Завхоз спортивной школы отказывается принимать на себя отсутствующие материальные ценности на сумму 1 миллион рублей - что говорят законы и регламенты?
199₽ VIP

• г. Петропавловск-Камчатский

Устроился на работу завхозом в муниципальную спортивную школу. Все муниципальные школы обслуживает объединенная бухгалтерия городского отдела образования. Предыдущий завхоз без моего участия передал свой подотчет, более 3000 наименований материальных ценностей, бухгалтеру объединенной бухгалтерии в течении 6 (шести) часов. И уволился по собственному желанию. С участием бывшего завхоза была произведена инвентаризация лыж, которая показала, что спортинвентарь, не соответствующий по цене и наименованию, числящемуся в подотчете, заменяет лыжи на сумму около 500 000 рублей.

В течении месяца, в нерабочее время, провел собственную инвентаризацию, которая показала отсутствие материальных ценностей на сумму около 450 000 рублей.

В течении месяца, директор спортшколы купил еще материальных ценностей на сумму около 100 000 рублей, которые объединенная бухгалтерия городского отдела образования записала в мой подотчет. Причем эти ценности я не видел, накладные на них не подписывал.

В спортшколе не никакой системы передачи мат. ценностей тренерам, персоналу. Предыдущий завхоз записывал факт передачи в тетрадку.

На мой вопрос директору о тетрадке и материальной ответственности персонала, директор пояснил, что такая система – это тяжкий крест завхоза, и что вернуть материальные ценности, передаваемые персоналу и тренерскому составу, нет законных оснований, и сотрудники спортшколы, пользуясь этой системой, открывают частные спортивные учреждения с использованием спортоборудования школы.

На мой вопрос бухгалтерии, почему без моей подписи в накладной, в мой подотчет вносятся материальные ценности, приобретенные другими лицами, бухгалтерия то же пояснила – что это – тяжкий крест завхоза.

Я отказываюсь принимать в свой подотчет отсутствующие мат. ценности на сумму 950 000 (500 000 + 450 000) рублей и мат ценности на сумму 100 000 рублей.

Возникла напряженность между мной, бухгалтерией и директором, которым я пояснил, что, согласно заключенного со мной договора о полной материальной ответственности, администрация не создала условий для сохранности материальных ценностей.

Скажите, пожалуйста, есть ли конкретные действующие законы, нормы или еще какие-либо руководящие документы, регламентирующие на сегодняшний день материальные отношения в моем случае?

Читать ответы (7)
Ответы на вопрос (7):

По этому поводу смотрите Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2003 N 4171). Отвечать вам в любом случае в т.ч. своим карманом когда школа предъявит вам иск в суд. Договор полной мат. ответственности вы же подписали.

Спросить

Отношения по поводу материальной ответственности регламентируются:

1.ТК РФ, Главой 39. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА.

2.Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности"

В своем вопросе вы абсолютно правильно подметили, что администрация должна создать вам все необходимые условия для надлежащего хранения товаро-материальных ценностей.

В статье 239 тК РФ четко указано, что работник освобождается от материальной ответственности в случае неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику..

Поэтому, конечно нельзя согласиться с мнением-если с вами подписан договор о полной материальной ответственности то вам придется отвечать по полной.

Применительно к вашей ситуации у вас есть все основания добиться освобождения от материальной ответственности, если на вас конкретно будут вешать недостачу.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016)

ТК РФ, Статья 239. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 239 ТК РФ

""Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

ТК РФ, Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 244 ТК РФ

""Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции)"

"""Перечни" работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые "формы" этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2003 N 4171).

Спросить

Обращайтесь в суд.

Ст. 392 ТК РФ даёт 3 мес. на это.

Если нет накладных, то никто не вправе вносить в подотчёт неполученные ТМЦ.

Спросить

Передаваемые персоналу и тренерскому составу, нет законных оснований, и сотрудники спортшколы, пользуясь этой системой, открывают частные спортивные учреждения с использованием спортоборудования школы.

Рекомендую обратиться с заявлением в прокуратуру в порядке ст.10 "Закона о прокуратуре"",так как Вас вынуждают принимать не достающие материальные ценности и в образовательном учреждении присутствует недостача спорт инвентаря на крупную сумму. Уволить Вас после этого они вряд ли посмеют, так как это будет выглядеть как месть за вскрытые недостатки.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте. Невыполнение работодателем обязанностей по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, является основанием для освобождения работника от материальной ответственности ст 239 ТК РФ, а в соответствующих случаях и для возложения обязанности возместить ущерб на виновного руководителя, его заместителя или главного бухгалтера.

