Можно ли использовать нежилое помещение в памятнике культурного наследия до выполнения работ?
398₽ VIP

• г. Москва

Здравствуйте, приобрели нежилое помещение в нежилом здании являющимся памятником культурного наследия. Заказали в департаменте культурного наследия на нового собственника (нас) охранное обязательство и акт о техническом состоянии объекта памятнике культурного наследия. Выдадут в течении 30 дней и в акте будут прописаны сроки предоставления проекта приспособления под современное использования и сроки работ по реконструкции. (на все здание памятник как я понял и мы должны будем пропорционально нашей площади участвовать в реконструкции). Вопрос заключается вот в чем: можем ли мы уже использовать наше помещение в коммерческой деятельности до выполнения всех работ включая проект приспособления (деятельность конечно по всем законам РФ, все легально и так далее). То есть не нужно ли нам ждать сначала заказанных документов из департамента на нового собственника?

Перепланировки никакой не будет так как помещение и так квадратной формы.

В дополнение скажу что до этого предыдущие собственники арендовали помещение у города и занимались там услугами, потом выкупили помещение у города и продали нам.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

--- Здравствуйте Алексей, Вам стоит дождаться и получить разрешительные документы. В противном случае, может получиться неожиданный поворот. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

4. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Спросить

Здравствуйте Алексей!

Собственник недвижимого имущества, являющегося составляющей объекта культурного наследия (памятника истории и культуры соответствующего значения) вправе владеть, распоряжаться недвижимым имуществом с учетом имеющихся обременений, установленных законодательством и охранным обязательством.

Спросить

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

""Статья 47.6. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр

(введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

1. В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона

13. В случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи

Нужно смотреть ваши документы ориентируйтесь на данную статью.

Спросить

Здравствуйте, Алексей!

Если никаких работ по реконструкции и перепланировке помещения производить не собираетесь, то коммерческую деятельность в полмещении производить можно. Это никак не повлияет на данный объект культурного наследия. ФЗ "Об объектах культурного наследия" запрещает только самопроизвольно без разрешения производить перепланировку объекта, но не запрещает пользоваться им.

Спросить

Реконструкция объекта культурного наследия может проходить годами, включая стадии проектирования, экспертизы, выполнения строительных работ. Охранным обязательством устанавливаются дополнительные обязанности для собственника данного объекта по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия и соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия (ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Поскольку отношения, регулируемые указанным законом, относятся к разряду публичных, отсутствие в нём нормы, запрещающей собственнику использовать помещения до получения охранного обязательства и других документов, по смыслу этих норм разрешает такое использование, тем более, что п.13 ст.47.6 упомянутого Закона говорит о правопреемстве по охранным обязательствам нового собственника.

Запрет на использование памятников культуры устанавливается законодательством только применительно к конкретной деятельности:

Так в соответствии с п.5 ст.20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» запрещается использование недвижимых памятников истории и культуры и их территорий:

-под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;

- под склады и производства материалов, загрязняющих интерьер памятника истории и культуры, его фасады и территорию;

- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника истории и культуры температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

- под гаражи или специально оборудованные стоянки транспортных средств;

- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Спросить

Поскольку поменялся собственник, то вы вправе осуществлять деятельность до получения копий актов и охранного обязательства.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Статья 47.6. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр

11. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

13. В случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи.

12. Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.

Спросить
Владимир
15.01.2022, 13:29

Переходят ли работы по объекту культурного наследия на нового собственника в случае невыполнения их прежним собственником?

Покупаю нежилое помещение в доме объекте культурного наследия. На помещение выдано "охранное обязательство" и "акт осмотра технического состояния нежилого помещения" от КГИОП в 2012 году собственнику. В "акте осмотра тех состояния" так же есть "план выполнения работ" со сроками выполнения. Вопрос такой, переходят ли работы на нового собственника (меня) если прежний собственник их не выполнил или перенес на какой то срок?
Читать ответы (1)
Юлия
07.07.2013, 11:41

Необходимость оформления охранного обязательства и согласования проекта на перепланировку для выявленного объекта

Я купила на торгах административное здание. В договоре купли-продажи, и в свидетельстве о регистрации прав обременений нет. Но потом выясняется, что здание является выявленным объектом культурного наследия, хотя в документах для торгов нигде не было указано. Сейчас мы подали документы на перевод из нежилого в жилое здание. Но администрация требует чтобы мы оформили на здание охранное обязательство в департаменте по охране памятников, и проект на перепланировку внутренних помещений согласовали там же. Хотели отремонтировать фасад, но нам говорят, что без проекта лицензированной организацией мы ничего делать не можем, а потом необходимо нанять реставрационную лицензированную организацию на выполнение работ по проекту.
Читать ответы (1)
Алексей
22.06.2017, 00:59

Деятельность в нежилых помещений - памятники архитектуры федерального значения.

