У меня есть сейчас шанс по закону все таки получить жильё?Заранее большое спасибо!

• г. Ставрополь

Я бы хотел проконсультироваться по вопросу предоставления жилья детям-сиротам. Если вам не трудно вы не могли бы ответить на вопрос, а что делать если на данный момент мне исполнилось 25 лет, а встать на очередь до 23 лет я не успел, так как просто не знал что имею такое право. У меня есть сейчас шанс по закону все таки получить жильё?Заранее большое спасибо!

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Данил, г.Ставрополь (Россия)

В школах-интернатах и учреждениях профессионального образования, особенно начального профессионального образования, обучается достаточно много лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав.

Действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений, однако реализация прав на жилье детей-сирот на практике может быть затруднена. И помогать своим воспитанникам обязана администрация образовательного учреждения, предпринимая меры для получения ими жилых помещений согласно действующему законодательству. О правовых основаниях предоставления жилья детям-сиротам пойдет речь в настоящей статье.

Регламентация предоставления жилья сиротам на федеральном уровне

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила – категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 ФЗ[1]. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений – на органы исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом № 48 ФЗ[2], а также ст. 121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом, исходя из положений Федерального закона № 131 ФЗ[3] органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 167.

Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты – на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Регламентация предоставления жилья на уровне субъектов РФ

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Рассмотрим, как это осуществляется в некоторых регионах.

В Нижегородской области действует Закон Нижегородской области № 147 З[4], устанавливающий на территории данной области порядок предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 5 Закона Нижегородской области № 147 З определяет следующий порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

Законом Нижегородской области № 116 З[5] государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Более детальная регламентация предоставления жилья детям-сиротам осуществлена в Приморском крае, при этом полномочия по приобретению жилья не передаются органам местного самоуправления. Закон Приморского края № 125 КЗ[6] устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

На органы местного самоуправления возложен учет нуждающихся в приобретении жилья детей-сирот. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), подают заявление. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то оно подает заявление самостоятельно. Такое заявление подается в органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения учреждений, воспитанниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо воспитанниками которых являлись лица из их числа.

В Тамбовской области пошли по пути монетизации льгот: вместо приобретения жилья детям-сиротам стали выдавать субсидию на данные цели. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также отдельным гражданам, находящимся в исключительно трудной жизненной ситуации[7] предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется субсидия на приобретение жилья.

Субсидия может быть использована гражданами на приобретение готового жилья по их выбору. Жилые помещения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям применительно к условиям выбранного населенного пункта. Допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого меньше нормы предоставления жилого помещения на человека, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в месте приобретения жилого помещения.

Граждане, претендующие на получение субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением по установленной положением форме, одновременно представляя пакет документов:

документы, подтверждающие отношение к данной категории лиц (копию решения– суда о лишении родителя(ей) родительских прав или копию свидетельства о смерти родителя(ей), копию решения органа местного самоуправления об установлении опекунства);

справку о составе семьи;–

справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствии– жилых помещений на праве собственности (если имеется семья – на каждого члена семьи);

копию постановления органов местного самоуправления о принятии на учет– в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании представленных документов органы местного самоуправления определяют право гражданина на получение субсидии или мотивированно отказывают в ее предоставлении.

В какой срок предоставляются жилые помещения?

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного cуда рассмотрела дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующей ч. 7 ст. 6 Закона Саратовской области от 02.08.2007 № 150 ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, в Саратовской области» (Определение ВС РФ от 26.12.2007 № 32 Г07-26).

Прокурор оспаривал норму данного закона, устанавливающую не преду-

смотренный федеральным законодательством срок предоставления жилого помещения, а также допускающую возможность непредоставления указанной категории граждан жилых помещений после наступления предусмотренного федеральным законодательством момента возникновения права на их получение (непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ).

