Уважаемые юристы, подскажите, правомерно ли поступает руководство нашей организации в данной ситуации?

• г. Выборг

Я работаю в бюджетной организации, в моем отделе всего два человека - я и мой начальник. У меня средне-специальное образование, у моего начальника - высшее (в соответствии с квалификационными требованиями).

Когда мой начальник уходит в отпуск на меня возлагается временное исполнение его обязанностей, но оплачивать мне разницу в окладах (а она прямо скажем существенная) руководитель нашей организации отказывается мотивируя это тем, что у меня нет высшего образования.

Уважаемые юристы, подскажите, правомерно ли поступает руководство нашей организации в данной ситуации?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Вообще-то оплата производится за работу, а не по имеющемуся образованию.

А относительно доплаты - может, это судебное решение поможет.

"Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ

от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90

"Об отмене решения Верховного суда РФ от 21.01.03 N ГКПИ 02-1359"

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Петроченкова А.Я., Толчеева Н.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 марта 2003 года гражданское дело по жалобе Понятовского Александра Вениаминовича о признании не соответствующим федеральному закону подп."а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" в части, запрещающей совмещение руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям,

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя заявителя Деменевой А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия установила:

Понятовский А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим федеральному закону подп."а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" в части, запрещающей совмещение руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, указывая на то, что оспариваемое им положение нормативного правового акта противоречит статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ, нарушает его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2003 года жалоба оставлена без удовлетворения.

В кассационной жалобе Понятовский А.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.423 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 01.02.2002, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (в редакции Постановлений от 19.02.87 N 222, от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N 153, от 31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657) предусмотрено право работников на совмещение профессий (должностей).

Подпунктом "а" пункта 15 установлено, что настоящее Постановление не распространяется на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников; главных специалистов; руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что оспоренное положение нормативного правового акта бывшего Союза ССР, ограничивающее право отдельных категорий работников на совмещение профессий (должностей), не противоречит Трудовому кодексу РФ.

Такой вывод суд мотивировал тем, что должности руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей отнесены к должностям служащих, труд руководителей тарифицируется выше труда других служащих, статья 11 Трудового кодекса РФ не исключает установление правительственными нормативными актами особенностей регулирования труда указанных лиц при совмещении профессии, ограничение таким руководителям в рамках заключенного трудового договора на совмещение должностей не противоречит ст.2 Трудового кодекса РФ.

С данным выводом, основанным на неправильном толковании норм материального права, согласиться нельзя.

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, а также равенство прав и возможностей работников относятся к признаваемым в ст.2 Трудового кодекса РФ основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из этих основополагающих принципов и ст.ст.9, 56 Трудового кодекса РФ, стороны трудового договора как свободные субъекты рыночных отношений вправе самостоятельно устанавливать по взаимному соглашению условия трудового договора, в том числе связанные с совмещением профессий (должностей). Размеры доплат за совмещение устанавливаются также по соглашению сторон трудового договора (ст.151 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст.3 Трудового кодекса РФ допустимо установление таких различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Федерального закона, устанавливающего требования, определяющие ограничение права руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на совмещение профессий (должностей), не имеется. Тем более подобное ограничение не может рассматриваться как обусловленное особой заботой государства о названных лицах.

Квалификационные характеристики должностей служащих, содержащиеся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, не могут служить основанием для ограничения прав по оплате труда работников тех организаций, которые не финансируются из бюджета. Тарифная система оплаты труда работников таких организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст.143 Трудового кодекса РФ), что не исключает возможность установления иных норм оплаты труда.

В трудовом договоре должно содержаться наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации. Наименование должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, только в тех случаях, когда в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот или наличие ограничений (ст.57 Трудового кодекса РФ).

В этой связи ссылка суда на тарифно-квалификационные характеристики, предусмотренные едиными тарифно-квалификационными справочниками и служащие основой для разработки должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда на основе Единой тарифной сетки, устанавливаемой для работников бюджетной сферы (ст.ст.135, 143 Трудового кодекса), несостоятельна.

Оспоренная норма Постановления Совета Министров СССР в существующей редакции, не содержащей исключения относительно сферы ее применения, ограничивает право руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на совмещение профессий (должностей), что противоречит вышеприведенным нормам Трудового кодекса РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы данной категории работников, к которым относится и заявитель.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренного положения нормативного правового акта бывшего Союза ССР действующему трудовому законодательству является ошибочным, сделанным в результате неправильного истолкования норм материального права, что является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке и вынесения нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2003 года отменить. Вынести новое решение, которым признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункта "а" пункта 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (в редакции Постановлений от 19.02.87 N 222, от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N 153, от 31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657) в части слов: "руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей".

