Вопрос о возможности запретить назвать магазин по названию ООО при наличии зарегистрированной торговой марки Простоквашино

• г. Москва

Если назвать магазин по наименовании ООО, например Простоквашино (т.е. ООО называется Простоквашино) , но при этом есть зарегистрированная торговая марка Простоквашино - может ли обладатель торговой марки запретить называть магазин по названию ООО?

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Если назвать магазин по наименовании ООО, например Простоквашино (т.е. ООО называется Простоквашино) , но при этом есть зарегистрированная торговая марка Простоквашино - может ли обладатель торговой марки запретить называть магазин по названию ООО?

Да может, если его права на фирменное наименования надлежащим образом зарегистрированны.

Спросить

Добрый день, уважаемый Андрей

Если только у него эксклюзивные авторские права на это название, что вряд лиУдачи Вам и вашим близким!

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте!

Сообщаю информацию по Вашему вопросу:

Данный вопрос регулируется гражданским и антимонопольным законодательством.

1) В соответствии с п. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Итак, фирменное наименование закрепляется в учредительных документах общества и включается в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласност. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее вышеназванные правила, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Таким образом, ГК РФ запрещает использовать фирменное наименование, которое ранее зарегистрировано иной организацией. Нарушение данной нормы влечет гражданскую ответственность, что выражается в дальнейшем запрете использования данного наименования, а также возмещение убытков.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. Например, Общество с ограниченной ответственностью «Ревдинский метизно-металлургический союз» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО «Ревдинский метизно-металлургический союз (далее - ответчик) о запрете ответчику использовать фирменное наименование. Арбитражный суд Свердловской области в своем решении от 1 июня 2010 года по делу № А 60-11617/2010-С 7 указанное требование удовлетворил, запретив ответчику использовать аналогичное фирменное наименование, а также взыскав с него в пользу истца расходы на оплату юридических услуг и государственной пошлины. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд от 17 августа 2010 в своем Постановлении № 17 АП-7422/2010-ГК данное решение оставил без изменений.

2) В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции») не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Согласно п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, ФЗ «О защите конкуренции» запрещает каким – либо образом использовать исключительные права юридического лица (в т.ч. право на фирменное наименование), если данное использование нарушит права конкурентов.

В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В соответствии с п. 5.33 ГОСТ РФ от 03 июля 2003 года № 535-ст под хозяйственной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер.

Из анализа Федерального закона от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ и Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 года № 454-ст следует, что виды хозяйственной деятельности, осуществляемой юридическим лицом, определяются в соответствии с Общероссийским классификаторов видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее – ОКВЭД).

Итак, организации являются конкурентами, если они расположены в единых географических пределах и осуществляют одинаковые виды деятельности, определяемые в соответствии с ОКВЭД.

Согласност. 8 «Конвенции по охране промышленной собственности» от 20 марта 1883 года (далее – «Конвенция»)фирменное наименование охраняется во всех странах без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

В силуч. 1 ст. 10 «Конвенции» в частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Следовательно, «Конвенция» запрещает использовать фирменное наименование схожее с фирменным наименованием другого юридического лица, если данное использование вызовет неясность у третьих лиц при каких – либо взаимоотношениях с данными организациями.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. В силу п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 года № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» (далее – «Информационное письмо ВАС РФ № 122») неправомерным является использование не только тождественного, но и сходного фирменного наименования третьими лицами.

В соответствии с п. 17 «Информационного письма ВАС РФ № 122» различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении № 8 АП-6348/2014 по делу № А 47-15961/2012 указал, что отличие организационно – правовой формы одной организации (общество с ограниченной ответственностью) от организационно – правовой формы другой организации (закрытое акционерное общество) не является основанием, освобождающим общество от ответственности.

Итак, исходя из анализа норм антимонопольного законодательства, следует, что организациянарушит исключительное право на фирменное наименование другого юридического лица при наличии следующих обстоятельств:

Данное фирменное наименование полностью либо частично совпадает с фирменным наименованием другого общества до такой степени, что способно ввести в заблуждение третьих лиц;

Организации осуществляют деятельность в пределах одного населенного пункта (муниципального образования);

Организации осуществляют аналогичную деятельность (совпадающую по ОКВЭД);

Следует отметить, что нарушением антимонопольного законодательства признается наличие всех вышеперечисленных обстоятельств. При этом различие организационно – правовой формы юридических лиц не является основанием исключающим привлечение к ответственности.

