Необходимость предоставления сертификатов специалистов для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов ЦРБ
Правомерно ли тебование налогового органа к ЦРБ - "для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, предоставить сертификаты специалистов, дающие право на занятие медицинской деятельностью (удостоверения о присвоении квалификационных категорий, дипломы).
Добрый день.
Помимо случаев, когда организация применяет льготы по налогу или в декларации заявлена сумма налога к возмещению, инспекция может затребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот, и в случае, например, если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета.
1. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения* (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);*
если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);*
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ).
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ).
В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
В рамках проверки налогового вычета инспекторы:
— направляют запросы в банк о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщика и его контрагентов (в том числе кредиторов и заимодавцев);
—вызывают свидетелей для дачи показаний;
—осматривают документы и предметы (в рамках камеральной проверки, при согласии владельца этих предметов);
—проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика (в рамках камеральной проверки, с согласия проверяемого лица по месту его нахождения);
—истребуют документы в соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ (документы, подтверждающие льготы, налоговые вычеты, а также документы, которые компания была обязана представить вместе с декларацией, но не представила);
—истребуют документы у иных лиц, располагающих сведениями о проверяемом налогоплательщике или о конкретной сделке (посредством направления поручения об истребовании документов (информации));
—проводят экспертизу (ст. 95 НК РФ) документов (почерковедческую экспертизу для подтверждения факта подписи первичных документов неустановленным лицом)1.*
Спросить