
Какую ответственность (административную, уголовную) несёт продавец-консультант, совершивший подобное деяние?
Суть проблемы:
Находясь в рабочее время на рабочем месте - арендуемом Обществом с ограниченной ответственностью, (далее – Общество) торговом павильоне в торговом центре - продавец-консультант Общества совершил продажу покупателю товара без пробития кассового чека – с оформлением товарного чека и гарантийного талона по завышенной относительно установленной розничной цены, стоимости. Впоследствии, после ухода покупателя, продавец пробил кассовый чек на сумму, соответствующую установленной розничной цене на данный товар, и впоследствии его уничтожил. В кассу Общества были сданы деньги в сумме, соответствующей установленной розничной цене на товар – и, соответственно, пробитому кассовому чеку; разница между полученной от покупателя и сданной в кассу Общества суммой была присвоена продавцом-консультантом и израсходована им по своему усмотрению.
Далее, в пределах гарантийного срока, установленного для данного товара, экспертным решением сервисного центра в товаре был установлен заводской брак. По данной причине покупатель обратился с заявлением на имя генерального директора Общества с требованием возврата денег за указанный товар.
Возникающие вопросы:
1) Несёт ли в подобном случае Общество ответственность (в виде налагаемого органами ФНС установленного за данное нарушение правил торговли штрафа, либо иную) за не пробитие кассового чека продавцом-консультантом?
2) Несёт ли Общество обязательство возвратить покупателю уплаченную им за товар сумму, завышенную относительно установленной им розничной цены полностью – либо только в пределах установленной розничной цены?
3) Какую ответственность (административную, уголовную) несёт продавец-консультант, совершивший подобное деяние?
4) Вправе ли Общество, по факту совершённого продавцом-консультантом вышеуказанного деяния, переадресовать претензии покупателя о возврате денег за некачественный товар к продавцу-консультанту, как к материально ответственному должностному лицу, совершившему в рабочее время на рабочем месте указанное правонарушение в целях личной корысти?
5) Если обязательство по возврату покупателю денежных средств возлагается в данном случае на Общество – какие претензии Общество может предъявить продавцу-консультанту в счёт компенсации понесённого ущерба (при наличии между Обществом и продавцом договора о полной материальной ответственности)?
Илья. отвечу на ваши вопросы в той же последовательности, в которой они заданы.
1. Согласно ст. 14.7 КоАП обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению,влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Помимо этого наступает ответственность по Ст. 14.5 КоАП за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее применения, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Покупатель вправе требовать уплаченную им сумму полностью.
3. Действия продавца- консультанта могут быть квалифицированы по ст.159 УК РФ как мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, которое
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Если присвоенная сумма малозначительная, то дело могут и не возбудить.
4. Ответственность перед покупателем несет Продавец. т.е. общество, а не его работник.
5. Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
При этом согласно ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
1) когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.
как видите действия работника могут быть квалифицированы хотя бы по одному из вышепречисленных оснований.
СпроситьИлья, дополню прекрасный ответ коллеги: вам давно уже надо было обратиться в милицию с заявлением по факту мошеннических действий продавца. И приложить объяснительную от нее, сл.записки и другие документы, видеозапись и пр.пр.
С уважением, юрист С.Петербург Елена Брусникова
Спросить