Возможность военной ипотеки в другом гарнизоне - влияние на служебное жилье и семью
Подумываю реализовать право приобретения жилья по военной ипотеке в другом гарнизоне, однако боюсь потерять служебное жилье по месту прохождения в/службы, в которое не так давно заселился и сделал ремонт.. имеют ли право в таком случае лишить меня и членов семьи служебного жилья?
Здравствуйте, разьясняю, что согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Кроме того, в силу п. 2 ч. 1 ст. 14 этого же Федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является одной из форм реализации его права на жилище.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Таким образом, после получения Вами денежных средств по договору целевого жилищного займа в рамках участия в накопительно-ипотечной системе государство исполнит свои обязательства по Вашему жилищному обеспечению. То есть с этого момента Вы будете считаться обеспеченным жильем по месту военной службы, а поэтому права на служебное жилье утратите.
Данный вывод суда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 25 апреля 2018 года № 202-КГ 18-2.
СпроситьВы жильём обеспечены, а то, что вы приобрели его в другом гарнизоне - это ваше право и ваши проблемы. Приобретением жилья в другом гарнизоне вы реализуете своё право на свободу передвижения и подтверждаете добровольный отказ от обеспечения жильём по месту службы в пользу обеспечения по выбранному вами месту. Вас же никто не заставляет приобретать его именно по месту прохождения службы или именно в другом месте. А собственность у вас на него не формальная, а фактическая, но с обременением в виде залога до исполнения с вашей стороны условий договора. К тому же приобретением жилья в другом гарнизоне вы, можно сказать, уже зарабатываете себе минус в случае судебного разбирательства.
СпроситьСпасибо Вам за ответ. Но я не пойму единственного... если жилье приобретается в другом гарнизоне-то каким образом я буду считаться обеспеченным по месту прохождения службы? И к тому же собственность на данное жилье будет формальной до достижения моей выслуги до 20 лет..
СпроситьЯ конечно извиняюсь, но а в каком правовом акте указано, что я обязан приобрести жилье в гарнизоне, в котором служу? Это мое право, а не обязанность.. в моем случае, причин множество... Меня не устраивают цены на недвижимость в данном городе, да и город вцелом не устраивает... поэтому, на перспективу приобретаю жилье там, где планирую жить в дальнейшем.. и до сих пор не могу найти ответ на то, каким образом определение Верховного Суда от 2018 г. N208 КГ 18-19 (в котором про НИС и служебное жилье не сказано... там вопрос выплаты субсидии по выслуге лет и финансирование поднаема жилья) применимо в моем случае, когда на сегодняшний день действует ряд нормативно-правовых актов, гарантирующих предоставление мне служебного жилья в населенном пункте, где прохожу службу, при условии отсутствия у меня и членов моей семьи жилых помещений в данном населенном пункте. К примеру, ЖК РФ, ч.2 ст.99. Ответьте пожалуйста с учетом действующего Законодательства, а не по определению Верховного Суда по совершенно другому случаю.
СпроситьОтвет на свой вопрос Вы найдете из приведенной ниже судебной практике, надеюсь она Вас убедит в Вашем заблуждении относительно того, что Ваша позиция является единственной правильной.
Решение № 2 А-141/2019 2 А-141/2019~М-111/2019 А-141/2019 М-111/2019 от 16 мая 2019 г. по делу № 2 А-141/2019
Нижегородский гарнизонный военный суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные
№а-141/2019
Копия
РЕШЕНИЕ
ИФИО 1
16 мая 2019 года
Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Сидельникова М.В., при секретаре судебного заседания ФИО 5, с участием административного истца ФИО 2, представителя жилищной комиссии войсковой части № и командира войсковой части № капитана юстиции ФИО 3, в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело №а-141/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № прапорщика ФИО 2 об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об исключении его из списков нуждающихся в получении служебного жилого помещения и действий командира войсковой части №, утвердившего данное решение,
установил:
ФИО 2 обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением в котором указал, что решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) он был исключён из списков нуждающихся в получении служебного жилого помещения, поскольку приобрёл жилое помещение как участник накопительно-ипотечной системы (далее - НИС). Указанное решение жилищной комиссии было утверждено командиром войсковой части №.
