Льготы для вынужденных переселенцев - какие виды предусмотрены законодательством?
Какие виды льгот предусмотрены законодательством для лиц - имеющих статус вынужненного переселенца, состоящих на учете по предоставлению безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья.
За счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан:
лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Постановка на учет вынужденных переселенцев и предоставление им жилья осуществляются администрациями муниципальных образований при наличии справки от миграционной службы о том, что вынужденный переселенец и трудоспособные члены его семьи не пользовались льготами на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца.
На основании настоящего Закона на государственные органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также на органы местного самоуправления возлагается обязанность содействовать вынужденным переселенцам в решении их жилищных и социальных проблем. В целях реализации данной нормы Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 3 марта 1992 г. N 135 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам".
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
Статья 1. Определение понятия "вынужденный переселенец"
1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Комментарий к статье 1
Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например "беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из Северной Осетии" и т.д.
Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга. Определение понятия "беженец" будет рассмотрено в комментарии Закона о беженцах. Что касается понятия "перемещенные лица", то, как правило, оно используется в международной практике в отношении лиц, ставших вынужденными мигрантами в пределах своей страны. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вместо термина "перемещенные лица" употребляется термин "вынужденные переселенцы". Они остаются на территории своего государства и как его граждане имеют все права, которыми пользуются остальные граждане на его территории.
Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который:
вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;
вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.
И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299 .
--------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст. 1112; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст. 496.
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст. 302.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.
Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.
Статья 11. Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев
1. Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (далее - фонд жилья) предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.
2. Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Использование помещений, арендуемых территориальным органом миграционной службы для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.
3. Фонд жилья создается за счет средств федерального бюджета, а также средств, направляемых из других источников.
Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении органов миграционной службы.
Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом миграционной службы права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.
4. Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом миграционной службы.
5. Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа миграционной службы.
Комментарий к статье 11
Данная статья предусматривает создание фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Этот фонд предназначен лишь для временного проживания на период действия статуса вынужденного переселенца. В соответствии с п. 4 ст. 5 комментируемого Закона, как уже отмечалось, срок действия статуса составляет 5 лет.
На основании п. 2 данной статьи порядок строительства и эксплуатации жилья из данного фонда должен определяться Правительством Российской Федерации. Акт, регламентирующий указанную деятельность, находится сейчас в стадии разработки. Лишь отдельные вопросы строительства, предоставления и использования жилья для вынужденных переселенцев нашли отражение в ряде инструкций и приказов Федеральной миграционной службы.
Настоящей статьей предусматривается особый режим использования жилья из фонда для временного поселения. В частности, на пользователя этого жилья накладываются определенные ограничения. Так, он не может приватизировать жилье в свою собственность, обменивать, бронировать, сдавать его в поднайм, аренду или субаренду, производить раздел жилой площади и вселять временных жильцов без согласия территориальных органов миграционной службы.
Следует учитывать, что в настоящее время фонд жилья для временного поселения очень ограничен. Он состоит преимущественно из жилых помещений в домах гостиничного типа и предусматривает временное покомнатное заселение.
Вопросами распоряжения фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, как это предусмотрено данным Законом, занимаются территориальные органы миграционной службы.
Спросить