Если он не из числа приглашенных засвидетельствовать действия при обследовании, то какие препятствия?

• г. Санкт-Петербург

МНЕНИЕ №1

Какой статус у участвующего лица? Если он не из числа приглашенных засвидетельствовать действия при обследовании, то какие препятствия? Может еще в рапорте на предстоящее ОРМ это лицо уже предполагалось в качестве «гостя».

Суды не усматривают нарушений закона в изъятии и личного имущества при ОРМ «Обследование помещений», ссылаясь на ст.15 Закона об ОРД, а также на то, что по смыслу закона ОРД направлена на выявление прест-й, лиц их совершивших и т.п,

Надо подумать, но скорее всего факт изъятия предмета из женской сумочки, если он отражен в протоколе, также не сочтут нарушением.

МНЕНИЕ ЗАЩИТЫ

ОРМ по обследованию помещений, зданий, сооружений не подразумевает личный досмотр или обыск личного имущества. Это ОРМ в отношении объектов недвижимости. Личный досмотр или обыск это иные мероприятия. По иному оформляются. Для их проведения необходимы иные основания. И самое главное это нарушает Конституционные права гражданина.

Из фабулы обвинения Мартыновой О.А., обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 226, частью 1 статьи 191, частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что она «приобрела партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в количестве 1133 шт., общей массой 21.35 карат, часть из которых при неустановленных обстоятельствах была помещена для перевозки в контейнер в виде цепочки из недрагоценного металла»

23 ноября 2014 года около 14 часов 25 минут она «доставила указанную партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в г. Санкт-Петербург…., сокрыв их в своей одежде от таможенного контроля».

Во время доследственной проверки при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в личной сумке участника мероприятия оперативными сотрудниками УФСБ была обнаружена цепочка из метала белого цвета с закрепленными кастами с откусанными крапанами

(Протокол обследования помещений, зданий, сооружений с участием генерального директора ООО «Долина роз» Мартыновой Ольги Анатольевны «В ходе обследования помещения в сумке, принадлежащей Мартыновой О.А., находящейся за прилавком магазина, обнаружены: - прозрачный полимерный пакет, в котором содержится цепочка из метала белого цвета с закрепленными кастами с откусанными крапанами.»)

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

«Обнаружение» в личной сумке предметов и документов - не входят в вышеприведенный перечень мероприятий и не имеют отношения к ОРД. т.к. «Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.»

Определение Конституционного Суда РФ от 21.05.2015 N 1182-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гурьянова Артема Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"

«Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющий содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляющий систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не регламентирует процедуры задержания и личного досмотра, которые - как меры принуждения, обеспечения подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий или достижения каких-либо целей оперативно-розыскной деятельности - данным Федеральным законом не предусмотрены (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года N 312-О-О, от 22 апреля 2010 года N 531-О-О, N 532-О-О и N 533-О-О, от 15 июля 2010 года N 1043-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1210-О-О). Не регламентирует он и порядок осмотра места происшествия, обыска и досмотра, а потому и не определяет права лиц, в отношении которых проводятся досмотр и личный обыск (включая подвергнутых задержанию), осуществляемые в процедурах производства по делам об административных правонарушениях или уголовного судопроизводства.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий закон увязывает непосредственно с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного судопроизводства, когда уголовное дело еще не возбуждено либо когда лицо еще не привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, но уже имеется определенная информация, которая должна быть проверена (подтверждена или отвергнута) в ходе оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых и будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Следовательно, учитывая цели и задачи оперативно-розыскной деятельности, вопрос об ограничении конституционных прав в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий по проверке информации о противоправных деяниях и лицах, к ним причастных, подлежит разрешению, по общему правилу, в процедурах, обусловленных характером уголовных и уголовно-процессуальных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 года N 12-П).

В то же время на основании результатов оперативно-розыскной деятельности возможно не только подтвердить, но и поставить под сомнение или опровергнуть сам факт преступления, что имеет существенное значение для разрешения вопроса об уголовном преследовании или отказе от него, а также от применения связанных с ним мер принуждения или ограничений прав личности. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, когда в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, проведение оперативно-розыскных мероприятий в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должно быть прекращено (определения от 14 июля 1998 года N 86-О, от 15 июля 2004 года N 304-О, от 22 апреля 2005 года N 198-О, от 9 июня 2005 года N 327-О и др.). Соответственно, при таких результатах оперативно-розыскной деятельности лицо, причастное к правонарушению, не может быть задержано в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, применение которого должно опираться не на предположения о совершении противоправного деяния и о его субъектах, а на конкретные фактические обстоятельства, обоснованно подтверждающие наличие признаков преступления. Однако это лицо не может быть ограничено в праве на квалифицированную юридическую помощь на том лишь основании, что применяемые ограничения не связываются с его преступными действиями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным, когда управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются его свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения (Постановление от 27 июня 2000 года N 11-П и др.). Данное право гарантируется любому лицу, в отношении которого осуществляется деятельность, направленная на выявление фактов и обстоятельств, уличающих его в подготовке или совершении преступления, а значит, лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления, должна предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката (защитника), если таковая, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года N 86-О, не исключается необходимостью обеспечения режима секретности, соблюдения требований оперативности и конспиративности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 327-О).

