Допустимость проверки знаний по необъяснённому материалу - юридический аспект
В праве ли педагог устраивать проверку знаний по материалу, который не был объяснён или был объяснён непосредственно перед контрольной.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5. Оценки выставляются за:
- устные ответы при индивидуальной проверке,
" за выполнение практической работы,
" при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
" за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
" за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6. Что проверять?
" Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
" Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
" При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8. Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен отметить положительные и отрицательные стороны ответа и выставить отметку, указав при этом пути и направления дальнейшей работы.
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок и баллы критериев.
10. При анализе ответа учитель определяет:
" все ли изложил ученик,
" сколько ошибок было, какие это были ошибки,
" какие были сделаны неточности,
" правильно ли понят учебный материал,
" знает ли ученик определение понятий,
" умеет ли объяснять связи и зависимости,
" дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
" умеет ли выделять главное,
" оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
" логично, последовательно излагать материал.
" насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
" нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
" умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
Спросить