Как избавиться от судимости и вернуться в общество после одного проступка - история человека, чья жизнь изменилась из-за условного осуждения в 1992 году

• г. Оренбург

Как снять судимость, сын был условно осужден в 1992 г условно на 4 года Настало такое время, что не устроится на работу, семья 2 детей, возраст 42 года, высшее образ, один проступок искалечил всю жизнь...

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Судимость давно погашена, но светится во многих базах данных.

Спросить

Здравствуйте. Она уже погашена. Из базы данных не убрать

Спросить

В настоящее время правовой основой обработки и хранения персональных данных о судимости является:

- Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Россией Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ;

- статья 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Россией Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ;

- статье 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

- статье 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

- пунктом 74.3 Приказа МВД России от 07.11.2011 N 1121

Проблема в том, что все обозначенные акты не соблюдаются и грубо нарушаются.

Начнем с того, что именно законом "О полиции" должны быть обозначены сроки обработки персональных данных,что следует из ст. 5 ФЗ «О персональных данных».

Отсутствие сроков обработки привело к тому, что МВД хранит их практически вечно.

Между тем согласно подпункту 4 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248, МВД России осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Данная норма Положения была составлена на основе части третей статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», согласно которой порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Вместе с тем вопросы определения сроков хранения и обработки персональных данных отнесены к исключительной компетенции законодателя, а не МВД РФ.

Так, в ч. 2 ст. 4 закона от 27.07.2006 152-фз «О персональных данных» определено, что «на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы … могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, …. по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, …… возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности.

Вместе с тем, вопреки ч. 2 ст. 4 закона от 27.07.2006 152-фз «О персональных данных» и в нарушение ч.3 и ч.8 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в которой определен полный перечень категорий сведений, подлежащих внесению в банк данных, Административный регламент возлагает на оператора новую обязанность – обрабатывать не предусмотренную ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" категорию персональных данных - информации о гражданах, осуждавшихся на территории других государств, включая несуществующих (СССР).

Кроме того, справка о судимости, выдаваемая гражданам, теперь содержит неполные сведения, не указывается факт погашения судимости.

Варианты действий:

1. Обращение в районный суд с административным иском об оспаривании неправомерных действий Главного Управления МВД, выразившихся в незаконной обработке персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных

Обращению в суд должна предшествовать определенная подготовка. Здесь очень важно доказать, что Вы не подпадаете под категорию осужденных за совершение преступления. Иными словами, потребуется лингвистическое исследование.

Суть исследования вот в чем. Из текста пункта 2 части 3 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» невозможно однозначно понять, что имел в виду законодатель под фразой «лица, осужденные за совершение преступления».

Исходя из данной правовой нормы, информация о лицах, не являющихся осужденными, не подлежит внесению в банки данных. Термин «осужденный» встречается в Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", помимо п.2 ч. 3 статьи 17 ещё 5 раз:

1. согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 данного закона полиция обязана: информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение,

2. согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 данного закона полиция обязана: конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве,

3. согласно п. 26 ч. 1 ст. 12 данного закона полиция обязана: участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

4. согласно п. 6 ч. 1 ст. 21 данного закона полиция имеет право применять специальные средства для доставления в полицию, конвоирования и охраны осужденных к лишению свободы

5. согласно п. 7 ч. 1 ст. 23 данного закона полиция имеет право применять огнестрельное оружие для пресечения побега из мест содержания под стражей осужденных к лишению свободы

Исходя из данной правовой нормы, информация о лицах, не являющихся осужденными, не подлежит внесению в банки данных.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным именуется лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор.

Правовой статус осужденных определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в силу действия которого осужденным является лицо, отбывающее основное и (или) дополнительное уголовное наказание.

В силу действия ст. 86 УК РФ лицо является осужденным за совершение преступления лишь до погашения или снятия судимости.

Однако МВД,ссылаясь на те же статьи, считает иначе.

Вот поэтому всегда в таких делах необходимость проведения лингвистического исследования текста нормативно-правового акта при производстве по делу об оспаривании неправомерных действий Министерства внутренних дел, выразившихся в незаконных хранении и обработке персональных данных о погашенной судимости.

Учитывая приведенные обстоятельства, следует:

- провести исследование смыслового содержания указанного в пункте 2 части 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» спорного выражения "осужденные за совершение преступления";

Второй вариант:

Оспаривание через Верховный Суд ряда положений Административного регламента. Например:

Абзац 1 пункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 1121 (в редакции в редакции Приказа МВД России от 19.02.2015 N 263 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России)".

Обозначенный абзац 1 пункта 74.3 Административного регламента МВД нарушает права, предусмотренные:

- статьей 37 Конституции РФ,

- частью 2 статьи 19 Конституции РФ,

а также противоречит

- части 3 статьи 15 Конституции РФ

- статье 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Россией Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ

Третий вариант:

Оспаривание действий МВД по бессрочному хранению данных.

В момент размещения данных о Вас действовал приказ МВД СССР, которым определялся срок обработки персональных данных. Этот приказ не нуждался регистрации в Минюсте, но на момент размещения информации в базах заинтересованных лиц не был законодательно определен порядок вступления актов МВД, не нуждающихся в регистрации, в силу, хотя органы исполнительной власти должны были выработать условия и порядок вступления своих нормативных актов, не нуждающихся в регистрации в Минюсте, в силу. Данный порядок был определен лишь 07.05.2008 г. Приказом МВД России от N 405 (вступил в силу с 11.06.2008), которым и был установлен порядок вступления актов МВД, не нуждающихся в регистрации, в силу.

Следовательно, размещение сведений о Вас не имело правовой основы.

Спросить

Оренбург - онлайн услуги юристов