Вместе с тем обязанность разъяснить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации право лицу, которое подвергнуто задержанию или в отношении которого проводятся иные действия, ограничивающие его свободу, личную неприкосновенность или другие конституционные права, предусмотрена как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 11), так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3, 28.1.1 и 28.2) и реализуется с учетом природы возникших правоотношений, регламентируемых законодательством, на основании и в процедурах которого осуществляется (допускается) соответствующее ограничение прав личности.»

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Очно к юристу/адвокату в Вашем городе обращайтесь. Бесплатные он-лайн консультации не предполагают работы с подобными текстовыми массивами.

Спросить
Гость_3185139
02.11.2016, 17:56

Действия оперативников при проведении ОРД - законные ли они с точки зрения УПК?

Спасибо за ваши консультации по ОРД. Полагаю что в этом "мутном" законе не каждому удаётся разобраться без наличия практики в МВД. Я вновь со своим вопросом - законны ли действия оперативников с точки зрения УПК? Во время доследственной проверки при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств из личной сумки участника мероприятия оперативными сотрудниками УФСБ был изъят предмет (цепочка из металла белого цвета с припаянными кастами и откусанными крапанами). (Протокол обследования помещений, зданий, сооружений г. Санкт-Петербург 27 ноября 2014 г. Начато в 15 ч 30 мин. Окончено в 20 ч 25 мин с участием генерального директора ООО «Долина роз» Мартыновой Ольги Анатольевны) Результаты ОРД были переданы следователю и признаны вещественным доказательством. Из фабулы обвинения Мартыновой О.А., обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 226, частью 1 статьи 191, частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что она «приобрела партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в количестве 1133 шт., общей массой 21.35 карат, часть из которых при неустановленных обстоятельствах была помещена для перевозки в контейнер в виде цепочки из не драгоценного металла» 23 ноября 2014 года около 14 часов 25 минут она «доставила указанную партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в г. Санкт-Петербург…., сокрыв их в своей одежде от таможенного контроля».
Читать ответы (2)
Olga
18.02.2022, 01:01

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Муж сказал, что в Италии в частный дом без ордера полиция не имеет права войти, а тем более без предъявления ордера потребовать ключи от сейфа и выкрасть мое оружие в мое отсутствие. Что должна была предъявить полиция в данном случае? К тому как стала мне сейчас известно, что этот полицай привез с собой неизвестных лиц по регистрации один в Смоленске, а другой в Саратове якобы по его протоколу, и назвал их свидетелями. Правомерно ли действия данного полицая? Тем более по сайту МВД нашим участковым значится другой полицай. Порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации указанного оперативно-разыскного мероприятия определен инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее - обследование). В соответствии с данной инструкцией проведение обследования назначает должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное издавать распоряжения о проведении обследования, путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме, как правило распоряжение выносит начальник органа внутренних дел, его первый заместитель – начальник полиции, а также должностное лицо органа внутренних, которому начальником органа внутренних дел делегированы права. Ставится в нем подпись лица, назначившего проведение мероприятия, заверенная гербовой печатью органа внутренних дел. Распоряжение регистрируется в специальном журнале. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись. При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам. Изъятие документов, предметов, материалов должно производиться с обязательным составлением сотрудником, осуществившим изъятие, протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие. Протокол изъятия документов, предметов, материалов составляется в ходе изъятия или непосредственно после его окончания. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве изъятия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио-и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио-и видеозаписи прилагаются к протоколу изъятия. В протоколе указываются: 1. Место и дата производства изъятия, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в изъятии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности. В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве изъятия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в изъятии, были заранее предупреждены о применении при производстве изъятия технических средств. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, участвовавшими в изъятии. При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подписью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия. Второй экземпляр протокола направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания обследования. Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол, сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол. Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования. Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации. При этом сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения информации, находящейся на электронных носителях. В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации. К участию в проведении обследования могут привлекаться сотрудники правовых подразделений. При наличии информации о возможном оказании силового противодействия в целях обеспечения защиты лиц, проводящих обследование, привлекаются подразделения специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации.
Читать ответы (2)
Виктория
29.10.2021, 07:39

Отсутствует регламент проведения гласного ОРМ ФСБ - аналогичный приказ подготовлен, но утвержден ли он?

