Вопрос: могу ли я взять отпуск по уходу за ребёнком?

• г. Екатеринбург

Я-военнослужащий по контракту. Жена является студенткой 4-го курса, очного отделения университета. На данной специальности нет заочной формы обучения. В апреле этого года, родилась дочь. Жена не брала декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком. Вопрос: могу ли я взять отпуск по уходу за ребёнком?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Увы.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 187-О-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статей 10 и 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей"

"Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина К.А. Маркина, установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.А. Маркин просит признать противоречащими статьям 19 (части 2 и 3), 38 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения:

абзацы третий и седьмой части первой статьи 13, абзацы второй и третий части первой статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

пункт 9 статьи 10 и пункт 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

пункты 5 и 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237;

подпункты "б" и "е" пункта 35, абзацы второй и третий пункта 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865.

Как следует из представленных материалов, К.А. Маркину, проходящему военную службу по контракту в войсковой части 41480 в должности начальника смены отдела, было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при этом ему на основании пункта 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью три месяца. Впоследствии соответствующий приказ был отменен в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на его получение. Пушкинский гарнизонный военный суд решением от 9 марта 2006 года обязал командира войсковой части 41480 предоставить К.А. Маркину 39 суток неиспользованного дополнительного отпуска, однако это решение было изменено определением Ленинградского окружного военного суда от 17 апреля 2006 года и К.А. Маркину в удовлетворении его требования отказано.

Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 14 марта 2006 года, оставленным без изменения определением Ленинградского окружного военного суда от 27 апреля 2006 года, К.А. Маркину было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. При этом суд сослался на пункт 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола. В истребовании дела по надзорной жалобе К.А. Маркина также отказано.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения являются дискриминационными и препятствуют осуществлению военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, права на воспитание своих детей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м";), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право федерального законодателя нашло свое непосредственное закрепление в пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами; на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Из пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи со статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекает, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 6 июня 1995 года N 7-П и развитой в определениях от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-O, от 22 октября 2008 года N 538-О-О и др. применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно избирая такой род занятий, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус. Исходя из этого установление федеральным законодателем тех или иных ограничений прав и свобод в отношении указанных граждан само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с Конвенцией МОТ N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года, закрепляющей, что не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой (пункт 2 статьи 1).

2.2. В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского пола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено пунктом 5 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности.

Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту, имеет право на однократное предоставление по его просьбе дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) (пункт 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Цель данного отпуска - предоставление военнослужащему-мужчине возможности в течение разумного срока решить вопрос об организации ухода за ребенком и, в зависимости от результатов, о дальнейшем прохождении военной службы. В том случае, когда военнослужащий принимает решение лично осуществлять уход за ребенком, он имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам (абзац пятый подпункта "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";).

Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.

Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлений' военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных статьей 19 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин.

Таким образом, пункт 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола, а также аналогичные нормативные положения, содержащиеся в пункте 5 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, конституционные права заявителя не нарушают, как не нарушает их и пункт 7 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, который предусматривает возможность однократного предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим службу по контракту, дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в связи с исключительными обстоятельствами.

2.3. Не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя и положение пункта 9 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Данное законоположение является по своему характеру отсылочной нормой, применяется только в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов и само по себе не направлено на ограничение прав и свобод военнослужащих.

2.4. Поскольку отцы малолетних детей, проходящие военную службу по контракту, не имеют права на получение отпуска по уходу за ребенком, они не относятся и к числу лиц, которым выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Соответственно, оспариваемые К.А. Маркиным положения Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяющие круг лиц, которые имеют право на получение названного ежемесячного пособия, и не относящие к ним отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, а также устанавливающие порядок исчисления размера данного пособия, не могут рассматриваться как затрагивающие его конституционные права.

2.5. Таким образом, в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалобы К.А. Маркина не могут быть признаны отвечающими критерию допустимости.

Проверка же законности и обоснованности принятых по его делу судебных и иных правоприменительных решений не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М. Данилов"

Спросить

Екатеринбург - онлайн услуги юристов

Алексей
18.06.2016, 22:56

И можно ли перевестись с очного 4 курса на заочное 3 курса, если заочное отделение открыли только 3 года назад?

Я учусь на 4 курсе и у меня не закрыта летняя сессия за этот год, могу ли я перевестись на заочное отделение еще раз на 4 курс? А так же, в случае если на заочном отделении только 3 курс т.к. заочное отделение открыли 3 года назад, перевестись на заочное отделение 3 курса с очного 4 курса?
Читать ответы (1)
Александра
16.11.2014, 22:31

Будет ли обучение на заочном отделении бесплатным для студента, переводящегося с очного отделения в другой университет?

Я учусь на 3 курсе очного отделения на коммерческой основе. Хочу поступить в другой университет на заочное отделение. Будет ли обучение бесплатным на заочном или нет?
Читать ответы (1)
Светлана
24.11.2015, 02:04

Возможен ли перевод на заочное отделение в другом университете и смена специальности?

