Имеет ли право частное медицинское предприятие (частная стоматологическая клиника)
Имеет ли право частное медицинское предприятие (частная стоматологическая клиника) осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, применяя бланки строгой отчетности для учета наличных денежных средств?
Обязанность применения ККМ установлена Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” (далее -- Закон № 5215-1).
Согласно ст. 1 Закона № 5215-1 при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ.
Таким образом, обязанность применения ККМ распространяется только на организации и на предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Не возникает такой обязанности у физического лица, если он осуществляет торговлю, но не зарегистрирован в установленном порядке в качестве ПБОЮЛ.
Другим существенным моментом является то, что действие Закона № 5215-1 распространяется только на расчеты с физическими лицами. Соответственно в случаях, когда в роли покупателя (клиента) выступает юридическое лицо, обязанности применения ККМ не возникает.
Законом № 5215-1 установлена необходимость регистрации ККМ в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Это положение разъяснено письмом МНС России от 30.03.2000 № АС-6-16/232 “О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий”: налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию ККМ, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением организации. Например, если юридический адрес организации находится в Воронеже, но она имеет обособленное подразделение в Москве, которое осуществляет торговлю с населением (оказание услуг), то ККМ может быть зарегистрирована в Москве.
Кроме того, если гражданин имеет временную регистрацию (на срок 6 месяцев и более) в какой-то местности, он может зарегистрироваться в этой местности в качестве предпринимателя без образования юридического лица и территориальный налоговый орган по месту регистрации может зарегистрировать его ККМ.
Другим важным документом, определяющим требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, является принятое в соответствии со ст. 3 Закона № 5215-1 Положение по применению контрольно-кассовых машин, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745 (далее -- Положение по применению ККМ). Оно определяет реквизиты, которые должны отражаться на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке; устанавливает условия, без соблюдения которых ККМ не допускается к применению; указывает признаки неисправной ККМ; устанавливает сроки хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов.
Одновременно с Положением по применению ККМ постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее -- Перечень). Как следует из названия документа, в нем определяется, кто и в каких случаях может осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 Перечня разрешено не применять ККМ при оказании услуг населению при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, причем формы таких документов должны утверждаться Минфином России. С 1 января 1998 года введены в действие Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями бытового обслуживания населения и их подразделениями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по бытовому обслуживанию населения (утверждены приказом АО “Росбытсоюз” от 15.08.97 № 9, согласованы с начальником Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России).
Бланки строгой отчетности изготовляются по заказам заинтересованных организаций полиграфическими предприятиями, типографиями, имеющими на это разрешение. Каждый бланк в обязательном порядке должен иметь свой порядковый номер. К партии бланков должна прилагаться накладная, в которой кроме других реквизитов указываются наименования и номера бланков.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.07.93 № 745 органам исполнительной власти субъектов РФ разрешено принимать решения об ограничении указанного выше Перечня. Например, Правительство г. Москвы имеет право обязать тех или иных лиц, осуществляющих торговлю (оказывающих услуги) на территории г. Москвы, применять ККМ, несмотря на то, что указанный Перечень позволяет осуществлять соответствующую деятельность без ККМ.
Спросить