенсии на основе заработной платы за определенные годы?
Как рассчитать пенсию при отсутствии данных о зарплате за 1985 год и изменении места работы в 1988 году?
