Спорные моменты и недостача - как должна проходить процедура инвентаризации в магазине розничной торговли?
Уважаемые специалисты, доброго дня!
Нужна помощь в такой ситуации.
Полтора месяца назад я устроилась продавцом в магазин розничной торговли (маленькая сеть из трех торговых точек, владелец ИП, фактически руководит его дочь). Со мной был заключен трудовой договор и договор о личной материальной ответственности, на котором я от руки написала, что подписываю его без проведения инвентаризации. Инвентаризации при приеме и акта передачи ТМЦ не было. На мой вопрос о ее проведении сотрудник-кадровик ответил, что проведут на днях, дата постоянно откладывалась. На подписании указанного договора руководство настояло, мотивируя моим доступом к выручке. Мой экземпляр договора не выдали, даже после неоднократного напоминания, ссылаясь на забывчивость, занятость и так далее.
В процессе работы выявилось много спорных моментов (например, нас обязали активно продавать товар с истекшим сроком годности). Я приняла решение уволиться, о чем поставила в известность предпринимателя, заявление об увольнении пока не писала.
Сотрудника в магазине два, работаем посменно. Практикуется привлечение сотрудников из других магазинов в дни, когда постоянному составу нужны выходные одновременно.
Около месяца назад в магазине стали проводить проверки: наличие ценников, порядок на витринах и подобное. Кроме того, проверяющий пересчитывал мелкий товар (БАДы, продающиеся поштучно), вначале без моего участия и присутствия. И только при последнем визите проверяющего я участвовала в процессе. Документов по этому поводу не составляли, ревизор просто делал какие-то записи в тетради.
На последней планерке (проводится онлайн) было заявлено, что есть недостача именно этого товара (БАДов) и что в ближайшее время будет проведена инвентаризация. На мой вопрос, почему ее не сделали при моем трудоустройстве, руководитель ответил, что эта процедура вообще не обязательна и делается только по инициативе руководства. А, дисциплины ради, полную сумму недостачи заплатит каждый продавец.
Со слов коллеги выяснилось, что данный товар перемещали в другие магазины, она это помнит, но соответствующих документов нет. К слову, при приеме на работу этого сотрудника инвентаризация проводилась, но простым пересчетом, без ведомости. Просто зав. складом пересчитал товар и сказал, что все в порядке.
Как должен проходить процесс инвентаризации? И правомерно ли заявление руководства о том, что эта процедура не обязательна при смене материально ответственного лица? Очень хочется уйти без конфликтов и с деньгами.
С уважением, Наталья.
Действия работодателя не правомерны. При приеме вас на работу и заключении договор о материальной ответственности должна была была проведена инвентаризация снятие остатков и т.д.
СпроситьЗдравствуйте, по своей сущности инвентаризация является инструментом контроля над сохранностью имущественных ценностей.
Проверка заключается в сопоставлении учетных данных с показателями фактического наличия ценностей. Инвентаризироваться могут как основные средства и ТМЦ, так и любые другие ценности хозяйствующего субъекта. Инвентаризационные проверки бывают двух видов – документальная и натуральная (вещественная). При инвентаризации документального характера наличие учетных объектов подтверждается документами. Проверку натуральную применяют относительно материальных и производственных запасов и основных средств, то есть всяких активов, обладающих материально-вещественной формой и какие возможно посчитать, перевесить, обмерить. Как гласят методические рекомендации по проведению инвентаризации, при вещественной проверке непреложно присутствие лиц ответственных материально за проверяемое имущество. При любом типе инвентаризации заполняются инвентаризационные описи и описи по видам имущества. Для их составления применяют унифицированные формы, принятые Постановлением Госкомстата либо самостоятельно разработанные бланки. Инвентаризироваться должно не только собственное имущество, но и объекты, арендованные или сданные в аренду. Для этого проверка проводится по месту наличия имущества в присутствии сотрудника, несущего ответственность материального характера. Согласно ПБУ 4/99 все статьи бухгалтерской отчетности, создаваемой за отчетный год, должно подтверждать итогами инвентаризационной проверки активов и пассивов. На основании данного положения основополагающими задачами проведения инвентаризации являются: Подсчет действительного количества имущественных ценностей Как собственных, так и не относящихся к собственности предприятию, но значащихся в бухгалтерском учете, для обеспечения сохранения оных и выявления имущества неучтенного Установление действительной численности Материальных и производственных ресурсов, примененных в производственных процессах Сопоставление реальных показателей С данными аналитического и синтетического учетов (обнаружение недостач или излишков) Проверка достоверности Отображения в учете имущественной оценки и обязательств Анализ соблюдения правил эксплуатации И содержания основных средств, применения нематериальных активов, а также правил относительно хранения имущества и ценностей. Проведение инвентаризации регулируется следующими нормативами: ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011; «Положением по ведению бухучета …», принятым Приказом Минфина РФ №34 н от 29.07.1998; «Методическими указаниями по инвентаризации имущества …», ратифицированными Приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995. В ст.11 ФЗ №402 установлено, что случаи инвентаризации, ее порядок и сроки, а также перечень подлежащих инвентаризационной проверке объектов определяются руководством организации, кроме ситуаций обязательной инвентаризации. В п.22 Указаний по бухучету и в п.27 