Вопросы к готовности садиков - Почему ребенок не попал в сад и есть ли основания для жалобы?

• г. Чита

У нас ребенок не попал в сад, 3 года. Хотя наш губернатор отчитывался о 100 процентной готовности. С очередями в комитете крутили вертели как хотели. Куда то можно пожаловаться и есть ли на это основания?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Действуйте через прокурора. Подайте ему заявление с просьбой в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд в ваших интересах

Судья Дульцева Л.Ю.

дело №33-15658-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Казанцевой Е.С., Швецова К.И.,

при секретаре Семченко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 19.09.2016 года, которым постановлено:

обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Д 1., /дата рождения/ место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на полный день (12 часов) на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснения прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Дзержинского района г. Перми (далее по тексту Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетнего Д 1. обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее по тексту Департамент) с требованиями о возложении обязанности предоставить Д 1. дата рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждений на полный день (12 часов) на территории г. Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения в силу.

В судебном заседании представитель прокурора требования поддержала.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлен отзыв с указанием на несогласие с заявленными требованиями, по основаниям, изложенным в нем.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе не согласен ответчик Департамент образования администрации г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что в обязанности органа местного самоуправления входит организация общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях на территории города Перми. Распределение детей в муниципальные образовательные учреждения производится ежегодно согласно регистра детей дошкольного возраста по дате рождения с учетом имеющихся прав у родителей на внеочередное и первоочередное зачисление детей в дошкольное образовательное учреждение. Д 1. поставлен в регистр, однако его очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении еще не подошла, свободные места в МДОУ отсутствуют. Прием в дошкольное учреждение детей свыше предельных норм, установленных СанПиН, повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии. Решением суда о предоставлении Д 1. места в дошкольном образовательном учреждении нарушаются права других детей, стоящих в регистре по дате рождения впереди Д 1., а также тех детей, которые пользуются правом на первоочередное и внеочередное получение места в МДОУ.

Департамент образования администрации г. Перми предпринимает меры к восстановлению зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ведет строительство новых МДОУ, субсидирует частные образовательные дошкольные учреждения, т.е. не допускает бездействия, предпринимает меры к решению проблемы, что также является основанием для отказа в иске.

В возражениях прокурор Дзержинского района г.Перми с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Д 2. обратилась к прокурору с заявлением в интересах несовершеннолетнего сына Д 1., дата рождения по вопросу предоставления места в МДОУ и обращения в интересах ее ребенка в суд (л.д.4).

Прокурор, исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах несовершеннолетнего Д 1.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Д 2. является матерью Д 1. дата рождения, что подтверждается свидетельством о рождении, зарегистрирована по месту жительства, по адресу: .

В письме от 03.08.2016 г. N СЭД 08-01-24-Д-267, направленном в адрес истца, Департаментом образования администрации города Перми отдела образования Дзержинского района указано о том, что предоставить место в детском саду не предоставляется возможным ввиду отсутствия свободных мест.

Д 2. не обладает правом на первоочередное или внеочередное предоставление места ее ребенку в детском дошкольном учреждении, в материалы дела ответчиком представлены справки об отсутствии свободных мест в 09 детских дошкольных образовательных учреждениях Дзержинского района г. Перми, однако сведения о том имеются ли свободные места в других детских дошкольных образовательных учреждениях как на территории Дзержинского района г. Перми, так и на территории других районов города, Департаментом образования г. Перми не представлено.

В связи с непредставлением доказательств, подтверждающих принятие Департаментом образования администрации г. Перми в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исчерпывающих мер для решения вопроса об устройстве Д 1. в общеобразовательную организацию, в том числе расположенную не в районе места жительства ребенка, суд вынес обоснованное решение об обязании Департамента образования администрации г. Перми предоставить Д 1. место в дошкольной образовательной организации, так как орган местного самоуправления как учредитель дошкольных образовательных учреждений, должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что действующее законодательство гарантирует всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, правовых оснований для отказа Д 1. в предоставлении места ее ребенку в детском дошкольном учреждении не имеется.

В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования.

При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 19.09. 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента образования администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Спросить