Хотим приобрести помещение нежилое в здание которое является памятником архитекруты федерального значения. Продавцы сейчас выкупают его у города а потом перепродают нам. Вопрос заключается в том что можно в таких помещения делать а что нельзя. И с кем согласовывать нужно. Это помещение изначально у продавцов в аренде от города и брали они занимаясь фотоуслугами. Все другие помещения в здании этом сейчас сделаны под кафе, бары, клубы, фаст фуд, магазины, аптеки, кальянные. Есть опасения что приобретя помещение в собственность скажут что можете только фотоуслугами заниматься как изначально использовалось помещение и ничем другим (хотя думаю что навряд ли ведь другие занимаются то чем хотят). Слышал что нужно создавать проект просто и согласовывать его, вот только с кем (вроде про нам говорили про департамент культурного наследия), чтобы там допустим фасад нельзя было менять или перепланировку что то делать. Больше интересует можем ли мы заниматься чем хотим там (законными видами деятельности конечно) и есть ли дополнительные инстанции которые нужно посетить которые связаны именно с тем, что это памятник архитекруры федерального значения (хотя здание больше похоже на двух этажный дом старый а не на какой то памятник по которому экскурсии водят).
Читать ответы (8)
Светлана
20.06.2019, 15:35

Оспаривание законности работы исследовательской лаборатории в здании-памятнике архитектуры

Сориентируйте в непростом вопросе. Длительный период времени небольшая исследовательская лаборатория (не микробиология) осуществляла свою деятельность в помещении, которое является памятником архитектуры. Располагается в центре города, рядом находятся коммуналки. Сейчас поступила жалоба в Комитет по охране культурного наследия относительно законности осуществления данного вида деятельности в пределах объекта культурного наследия. В ФЗ № 73 ст. 47.3. указано, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния, собственники обязаны: 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ. Правильного ли я понимаю, что если соблюдены требования противопожарной безопасности и деятельность не противоречит требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия, то можно заниматься данным видом деятельности?
Читать ответы (2)
Наталья
18.10.2017, 13:01

Как разрешить ситуацию с оплатой пожарно-охранной сигнализации в нежилом здании, находящемся в общедолевой собственности?

Помогите разобраться, пожалуйста. Есть нежилое здание в общедолевой собственности у двоих людей в равных долях. Один собственник ведет деятельность в здании, второй нет. Все расходы по содержанию здания (кроме налога на имущество) осуществляет тот, кто использует здание по назначению-ком услуги, связь, ремонты текущий и капитальный и пр. Законом предписано оснастить здание пожарно-охранной сигнализацией. Собственник ведущий деятельность желает установить и оплачивать за свой счет услуги охранно-пожар сигнализации. Второй собственник согласие не дает. Получается что первый собственник должен прекратить деятельность в здании или платить штрафы?
Читать ответы (6)
Борис
04.11.2018, 22:49

Проблемы с арендой земли - Юридические нюансы после выкупа помещений в здании

Мы с другом выкупали нежилые помещения в здании у юр.лица, за два года выкупили все помещения в здании, половина помещений принадлежит мне, половина другу, всё оформлено есть выписки на помещения, общая площадь помещений соответствует площади здания. Здание на себя пока не переоформляли. Продавец помещений и собственник земельного участка под зданием одно и то же юр лицо. Через год после продажи помещений он выставил нам договор аренды земли под зданием с огромной суммой, равной кадастровый стоимости участка под зданием, объясняя это тем что мы покупали не здание, а помещения, в разное время и не имеем право на землю под зданием. Законного ли это?
Читать ответы (17)
Анна
30.01.2014, 12:49

Выявленный объект культурного наследия - обязательства по сохранению и возможное охранное обязательство на здание или помещение

Пожалкйста что значит Выявленный объект культурного наследия. Обязательства по сохранению объекта?! Это имеется в иду Охранное обязательство на здание или помещение?!
Читать ответы (1)
Олеся
05.02.2014, 16:38

Получение свидетельства на ИЖД для памятника архитектурного наследия и переоформление земли под него

Есть 4-х квартирный жилой дом, на каждую из квартир отдельное свидетельство. Собственник всех квартир-одно лицо. Общее имущетство, включая землю (под многоквартирный дом) в долевой собственности (оформлено в юстиции). Объект является памятником архитектурного наследия. Есть разрешение на выполнение работ по сохранению объекта, выданное службой охраны объектов культурного наследия. Каким образом получить свидетельство на ИЖД вместо многоквартирного дома и как переоформить землю под ижд? Какие действия? Чем руководствоваться. БТИ говорит, что документа о выполнении работ по сохранению памятника будет недостаточно для постановки объекта в кадастре как ижд.
Читать ответы (1)
Катерина
31.07.2014, 13:15

Как изменение функционального назначения нежилого помещения может повлиять на открытие стоматологии - рассказываем

Собственник купил нежилое помещение в нежилом здании. Изначально функциональное назначение по ведомости помещений здания - для хранения малогабаритной мото-вело техники. В кадастровом паспорте указано - нежилое помещение. Собственник собирается открывать стоматологию. Насколько необходимо вносить изменения в документацию по функциональному назначению? Что грозит собственнику, если изменения в документы внесены не будут?
Читать ответы (4)
Наталья
09.07.2017, 19:16

Проблемы при перепланировке - что делать, если Администрация не согласна с проектом

Мне принадлежит нежилое помещение и жилая квартира в многоквартирном доме. В 2016 году мною в администрацию района было подано заявление на перепланировку помещений был предоставлен проект согласно которого Администрация выдала разрешение на перепланировку и переустройство согласно проекта. При выполнении перепланировки у Администрации возникли ко мне вопросы, работники Администрации стали утверждать что я провожу не перепланировку а реконструкцию, хотя все строительные работы выполняются строго по проекту. Что мне делать?
Читать ответы (14)