Несанкционированное списание денежных средств с кредитной карты - задолженность и возможности клиента

• г. Москва

Ситуация следующая. Произошло несанкционирование списание денежных средств с кредитной карты. Были в течении 12 часов написаны заявления в банк и в полицию по этому поводу. Карту заблокировали, но расходные операции не предотвратили. Теперь банк утверждает, что по операциям внутри страны он 30 дней будет рассматривать заявление, а по зарубежным 60 дней. Формально же, судя по их датам, 43 и 63 дня. А задолженность по карте все равно требует гасить. Нормально ли это и есть ли возможность заморозить все движения до момента пока не разберутся с ситуацией? Почему я должен компенсировать все банку за операции, которые не совершал?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Обнаружив, что произошло несанкционированное списание денежных средств с карты, клиенты, как правило, обращаются в банк. За этим следует процедура расследования случившегося силами службы собственной безопасности банка и удовлетворение (либо отказ в удовлетворении) требований клиента. Сроки проведения такого внутреннего расследования устанавливаются каждым банком самостоятельно, однако Банк России рекомендует завершать его в срок, не превышающий 30 дней. Исключение, по мнению главного банка страны, должны составлять случаи использования банковского оборудования других банков – тогда рекомендуемый срок проведения расследования увеличивается до 45 дней2.

Отметим, что если в результате проведенного банком расследования было установлено, что имел место факт мошенничества, и денежные средства были возвращены клиенту, налоговой базы по НДФЛ у последнего не возникает. На это указал в своих разъяснениях Минфин России, подчеркнув, что сумма возмещения ущерба при условии его документального подтверждения не образует экономической выгоды3.

В случае вынесения отрицательного решения по заявлению клиент банка может обратиться в суд с аналогичным требованием. Как правило, в качестве основного обоснования иска жертвы мошенничества указывают на обязанность банка обеспечить безопасность проводимых операций, используя современное программное обеспечение и технические комплексы защиты. Кстати, в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ4, бремя доказывания соблюдения всех требований к проведенным банковским операциям, лежит именно на банке. Приводя свои контрдоводы, банки указывают на такие обстоятельства, как обязанность владельца ключа электронной подписи обеспечивать его конфиденциальность (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи"), наличие в договоре с клиентом пункта об освобождении банка от ответственности за несанкционированные действия третьих лиц, произошедшие по вине клиента, в том числе передачу PIN-кода злоумышленнику.

Спросить