Помогите пожалуйста, расскажите, что делать, правомерны ли действия милиции и таможни.
У меня Пежо 1991 года. Машина стоит на учете в белорусии и оформлена на моего двоюродного брата, он дал мне доверенность на 3 года с правом выездда за границу, Россию. Через 2 месяца в одном из славных городов - Суздаль, меня остановил сторудник ДПС и вызвал господ из таможни. Машину увезли на тамодженый терминал на штраф площадку, забрали доверенность, техпаспорт, стоставили протокол об изъятии т/с и инкреминируют статью...16.21 таможенного кодекса (на основании признака административного правонарушенияст.16.21 коап).
Помогите пожалуйста, расскажите, что делать, правомерны ли действия милиции и таможни.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 783 утверждено «Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».
Настоящее Положение определяет порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.
В Положении под автомобилем понимаются легковые автомобили, классифицируемые в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
Согласно п.13 данного Положения временный ввоз автомобилей физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, без уплаты таможенных пошлин и налогов не допускается.
29.11.2003 постановлением Правительства Российской Федерации N 718 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ЕДИНЫХ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ» утверждено «Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».
Пунктом 2 постановления признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" с 01.01.2004.
Данное Положение определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - личное пользование), перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации.
В Положении используются понятия в значениях, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Для целей Положения под автомобилями понимаются легковые транспортные средства (с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием), классифицируемые в товарной позиции 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, если они предназначены для перевозки не более 12 человек, включая водителя.
Обратите внимание на то , что в соответствии с п.14 Положения российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и общий срок временного ввоза не превышает 6 месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Временный ввоз транспортных средств указанными физическими лицами допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В случае если транспортные средства не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Положением.
Теперь рассмотрим, что такое ст.16.21 КоАП РФ.
Статья 16.21 КоАП РФ «Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств» предполагает привлечение к административной ответственности за приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных, либо в отношении которых таможенное оформление не завершено, а равно приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, либо товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования с наложением взыскания в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Необходимо отметить, что статья 16.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу.
Установление ответственности по данной статье связано с необходимостью правовой охраны отношений по введению ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств в свободное обращение. Статус товаров, выпущенных в свободное обращение, подразумевает снятие каких-либо ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами. Такой статус товары приобретают только после того, как в отношении них выполнены все требования таможенного законодательства (уплачены таможенные пошлины и налоги, соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Приобретение товарами такого статуса возможно при помещении их под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (ст. 164 ТК РФ), реимпорта товаров (ст. 234 ТК РФ), отказа в пользу государства (ст. 250 ТК РФ), а также в некоторых иных случаях, прямо предусмотренных ТК РФ.
Согласно ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ; после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляется в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения включает следующие группы противоправных деяний:
1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации, а также недекларированных или недостоверно декларированных.
В указанном случае совершению перечисленных противоправных деяний с товарами и транспортными средствами предшествует совершение в отношении этих же товаров и транспортных средств нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ. Однако это не означает, что привлечение лица к ответственности по статье 16.21 КоАП РФ возможно только после привлечения иного лица к ответственности по указанным статьям. Для квалификации деяний по рассматриваемой статье помимо установления совершения привлекаемым к ответственности лицом конкретного действия, указанного в диспозиции статьи, достаточно установить факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств с нарушением таможенных правил. Вместе с тем, если факт незаконного перемещения товара через таможенную границу или его недекларирования не доказан, а только предполагается, достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 16.21 КоАП РФ отсутствуют.
Как правило, субъектами ответственности за перечисленные деяния являются лица, не участвовавшие в перемещении товара через таможенную границу. Однако не исключена возможность привлечения к ответственности по данной статье, например, за распоряжение перемещенными помимо таможенного контроля товарами, лица, ранее совершившего в отношении этих товаров правонарушение, предусмотренное ст. 16.1 КоАП РФ.
2) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено.
Срок начала и завершения таможенного оформления товаров установлен в ст. 60 ТК РФ, при этом время, в течение которого в отношении товаров производится таможенное оформление, совпадает со временем их нахождения под таможенным контролем (ст. 360 ТК РФ). Статус товара, находящегося под таможенным контролем, предполагает, что пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.
К категории товаров, таможенное оформление которых не завершено, относятся не только не выпущенные товары, но и условно выпущенные таможенным органом товары. Например, ответственность по данной статье влечет реализация товаров, выпуск которых осуществлен без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Однако, если условный выпуск товаров связан с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, деяние, выражающееся в неправомерном пользовании и распоряжении такими товарами, должно квалифицироваться по ст. 16.20 КоАП РФ.
3) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам или в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
Товары, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы по таможенным платежам, а также товары, помещенные под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения и специальные таможенные режимы, применимые к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, товары считаются условно выпущенными, и в отношении них в соответствии со ст. 151 ТК РФ, а также с другими статьями ТК РФ, предусматривающими требования перечисленных таможенных режимов, установлены ограничения пользования и распоряжения.
Совершению данного противоправного деяния обычно сопутствует совершение другим лицом в отношении того же товара правонарушения, предусмотренного иными статьями КоАП РФ. Например, в случае выявления факта отчуждения товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, лицо, распорядившееся товаром, должно нести ответственность по ст. 16.20 КоАП РФ, а лицо, приобретшее данный товар, - по ст. 16.21 КоАП РФ.
Правовая оценка таких действий, как приобретение, хранение, транспортировка, пользование, распоряжение, содействие в сбыте, перечисленных в диспозиции комментируемой статьи, должна даваться с учетом положений гражданского законодательства.
В целях подготовки мотивированной позиции по делу, возможной жалобы в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации, возможно в суд необходимо исследование всех обстоятельств дела, включающих в себя:
1.документы по факту возбуждения дела об административном правонарушении;
2.документы по факту задержания транспортного средства;
3.установления обстоятельств ввоза автомобиля в Россию;
4.изучение документов на автомобиль.
Спросить