3) Данное нарушение антимонопольного законодательства является административным правонарушением и влечет наложение административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 14. 33 КоАП осуществление недобросовестной конкуренции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Советский районный суд г. Новосибирска в своем решении от 01 апреля 2014 года по делу №12-53/14 оставил без изменения постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 04 декабря 2013 года о привлечении Петрович Е.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ. В обоснование своего решение Советский районный суд г. Новосибирска указал, что вменяемое ей нарушение выразилось в приобретении и использовании фирменного наименования ООО «1», сходного с фирменным наименованием другого юридического лица ООО МЦ «2», в отношении видов деятельности, аналогичной видам деятельности, осуществляемой последним на одной территории.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении № 8 АП-6348/2014 по делу № А 47-15961/2012 привлек к административной ответственности общество Уралрентген за нарушение данным обществом ст. 14.33 КоАП РФ. В обоснование своего решения суд указал, что в условиях использования нарушителем в собственном наименовании основного элемента, схожего до степени смешения с основным элементом ранее зарегистрированного средства индивидуализации третьего лица, и осуществления этими лицами однородных и схожих видов экономической деятельности в пределах одного территориального образования, действия заявителя не могут быть признаны соответствующими требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и противоречат положениям ч. 2 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку такие действия совершены с целью получения необоснованного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

В силу ст. 1253 ГК РФ, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора.

Таким образом, если юридическое лицо неоднократно нарушает права конкурентов на фирменное наименование, то оно может быть ликвидировано в судебной порядке

Спросить
Валерий
03.09.2016, 17:26

Возможность использования торговой марки в наименовании товаров при осуществлении оптовой продажи оборудования согласно договору

Мы являемся торговой организацией и основной вид деятельности оптовая продажа оборудования. Можем ли мы, в наименовании продаваемых товаров указывать своё название с использованием нашей торговой марки? При этом товар произведен 3 ей стороной, с которой есть договор об исключительном праве на продажу данного товара. Также на товар имеется торговая марка, сертификат.
Читать ответы (6)
Андрей
09.03.2012, 20:52

Вопрос об нарушении авторских прав торговой марки при открытии магазина с доменом и названием, совпадающими с торговой маркой

Нарушаю ли я авторские права торговой марки, если совершаю следующие действия. Есть компания (торговая марка) Торговая марка. Я открыл магазин и купил домен Торговая марка.ru. И в текстах на сайте пишу магазин Торговая марка.ru Позволительно ли мне совершать данные действия? Или я нарушаю авторские права?
Читать ответы (1)
Станислав
07.09.2013, 14:30

Может ли фирма Tervolina запретить изменение шрифта при использовании их названия в обувном магазине?

Хочу открыть обувной магазин и в названии использовать название tervolina но в написании изменить фирменный шрифт. Может ли эта торговая марка законодательно обязать запретить использовать своё название?
Читать ответы (2)
Сергей
26.02.2014, 17:12

Вопрос по использованию названия и рисунков китайской марки в названии и декорации отдела детской обуви

Есть отдел детской обуви. Торговля преимущественно обувью одной китайской марки. Могу ли я использовать название этой марки в названии магазина и использовать рисунки?
Читать ответы (1)
Иван Юрьевич
19.11.2012, 21:23

Если пришить третье ухо, и назвать торговую марку как Серебряный источник +, это будет юридически чисто?

Открываю свой бизнес по добыче, розливу и продаже столовой и газированной минеральной воды. В связи с этим есть пара вопросов: 1. Решили назвать торговую марку Серебряный источник, но оказалось, что данное название уже занято, её выпускает компания, находящаяся в Краснодаре. Если пришить третье ухо, и назвать торговую марку как Серебряный источник +, это будет юридически чисто? 2. такой же вопрос по названию ООО Предпочтительное название ООО минеральные воды занято, но организация находится на Алтае. Могу ли я использовать это название у себя в регионе (Саратов), или существует общероссиский реестр названий ООО, и использовать даное имя уже нельзя?
Читать ответы (1)
Ирина
07.02.2016, 11:51

Открытие отдела с детской одеждой и обувью одной марки в торговом центре - необходимость лицензии и достаточность ИП

Планирую открыть отдел в торговом центре, детская одежда и обувь одной марки, название отдела не будет звучать как марка данной продукции. Вопрос: нужна мне лицензия и достаточно ИП?
Читать ответы (1)
Федосеев Александр Алексеевич
14.08.2015, 14:53

Можно ли зарегистрировать торговую марку Akadem с отличным от Academ логотипом в Европе?

В Европе есть зарегистрированная торговая марка Academ с логотипом, могу ли я зарегистрировать свою торговую марку под названием Akadem с совершенно иным логотипом, который никак не похож на их логотип.
Читать ответы (2)
Антон
10.01.2015, 18:15

Возможность работы под маркой ООО - основания и перспективы

Следующего характера. Есть одно зарегистрированное ООО. Занимается розницей. Есть бизнес-партнер у этого ООО, который хочет работать под маркой этого общества, открыв у себя на торговой площади выставочный зал. У этого партнера есть свое ИП, но работать он хочет только под маркой ООО. Эта марка (в данном случае название ООО), нигде не зарегистрирована как торговая марка. Так вот вопрос. НА каком основании ООО может предоставить такую возможность партнеру?
Читать ответы (1)