Спросить
Татьяна
10.10.2015, 11:52

Вопрос о возможном увольнении из-за несоответствия квалификационным требованиям при наличии среднего специального

Принят на работу в 2015, со средн. Специалдьным образованием, но в квалификацтонных требованиях к моей должности стоит высшее образование (мое руководство принимая меня на работу было осведомлено о моем образовании) поступил на учебе для получения высшего образования. Вопрос: могут ли меня уволить за не соответствие квалификационным требованиям?
Читать ответы (1)
Виктор
29.04.2016, 11:47

Оплата разницы в окладах для государственных гражданских служащих по временно исполняемым должностям - законное ли отказывать?

Я являюсь государственным гражданским служащим старшей группы должностей. Имею средне-профессиональное образование, юрист. В настоящее время на меня приказом (приказ бессрочный, с моего согласия) возложены обязанности по исполнению обязанностей начальника отдела, т.к. там вакансия. Квалификационные требования на данную должность предусматривают наличие высшего юридического образования. Проблема в том, что мне не оплачивают разницу в окладах, мотивируя это тем, что у меня нет высшего юридического образования! Законно ли это? Значит исполнять обязанности я могу, а плату за это получать не могу? В ФЗ-79 об обязательном высшем юридическом образовании при исполнении обязанностей ничего не нашел! Спасибо за ответ!
Читать ответы (1)
Вячеслав
06.06.2003, 13:16

Правомерны ли действия Администрации и если нет то что возможно предпринять.

Повторно В нашем отделе вакантаная должность начальника отдела. С января 2003 я (зам начальника отдела) фактически исполняю обязанности начальника отдела, хотя официального приказа нет. Администрация нашей бюджетной организации отказывается производить мне доплаты на разницу в окладах мотивируя это тем, что согласно моей должностной инсрукции "зам начальника отдела исполняет обязанности начальника отдела в случае его временного отсутствия". Но должность то у нас вакантаная и начальник отдела отсутствует не временно. Правомерны ли действия Администрации и если нет то что возможно предпринять. Спасибо.
Читать ответы (1)
Лариса
27.07.2017, 08:06

Возможно ли уволить с муниципальной должности за отсутствие высшего образования?

На муниципальную должность поступил в 2001 году на должность начальника отдела правового обеспечения. Стаж работы в органах внутренних дел 21 год. Образование среднее специальное (школа милиции). Имеют ли право уволить меня как несоответствующего квалификационным требованиям (отсутствие высшего образования)?
Читать ответы (1)
Марина
17.11.2019, 07:46

Конфликт из-за образования в детском саду - что важнее - педагогическое или специальное?

У меня к вам такой ворос. Я имею средне-специальное образование (музыкальный руководитель) и высшее (педагог-психолог), работаю по специальности среднего образования. С заведующей у нас не очень хорошие дружелюбные отношения, когда она не была в этой должности, а была простым воспитателем, не раз у нас возникали конфликты и теперь решила хоть чем то, по старой памяти насолить. Когда она заполняла сайт нашего сада, то поставила мне средне-специальное образование, аргументируя это тем, что по трудовому договору я музыкальный руководитель и имею среднее образование, (до ее руководства мне всегда ставили высшее образование. Я ей объясняла, что указывают всегда наиболее высшее образование педагога или 2 образования специалиста, чем собственно повышают значимость человека и организации в целом. Или я не права?
Читать ответы (8)
Юрий
29.11.2009, 17:23

Необходимо ли при преме работника в обязательном порядке руководствоваться квалификационными требованиями?

Я работаю в бюджетном уреждении. Необходимо ли при преме работника в обязательном порядке руководствоваться квалификационными требованиями? Например, если по квалификационным требованиям необходимо высшее образование и стаж работы по аналогичной должности 5 лет, а у кандидата на эту должность лишь среднее специальное образование и стаж 6 месяцев, его не имеют право принять?
Читать ответы (1)
Ирина
26.01.2019, 22:38

Получение высшего образования - новые требования и последствия для работников в 2019 году

Правда ли, что с января 2019 г ужесточились требования к наличию высшего образования? Я работаю 10 месяц в компании на ставке начальник отдела, в должностной инструкции написано, что у начальника отдела должно быть высшее образование. У меня средне специальное. Отдел кадров не давно интересовались у меня не нахожусь ли я на стадии получения диплома. Могут ли меня уволить или понизить в ставке?
Читать ответы (16)
Надежда
06.12.2013, 19:51

Временный перевод на должность начальника кадров - права и обязанности сотрудника и руководителя

Я работаю в кадрах специалистом, помимо меня в отделе ведущий специалист и начальник отдела кадров. Начальник уволился по собственному желанию, меня попросили исполнять обязанности начальника, пока не подберут нового. С моего согласия меня временно перевели на должность начальника. Могу ли я написать отказ от исполнения обязанностей? Имеет ли право руководитель нашей организации отказать в удовлетворении моего заявления?
Читать ответы (5)