Решением Саратовского областного суда от 07.11.2007 такая норма была признана недействующей со дня вступления данного решения в законную силу. Верховный cуд указал на то, что оспариваемые положения областного закона устанавливают не предусмотренный федеральным законодательством срок предоставления жилого помещения, а именно не позднее одного года со дня утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области. В силу Федерального закона № 159 ФЗ дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

В судебной практике имели место случаи, когда по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Большинство судов, рассматривая такие дела, исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона № 159 ФЗ, предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Также ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Верховный суд[8] указал на то, что правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.

Внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23 летнего возраста. Однако при этом социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому Верховный суд[9] указывает на то, что достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Если жилье не предоставляют

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учетом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

Так, например, решением районного суда г. Н.Новгорода от 22.12.2008 было удовлетворено исковое заявление прокурора Советского района г. Н.Новгорода в интересах М. к Правительству Нижегородской области, Администрации г. Н.Новгорода.

Прокурор обратился в суд в интересах М., воспитанника ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», за которым не было закреплено какое либо жилое помещение и который в 2004 году был поставлен в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчики возражали против удовлетворения иска и приводили следующие аргументы:

приобретение квартир за счет средств областного бюджета производится– администрацией города в соответствии с очередностью;

обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным– обязательством субъекта РФ, в связи с чем администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком;

жилые помещения должны предоставляться лишь после окончания обучения,– в то время как М. после окончания обучения поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения еще не наступила.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с положениями областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 – 2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Таким образом, жилое помещение М. должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом суд подчеркнул, что ст. 57 ЖК РФ предусмотрено: жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Нижегородский областной суд, рассматривая кассационную жалобу Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, не желавшего выделять деньги на предоставление жилого помещения М., оставил принятое Нижегородским районным судом решение без изменений.

[1] Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[2] Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

[3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[4] Закон Нижегородской области от 10.12.2004 № 147 З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».

[5] Закон Нижегородской области от 30.09.2008 № 116 З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

[6] Закон Приморского края от 14.08.2007 № 125 КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края».

[7] Утверждено Постановлением Администрации Тамбовской области от 22.05.2007 № 553.

[8] Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10).

[9] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее-Закон № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Документы (примерные по г Москва):

1) ходатайство администрации учреждения, органа опеки и попечительства (заявления опекуна, попечителя, приемного родителя) о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения на имя начальника Управления муниципального жилья административного округа;

2) копия распорядительного документа органа исполнительной власти о направлении ребенка на воспитание и содержание в государственное учреждение (в приемную семью, под опеку или попечительство), о сохранении жилого помещения или предоставлении жилого помещения по окончании пребывания на государственном или семейной форме воспитания, а также копия распоряжения Главы районной Управы о внесении соответствующего изменения в распорядительный документ органа исполнительной власти в части сохранения за несовершеннолетним права на жилое помещение;

3) копия свидетельства о рождении ребенка;

4) справка о месте проживания ребенка на момент предоставления документов;

5) копии документов, подтверждающих юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

а) сведения о родителях:

если родители отказались от ребенка или подкинули его:

- заявление родителей об отказе от ребенка;

- акт о подкидывании ребенка;

если родители лишены родительских прав:

- решение суда о лишении родителей родительских прав или отобрании ребенка;

если родители умерли:

- свидетельство о смерти;

если родители в заключении или их местонахождение неизвестно:

- документ из органов внутренних дел, подтверждающий данный факт;

если родители признаны недееспособными:

- решение суда, а при наличии психического заболевания - заключение психоневрологического диспансера;

если отец вписан в свидетельство о рождении ребенка со слов

матери:

- справка из отдела ЗАГС, подтверждающая этот факт.

6) жилищные документы с последнего места жительства несовершеннолетнего:

- выписка из домовой книги;

- финансово-лицевой счет (по последнему месту регистрации ребенка и всех адресов его перерегистрации, начиная с адреса, сохраненного за ним жилого помещения, если это необходимо для его постановки на учет)

- документы должны быть датированы не ранее 6 месяцев до их предъявления в управление муниципального жилья;

7) другие сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей:

а) справка из учреждения, выпускающего воспитанника, о его пребывании в детских учреждениях на полном государственном обеспечении с момента утраты родительского попечения;

б) медицинская справка о состоянии здоровья ребенка и его праве на дополнительную площадь при наличии соответствующих медицинских показаний;

в) паспортные данные, документы о семейном положении, иные сведения.