Возможен ли перевод с очного отделения в моём университете на заочное отделение в другом на другую специальность? Если я учусь на втором курсе, могу ли я забрать документы по собственному желанию и поступить на заочное отделение в следующем году (не теряя 1 курса) , но поступать на другую специальность.
Читать ответы (1)
Светлана
15.11.2015, 19:39

Шокирующее повышение стоимости обучения - студентам третьего курса заочного отделения прибавили 18800 по их специальности.

Мы являемся студентами третьего курса заочной формы обучения. Платили за год обучения 27000. Вышли в октябре на сессию. Нам говорят, что нас перевели на очно-заочное отделение и прибавили за обучение, стоимость стала составлять 45800, а второй курс когда вышли на учебу им сказали, что год обучения 29800. И прибавили именно по нашей специальности и именно 3 курсу. Как быть? Законно ли это?
Читать ответы (1)
Иван
28.11.2014, 09:53

Нужно ли мне платить за заочное обучение, если у меня нет диплома о высшем образовании?

Я на данный момент являюсь студентом 3 курса очной формы обучения и параллельно учусь заочно на первом курсе в этом же университете. Должен ли я платить за заочное обучение если у меня еще нет диплома о высшем образовании? Прав ли университет требуя у меня оплату.
Читать ответы (1)
Настя
05.07.2022, 11:56

Можно ли учится на двух формах обучения одновременно без потери государственных выплат?

Я закончила 1 курс университета (очная форма обучения), поняла что данный университет меня не устраивает и хочу перевестись в другой. Могу ли я учится в своем университете на очной форме обучения и одновременно в другой университете на заочном или дистанте, не теряя государственных выплат?
Читать ответы (1)
Галина
16.04.2016, 23:21

Как продолжить учебу на 4 курсе очно-заочной (вечерней) формы обучения в связи с отменой этой формы обучения

Как продолжать учебу на 4 курсе очно заочной (вечерней) формы обучения в связи с приказом Минобрнауки от 09 02 2016 год, где указано что отменена очна заочная форма обучения. В приказе ничего не говорится про тех, кто сейчас в данный момент обучается. Вуз предлагает нам написать заявление о переводе на очное отделение с потерей курса, т е на 3 курс очного отделения и по индивидуальному плану обучения, план не расписан. Только раздали заявления чтоб подписали. Правомерно ли это. Если вышел приказ в министерстве об отмене очно заочной формы обучения это действительно означает что все студенты которые в данный момент учатся должны перейти на очку? Или должны доучиться согласно своему договору.
Читать ответы (1)
Павел
08.02.2016, 10:40

Оформление документов для отправки работающего дедушки в декрет, чтобы заботиться о новорожденной дочери

У меня родилась дочь. Жена является студенткой очного отделения. С ребёнком готов сидеть дедушка. Подскажите, какие документы надо оформить, чтобы отправить работающего дедушку в декрет? Спасибо.
Читать ответы (1)
Екатерина
12.10.2010, 19:42

Скажите пожалуйста, действуют ли льготы, предоставляемые детям-сиротам при обучении на заочном отделении?

У меня ситуация следующего характера. Я отношусь к категории детей-сирот и на данный момент обучаюсь на пятом курсе очного отделения в университете. Поступила я в свое время на бюджет. Сейчас я нахожусь на 8 ом месяце беременности и возможно придется взять академический отпуск. Во время него мне хотелось бы начать обучение на заочном отделении другого учебного заведения. Скажите пожалуйста, действуют ли льготы, предоставляемые детям-сиротам при обучении на заочном отделении? Мне 22 года. Насколько я знаю, льготы действую до достижения 23 х летнего возраста. С учетом того, что при поступлении на заочное отделение я могу получить перезачеты по тем предметам, которые я прошла, обучаясь на первых курсах университета (в основном во всех программах обучения на первых курсах предметы аналогичны) и закрыть разницу в тех предметах, которые пройдены не были, я смогу начать обучение со второго курса или второго семестра первого курса заочки. Получается обучение я начну в 22 х летнем возрасте. Поэтому мне интересно - распростронятся ли льготы на заочное обучение и будут ли они действовать после 23 х лет? Меня даже больше интересуют льготы не на материальную поддержку различного рода (на одежду, учебные материалы, питание, общежитие и т.д.),как это происходит при обучении на очном отделении, а именно вопрос по поводу того смогу ли я поступить на бюджет, если это будет заочка, если льготы до 23 х лет ещё действуют? Заранеее спасибо за ответ!
Читать ответы (1)
Юлия
17.01.2022, 20:42

Обязан ли университет предоставить справку о пособиях по беременности и родам для студентки 2 курса?

Я являюсь студенткой 2 курса очного отделения (бюджет), обязан ли университет по запросу студента предоставить справку о том что пособий по беременности и родам не получала и отпуск по уходу за ребенком не предоставлялся. Спасибо.
Читать ответы (1)