Сотрудниками ПУ ФСБ был проведен ОРМ Обследование зданий, участков местности и т.д., в протоколе не указано, на основании чего проводилось данное ОРМ, в деле не имеется ни рапорта, ни постановления руководителя о проведении гласного ОРМ Обследование..., только постановление о предоставлении результатов ОРД. Есть ли отдельный приказ ФСБ, регламентирующий проведение сотрудниками ФСБ гласного ОРМ Обследование,..., как по аналогии с ПРиказом МВД об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного ОРМ Обследование..., согласно которому до начала проведения ОРМ Обследование..., сотрудник представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Насколько знаю, в сентябре 2020 года был подготовлен аналогичный проект приказа ФСБ, но утвержден ли он в настоящее время - не известно? Кто сталкивался?
Читать ответы (1)
Стас
07.09.2018, 11:29

Правомерность протокола изъятия документов на основании распоряжения городского суда вопросом под сомнение

В августе 2018 году в нашей фирме был произведены гласно оперативно-розыскные мероприятия обследования помещения на основании распоряжения. В рамках обследования были изъятия документы на основании протокола изъятия. А в протоколе указано что основания изъятия постановления судьи городского суда, число и номер прописан из распоряжение. Можно ли признать протокол изъятия по этим причинам недействительным?
Читать ответы (2)
Александр
06.02.2016, 15:00

Правомочия оперативников при негласном орм наблюдении - задержание и досмотр лица без улик и нарушений

Оперативниками проводилось орм наблюдение. Имеют ли право оперативники на задержание и досмотр лица во время проведения негласного орм наблюдение? В розыске лицо не находилось. Отвечают ли такие действия целям и задачам проведения негласного орм при условии, что в постановлении о его проведении не отражены сведения о возможном хранении лицом запрещенных предметов и в действиях лица во время проведения орм ничего противозаконного не наблюдалось?
Читать ответы (1)
Мария
09.05.2016, 22:16

Правомерность указания неустановленных лиц в основании для проведения оперативно-розыскных мероприятий по контролю

Господа юристы всем приветики! Из фз об орд: 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; Значит надо писать какое то конкретное преступление? Ну в плане 228.1 ч.3 А не в действиях неустановленных лиц, причастный к пересылке указанного почтового отправления содержится признаки состава преступления, предусмотренного 226.1, 228.1, 229.1 1) в действиях неустановленных лиц? Как таке может быть. Ведь почтовые отправления таки: получатель-отправитель. Ладно, фиг с ним что они затрагивают и конституционные права и нарушают условия проведения орм такого типа (ну типа ограничение конст. Прав) 2) разве не должно ли быть конкретное основание с конкретной статьей ук рф? В общем вопрос, имеют ли право писать в отношении неустановленных лиц в основании для проведения орм контроль почтовых отправлений. И Должна ли быть написана конкретная статья, а не просто перечисление статей ук рф?
Читать ответы (1)
Зуля
11.08.2012, 21:51

Соответствует ли постановление судьи об ограничении Конституционных прав до возбуждения уголовного дела закону?

Законно ли постановление судьи о разрешении ОРМ ограничивающие Конституционные права до возбуждения уг.дела, либо при наличии дела оперативного учёта? Является ли законным такое разрешение на несуществующий вид ОРМ обследование жилого помещения т.к. в УПК чётко ограничены понятия помещения и жилища и такое обследование именуется обыском? Согласно ФЗ Об ОРД ОРМ ограничивающие Конституционные права допускаются, лишь в отношении обвиняемых и подозреваемых в тяжких и особо тяжких преступлениях т.е. после возбуждения уголовного дела т.к. статус подозреваемого подразумевает факт преступления и возбуждённого уг.дела со всеми вытекающими правами, обжаловать все судебные и другие постановления.
Читать ответы (1)
Норман
03.05.2017, 08:16

Вопрос об осмотрах жилых помещений в рамках оперативных мероприятий и конфискации наркотиков

Могут ли в ходе оперативного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений... Осматривать жилые помещения и изымать наркотики в соответствии со ст 6 ФЗ об ОРД?
Читать ответы (1)
Владимир
04.06.2019, 11:25

Врач настаивает на стационарном обследовании

Военкомат направил сына на обследование в ПНД. В направлении не указана форма проведения обследования. Врач настаивает на стационарном обследовании. Что делать?
Читать ответы (1)
Игорь Львович
30.05.2010, 21:25

Путаница в уголовном деле - как извлечь выгоду из протоколов и записей?

Можно ли извлечь какие-либо дивиденды в пользу защиты из следующей путаницы в уголовном деле: Скрытому свидетелю, выступающему в роли покупателя, по протоколу осмотра денежных средств и передачи их лицу, участвующему в ОРМ, в период с 12-45 по 12-55, вручено 1150 рублей, а спустя менее часа, в период с 13-45 по 14-00, в протоколе досмотра лица, участвующего в ОРМ в качестве покупателя после проведения ОРМ записано «…за выданные ему ранее 1000 рублей…», а в период с 14-35 по 15-35 по протоколу личного досмотра и изъятия вещей у меня изымают 900 «меченых» рублей, при этом в рапорте об обнаружении признаков преступления в этот же день отмечают «… продав за 1000 рублей, участвующему в ОРМ в качестве покупателя…». Более того, по протоколу изъятия, у меня изъято в общей сложности, к примеру, 10 000 рублей, а арестовано и сдано в банк на хранение (за минусом вещ. доказательств в сумме 900 рублей) всего 8 100 рублей, т. е. на 1000 меньше, чем изъято. Спасибо, если кто-нибудь что-нибудь посоветует.
Читать ответы (1)