Положения №34 н перечисляются случаи, когда инвентаризационная проверка обязательна. Ситуации проведения не обязательных инвентаризаций должны фиксироваться в учетной политике субъекта. Подробный порядок проведения проверки и оформление ее итогов описано в Указаниях по инвентаризации. Инвентаризация на предприятии проводится поэтапно. В частности программа проверки такова: Подготовка к инвентаризации. Подсчет фактического количества ценностей. Сравнение фактических и учетных данных, выявление расхождений. Документальное оформление и отображение в учете. Но процесс только кажется простым. Сначала осуществляется подготовка к процедуре. Для этого готовится приказ о проведении инвентаризации и формируется состав комиссии, устанавливаются сроки проверки и виды инвентаризуемых объектов. В это же время получаются расписки от ответственных за имущество лиц и подготавливаются формы инвентаризационных описей для каждого ответственного материально сотрудника. Процесс фактического подсчета имущества может заключаться в подсчитывании, взвешивании, обмере, что зависит от характеристик имущественных ценностей. Итоги подсчета вписываются в подготовленные описи. При сравнении данных готовятся сличительные ведомости и выявляются причины обнаруженных расхождений. Проводки списания недостачи при инвентаризации смотрите в статье: недостача при инвентаризации. Про инвентаризацию товарно-материальных ценностей, читайте здесь. В завершении инвентаризации в бухгалтерский учет вносятся сведения, за счет которых учетные данные становятся сопоставимы с данными фактическими. Одновременно с этим привлекают к ответственности виновных лиц. Инструкция по проведению инвентаризации сопровождается такими общими правилами: Общее количество инвентаризационных проверок Дата и сроки, виды имущества определяются руководством. Кроме случаев обязательной инвентаризации В целях реализации проверки Требуется сформировать непрестанно действующую инвентаризационную комиссию Персональный комиссионный состав учреждается руководителем При отсутствии хотя бы одного постоянного члена комиссии при проверке итоги проверки могут признаваться недействительными Перед началом проверки комиссии Надлежит получить последние данные относительно прихода/расхода ценностей и их движения Информация о фактическом количестве ценностей Фиксируется актами инвентаризации или инвентаризационными описями не менее чем в двух экземплярах Реальное наличие имущества Проверяется посредством обязательного подсчета, обмера, взвешивания При инвентаризации непременно должно присутствовать лицо Несущее материальную ответственность Для отдельно хранящегося имущества Создаются отдельные описи Когда проверка длится несколько дней Помещения с инвентаризуемым имуществом опечатываются по окончании каждого рабочего дня комиссии. Все документы по инвентаризации должны храниться в сейфе или закрытом ящике в закрытом помещении По завершении инвентаризации Могут проводиться контрольные проверки верности проведения проверки. В Указаниях по инвентаризации №49 определены случаи, когда инвентаризовать имущество нужно обязательно. К таковым относятся следующие ситуации: передача имущества, принадлежащего организации, в аренду, продажа имущества либо выкуп ранее арендованных объектов; преобразование государственного унитарного предприятия; составление годовой бухгалтерской отчетности; смена материально-ответственных лиц; выявление фактов хищения, порчи или злоупотребления имуществом; чрезвычайные ситуации, возникшие вследствие экстремальных условий; ликвидация (реорганизация) предприятия. Законодательно установлены лишь сроки относительно инвентаризации перед подготовкой годовой отчетности. Проверка должна быть окончательно завершена на момент составления бухгалтерских отчетов за отчетный период. Во всех остальных случаях организация самостоятельно разрабатывает положение о проведении инвентаризации, включая определение сроков и периодичности проверок. Проведение инвентаризации начинается с создания руководителем приказа о проведении инвентаризационной проверки по форме ИНВ-22. Готовый приказ должен фиксироваться в специальном журнале контроля инвентаризаций, который имеет форму ИНВ-23. В процессе проверки все полученные данные комиссия фиксирует в специальной описи по форме ИНВ-1. Если какие-то объекты на момент проведения инвентаризации пребывают в ремонте, то их наличие отображается в ведомости формы ИНВ-10, где отмечается стоимость расходов на ремонт. Отдельные описи создаются для арендованных или переданных в аренду или на хранение объектов, имуществу, которое нельзя использовать в производстве. Все обнаруженные расхождения меж фактическими показателями и данными бухучета фиксируются сличительной ведомостью по форме ИНВ-18. Итоговый результат инвентаризационной проверки отображается в ведомости формы ИНВ-26. В бухгалтерском учете выявленные расхождения отображаются следующим образом: Выявленные излишки приходуются По рыночной стоимости и зачисляются в состав прочих доходов на счет 91 Обнаруженные недостачи относятся на виновных лиц Если установить виновное лицо невозможно или не удается официально доказать его вину, то недостачи списывают на производственные издержки. Учитываются недостачи на счету 94 Все итоги инвентаризационной проверки должны отображаться в бухгалтерском учете и отчетности месяца, когда проверка была завершена. Если проводится годовая инвентаризация, результаты ее отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.Спросить
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"-отвечает на ваш вопрос: каким образом должен проходить процесс инвентаризации
Рекомендую вам с этим Приказом ознакомиться-он есть в Интернете
Вообще процедура инвентаризации при смене материально ответственного лица является обязательной.
Спросить