Сколько времени занимает экспертиза некачественных кожаных перчаток при возврате денег?
Скажите пожалуйста, в течение какого времени может проводиться экспертиза некачественного товара (кожаные перчатки), когда написано заявление о возврате денег за некачественный товар.
В силу п. 5 ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона N 2300-I для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Как следует из буквального смысла названной нормы, срок проведения экспертизы должен соответствовать сроку, установленному данным Законом для удовлетворения требования, в связи с рассмотрением которого назначается такая экспертиза, например требования об устранении недостатков (ст. 20 Закона N 2300-I), замене товара (ст. 21 Закона N 2300-I), соразмерном уменьшении покупной цены товара и пр. (ст. 22 Закона N 2300-I). Срок же удовлетворения таких требований прямо предусмотрен, соответственно, статьями 20, 21 и 22 Закона N 2300-I.
Иное толкование рассматриваемого положения п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I, на наш взгляд, невозможно в силу следующего.
Во-первых, обязанность проведения экспертизы возникает в силу наступления указанных в п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I обстоятельств, а именно - в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара. Необходимости заявления требования о проведении экспертизы товара данное положение закона не устанавливает. Иными словами, экспертиза качества товара должна производиться независимо от того, требовал ли потребитель ее проведения. В этой связи под "соответствующим требованием" применительно к п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I не может пониматься требование о проведении экспертизы, поскольку таковое не предполагается. Кроме того, словосочетание "соответствующих требований" употреблено во множественном числе, а слово "экспертиза" - в единственном, что указывает на то, что под "соответствующими требованиями" не могут пониматься требования о проведении экспертизы, а понимаются требования, которые описаны в ст.ст. 20, 21 и 22 Закона N 2300-I и заявляются потребителем в ходе реализации его прав, связанных с обнаружением недостатков товара: требования об устранении недостатков, замене товара и пр.
Во-вторых, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ст.ст. 20, 21 и 22 Закона N 2300-I на момент вступления в силу рассматриваемого положения п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I (вступившего в силу в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ) не содержали иных сроков, кроме как сроков удовлетворения требований об устранении недостатков, замене товара, соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Представляется, что законодатель, действуя разумно, не мог закрепить правило об определении сроков таким образом, чтобы отсылочная диспозиция нормы, устанавливающей данное правило, указывала на положения закона, которыми такие сроки не установлены. Это означает, что срок проведения экспертизы определяется не иначе как сроком удовлетворения требования, в связи с рассмотрением которого назначается экспертиза.
В любом случае необходимо учитывать, что ни ст.ст. 20, 21 и 22 Закона N 2300-I, ни иные положения этого Закона не предусматривают продление сроков удовлетворения соответствующих требований покупателя на период проведения экспертизы. Поэтому независимо от того, в какие сроки будет проводиться экспертиза качества товара, требования потребителя об устранении недостатков, замене товара и т.п. подлежат удовлетворению в сроки, установленные ст.ст. 20, 21 и 22 Закона N 2300-I.
Спросить