Спросить

Хм... тяжкий крест завхоза! На моей памяти такой "тяжкий крест" при наличии определённых обстоятельств (например, конфликтные отношения) работодатель успешно возлагал на плечи работника - материально ответственного лица.

Начнём с того, что материальная ответственность работника перед работодателем регламентирована главой 39 Трудового кодекса РФ, изучите её. Вкратце. Работник обязан возместить работодателю причинённый ему прямой действительный ущерб. Одно из обстоятельств, исключающих мат. ответственность - не исполнение работодателем надлежащих условий для хранения вверенных работнику мат. ценностей. Предел материальной ответственности работника - его среднемесячный заработок, за исключением случаев полной мат. отв-ти, установленной ст. 243 ТК РФ. Договор о полной индивидуальной мат. отв-ти может быть заключён с работником, если его должность включена в соответствующий перечень должностей (Приложение № 1 к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85). Ваша должность заведующего хозяйством включена в такой перечень. Письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности с Вами заключён.

Чтобы в будущем "тяжкий крест" не лёг на Ваши плечи в виде полной материальной ответственности за ценности, которые в разное время до Вас разворовали сотрудники образовательной организации, Вам не при каких обстоятельствах не следует поддаваться психологическому давлению со стороны руководителя и бухгалтерии (которым не хочется показывать недостачу имущества и отчитываться за неё перед учредителем образовательной организации и, возможно, поиметь личную ответственность за утрату ценностей) и принимать на свой подотчёт "воздух" - имущества, которого в действительности нет.

На все подобные предложения рекомендуйте администрации провести инвентаризацию имущества. Обязательность проведения инвентаризации установлено ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34-н), поведение инвентаризации имущества обязательно в том числе: перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (по основным средствам можно 1 раз в 3 года), при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, порчи имущества, злоупотреблении.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49). Эти методические указания обязательны для применения в организациях любых форм собственности.

Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту результатов инвентаризации с альбомом этих форм утв. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88. Их применение в настоящее время носит рекомендательный характер. Однако, не применяя эти формы организации обязаны разработать и утвердить локально свои формы первичной учётной документации по учёту результатов инвентаризации.

В Ваших интересах ознакомится с этими документами (они есть в Интернет-версии Консультант плюс), поскольку в Вашем подотчёте находятся вверенные Вам материальные ценности и Вы обязаны будете участвовать в инвентаризации.

Успехов Вам и всяческих благ.

Спросить

Согласно Приложение N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85 «Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества» заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений) и подразделений по хранению, учету и выдаче материальных ценностей, заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей относятся к материальным лицам.

В соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34 н при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательно должна проводиться инвентаризация.

Правила проведения инвентаризации установлены Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п.2.2). Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п.2.3).

Таким образом, при назначении Вас на должность заведующего хозяйством спортивной школы должна была проводиться полная инвентаризация имущества, а не только лыж. В организации нарушается порядок ведения бухгалтерского учета, следствием чего может быть недостоверная бухгалтерская отчетность.

За грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей. (ст.120 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст.15.11 КЗоТ РФ).

В силу п.258 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 N 119 н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" прием на работу и увольнение заведующих складами, кладовщиков и других материально ответственных лиц осуществляются по согласованию с главным бухгалтером организации.

Заведующий складом, кладовщик и другие материально ответственные лица могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другому материально ответственному лицу по акту. Акт приема-передачи визируется главным бухгалтером (или уполномоченным им лицом) и утверждается руководителем организации (или уполномоченным им лицом), а по складам (кладовым и другим местам хранения) подразделений - руководителем соответствующего цеха (подразделения).

Согласно ст. 259 Методических рекомендация распоряжения (указания) главного бухгалтера организации в части учета материальных запасов, оформления и представления учетных документов и отчетности (сведений) обязательны для заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и других материально ответственных и должностных лиц, а также ее работников.

Таким образом, Вы можете сообщить главному бухгалтеру организации о вышеуказанных нарушениях и попросить все указания в части учета ценностей и оформления учетных документов давать Вам в письменном виде. Также можно сообщить об указанных фактах в вышестоящую организацию.

Спросить