Всяческих Вам благ.

Спросить
Лидия
22.01.2015, 14:09

Можно ли получить жилье через суд, если я сирота и не могла предоставить необходимые документы в свое время?

Я сирота, на данный момент мне 28 лет. В собственности у меня жилья нет и не было. Знаю, что до 23 лет могла встать на очередь для получении жилья, но тогда меня просили какие-то справки, которые у меня не было возможности предоставить. Сейчас я узнала, что всё таки через суд возможно получить жильё. Скажите это возможно?
Читать ответы (1)
Елизавета
20.03.2013, 20:35

Проблема - Отсутствие предоставления жилья сироте - возможность выигрыша судебного дела и влияние отмены статьи ЖК

У меня такая проблема. Я сирота в 2004 году поставлена на очередь на получение жилья, в 2011 году исполнилось 18 лет жилье не предоставили, сейчас в очереди 497 я стою. Скажите, если сейчас подать на суд на администрацию, реально ли выиграть дело? И помешает ли мне отмена статьи ЖК о предоставлении жилья детям-сиротам вне очереди? Спасибо.
Читать ответы (2)
Александр
27.02.2019, 15:26

Возможно ли выиграть в суде и получить жилье, если не успел встать на очередь при сиротстве 23 лет назад?

Я не успел встать на очередь получения жилья как сиротадо 23 х лет. Щас мне 26. Есть ли у меня шансы выиграть в суде и получить жилье.
Читать ответы (5)
Анастасия
01.02.2016, 10:03

Возможно ли получить жилье как сироте с отсутствием недвижимости и собственности?

Могу ли я встать на очередь по получению жилья, ситуация такая: Я являюсь сиротой, сейчас мне 25 лет, мама умерла 2003 году, мама с папой разведены еще с моего рождения, папа умер 2006 году, сестра стала моим опекуном, я переехала к ней, сестра жила с мужем и ребенком, но потом они развелись и пришлось разменивать квартиру, у меня в этой квартире была 1/4 доля (там хватало кв м, (чуть больше нормы) и мне отказывали в получении жилья как сирота) квартиру продали в 2010 году и с этого времени я без жилья, нет собственности, ничего. Знаю что, с 2013 года порядок предоставления жилья детям-сиротам изменился, можно получить жилье сиротам после 23 лет. Скажите пожалуйста могу ли я получить квартиру как сирота, если в данный момент не имею собственности, ничего? Заранее спасибо.
Читать ответы (2)
Вячеслав
07.09.2018, 19:53

Возможность встать на очередь на получение жилья для сирота старше 18 лет и работавшего за пределами Краснодарского края

У меня такой вопрос. Мне 29 лет, я имею статус сироты, но до 18 лет не успел встать на очередь получение квартиры, которую обязаны давать детям сиротам. Так как уезжал работать за пределы краснодарского края. Могу ли я еще встать на очередь на получение жилья? У меня есть родная сестра с таким же статусом она квартиру получила.
Читать ответы (1)
Елена
26.03.2016, 16:24

Как сиротам получить жилье и что делать, если не оповестят о постановке в очередь

Жильё сиротам, как добиться жилья и что делать. Меня не оповестили встать в очередь на жилье. Я стою 4 года в очереди. На протижении этих лет мне приходят письма с решением суда о предоставлении в течении полу года жильем. Но так и нет у меня жилья.
Читать ответы (2)
Алексей
24.12.2014, 20:25

Возможность получения жилья для сирот с проданными недвижимыми активами - вопросы и ответы

Хотел бы узнать жилье сиротам была такая ситуация 18 лет продал комнату в общежитии площадью 12 квадратных метров, имею ли я право встать на очередь на жилье как сирота на данный момент мне 24 года.
Читать ответы (1)