
Если он не из числа приглашенных засвидетельствовать действия при обследовании, то какие препятствия?
МНЕНИЕ №1
Какой статус у участвующего лица? Если он не из числа приглашенных засвидетельствовать действия при обследовании, то какие препятствия? Может еще в рапорте на предстоящее ОРМ это лицо уже предполагалось в качестве «гостя».
Суды не усматривают нарушений закона в изъятии и личного имущества при ОРМ «Обследование помещений», ссылаясь на ст.15 Закона об ОРД, а также на то, что по смыслу закона ОРД направлена на выявление прест-й, лиц их совершивших и т.п,
Надо подумать, но скорее всего факт изъятия предмета из женской сумочки, если он отражен в протоколе, также не сочтут нарушением.
МНЕНИЕ ЗАЩИТЫ
ОРМ по обследованию помещений, зданий, сооружений не подразумевает личный досмотр или обыск личного имущества. Это ОРМ в отношении объектов недвижимости. Личный досмотр или обыск это иные мероприятия. По иному оформляются. Для их проведения необходимы иные основания. И самое главное это нарушает Конституционные права гражданина.
Из фабулы обвинения Мартыновой О.А., обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 226, частью 1 статьи 191, частью 3 статьи 30 и частью 1 статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации следует, что она «приобрела партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в количестве 1133 шт., общей массой 21.35 карат, часть из которых при неустановленных обстоятельствах была помещена для перевозки в контейнер в виде цепочки из недрагоценного металла»
23 ноября 2014 года около 14 часов 25 минут она «доставила указанную партию природных драгоценных камней (бриллиантов) в г. Санкт-Петербург…., сокрыв их в своей одежде от таможенного контроля».
Во время доследственной проверки при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в личной сумке участника мероприятия оперативными сотрудниками УФСБ была обнаружена цепочка из метала белого цвета с закрепленными кастами с откусанными крапанами
(Протокол обследования помещений, зданий, сооружений с участием генерального директора ООО «Долина роз» Мартыновой Ольги Анатольевны «В ходе обследования помещения в сумке, принадлежащей Мартыновой О.А., находящейся за прилавком магазина, обнаружены: - прозрачный полимерный пакет, в котором содержится цепочка из метала белого цвета с закрепленными кастами с откусанными крапанами.»)
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
«Обнаружение» в личной сумке предметов и документов - не входят в вышеприведенный перечень мероприятий и не имеют отношения к ОРД. т.к. «Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.»
Определение Конституционного Суда РФ от 21.05.2015 N 1182-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гурьянова Артема Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"
«Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющий содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляющий систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не регламентирует процедуры задержания и личного досмотра, которые - как меры принуждения, обеспечения подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий или достижения каких-либо целей оперативно-розыскной деятельности - данным Федеральным законом не предусмотрены (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года N 312-О-О, от 22 апреля 2010 года N 531-О-О, N 532-О-О и N 533-О-О, от 15 июля 2010 года N 1043-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1210-О-О). Не регламентирует он и порядок осмотра места происшествия, обыска и досмотра, а потому и не определяет права лиц, в отношении которых проводятся досмотр и личный обыск (включая подвергнутых задержанию), осуществляемые в процедурах производства по делам об административных правонарушениях или уголовного судопроизводства.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий закон увязывает непосредственно с возникновением, изменением и прекращением уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений на досудебной стадии уголовного судопроизводства, когда уголовное дело еще не возбуждено либо когда лицо еще не привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, но уже имеется определенная информация, которая должна быть проверена (подтверждена или отвергнута) в ходе оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых и будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Следовательно, учитывая цели и задачи оперативно-розыскной деятельности, вопрос об ограничении конституционных прав в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий по проверке информации о противоправных деяниях и лицах, к ним причастных, подлежит разрешению, по общему правилу, в процедурах, обусловленных характером уголовных и уголовно-процессуальных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 года N 12-П).
В то же время на основании результатов оперативно-розыскной деятельности возможно не только подтвердить, но и поставить под сомнение или опровергнуть сам факт преступления, что имеет существенное значение для разрешения вопроса об уголовном преследовании или отказе от него, а также от применения связанных с ним мер принуждения или ограничений прав личности. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, когда в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, проведение оперативно-розыскных мероприятий в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должно быть прекращено (определения от 14 июля 1998 года N 86-О, от 15 июля 2004 года N 304-О, от 22 апреля 2005 года N 198-О, от 9 июня 2005 года N 327-О и др.). Соответственно, при таких результатах оперативно-розыскной деятельности лицо, причастное к правонарушению, не может быть задержано в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, применение которого должно опираться не на предположения о совершении противоправного деяния и о его субъектах, а на конкретные фактические обстоятельства, обоснованно подтверждающие наличие признаков преступления. Однако это лицо не может быть ограничено в праве на квалифицированную юридическую помощь на том лишь основании, что применяемые ограничения не связываются с его преступными действиями.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным, когда управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются его свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения (Постановление от 27 июня 2000 года N 11-П и др.). Данное право гарантируется любому лицу, в отношении которого осуществляется деятельность, направленная на выявление фактов и обстоятельств, уличающих его в подготовке или совершении преступления, а значит, лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления, должна предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката (защитника), если таковая, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года N 86-О, не исключается необходимостью обеспечения режима секретности, соблюдения требований оперативности и конспиративности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 327-О).
Вместе с тем обязанность разъяснить гарантируемое статьей 48 Конституции Российской Федерации право лицу, которое подвергнуто задержанию или в отношении которого проводятся иные действия, ограничивающие его свободу, личную неприкосновенность или другие конституционные права, предусмотрена как Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 11), так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3, 28.1.1 и 28.2) и реализуется с учетом природы возникших правоотношений, регламентируемых законодательством, на основании и в процедурах которого осуществляется (допускается) соответствующее ограничение прав личности.»
Очно к юристу/адвокату в Вашем городе обращайтесь. Бесплатные он-лайн консультации не предполагают работы с подобными текстовыми массивами.
СпроситьСанкт-Петербург - онлайн услуги юристов