Считая свои права нарушенными ФИО 2 просил суд:
- признать решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, а также действия командира войсковой части № по утверждению указанного решения незаконными;
- обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании ФИО 2, настаивая на удовлетворении административного искового заявления, указал, что проходит военную службу в войсковой части №, дислоцированной в. Решением жилищной комиссии войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в служебном жилом помещении и с ДД.ММ.ГГГГ включён в реестр участников НИС. Как указал ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств целевого жилищного займа предоставляемого участнику НИС он приобрёл жилое помещение по адресу: . Решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учёта нуждающихся в служебном жилом помещении. ФИО 2 считает, что поскольку он приобрёл жилое помещение не по месту прохождения военной службы и жильём в или близлежащем населённом пункте не обеспечен, он вправе претендовать на получение служебного жилья.
Представитель жилищной комиссии войсковой части № и командира войсковой части № капитан юстиции Мукнаев административный иск ФИО 2 не признал и при этом указал, что в соответствии с Законом о накопительно-ипотечной системе выделение административному истцу денежных средств и приобретение им жилого помещения, является одной из форм реализации его права на жилище и государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего. Одновременное предоставление прапорщику Брилевичу жилья по двум основаниям привело бы к сверхнормативному обеспечению жилым помещением.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Послужной список, справка из войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют, что прапорщик ФИО 2:
- первый контракт о прохождении военной службы заключил после ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит военную службу в войсковой части №, дислоцированной в.
Согласно копии паспорта ФИО 2 с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по постоянному месту жительства по адресу: (место дислокации войсковой части).
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО 2 был включён в писок нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда ВВ МВД России с составом семьи 1 человек.
Из копии учётного дела участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих и карточки учёта жилых помещений предоставляемых военнослужащему усматривается, что ФИО 2 ДД.ММ.ГГГГ был включён в реестр участников НИС.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением состава семьи административного истца (заключением брака), в его жилищное дело были внесены изменения и решено учитывать его нуждающимся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда ВВ МВД России с составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением состава семьи административного истца (рождением дочери) в его жилищное дело были внесены изменения и решено учитывать его нуждающимся в получении служебного жилого помещения с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением состава семьи административного истца (расторжением брака), в его жилищное дело были внесены изменения и решено учитывать его нуждающимся в получении служебного жилого помещения с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Копия договора купли-продажи 0, выписка из Единого государственного реестра недвижимости подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО 2 по договору целевого жилищного займа, как участник НИС жилищного обеспечения военнослужащих приобрёл жилое помещение по адресу: общей площадью 53,4 кв.м.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с приобретением административным истцом жилого помещения за счёт средств целевого жилищного займа предоставляемого участнику НИС, на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ФИО 2 был исключён из списков нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются в частности прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон о накопительно-ипотечной системе) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о накопительно-ипотечной системе получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В судебном заседании установлено, что прапорщик ФИО 2 заключил первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, то есть он относится в военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО 2 добровольно, по договору целевого жилищного займа, как участник НИС жилищного обеспечения военнослужащих, приобрёл жилое помещение не по месту прохождения военной службы, а по адресу: общей площадью 53,4 кв.м.
При таких данных, основываясь на ч. 3 ст. 11 Закона о накопительно-ипотечной системе, суд считает, что государство исполнило свои обязательства по жилищному обеспечению Брилевича.
Одновременное обеспечение административного истца служебным жильём и приобретение им, как участником НИС жилищного обеспечения военнослужащих, жилого помещения по договору целевого жилищного займа привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям, а, следовательно, оснований для нахождения Брилевича на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях после приобретения жилого помещения даже в ином населенном пункте не имелось.
Таким образом, решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об исключении административного истца из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту военной службы является законным, а, административное исковое заявление Брилевича не подлежащим удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО 2, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Сидельников
Копия верна
Судья военного суда М.В. Сидельников
Секретарь судебного заседания ФИО 5
ДД.ММ.ГГГГ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а-885
8 августа 2019 г. г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Безносюк М.С., с участием представителя административных ответчиков – командира и жилищной комиссии войсковой части № Морозова А.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 мая 2019 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Брилевича ФИО 9 об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части №, утверждённого командиром воинской части, об исключении из списка на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя административных ответчиков, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Брилевич, подлежащий на весь период военной службы обеспечению служебным жилым помещением, проходит военную службу в войсковой части № в г. Сарове Нижегородской области. Решением жилищной комиссии воинской части от 16 июня 2014 г. он признан нуждающимся в жилом помещении специализированного жилищного фонда и ввиду необеспеченности таковым осуществлял наём жилого помещения по месту военной службы. В сентябре 2014 г. административный истец включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).
На основании договора целевого жилищного займа, предоставленного административному истцу для уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту, 25 июня 2018 г. он приобрёл жилое помещение по адресу:
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 9 апреля 2019 г., утверждённым командиром, Брилевич исключён из списка на предоставление служебного жилого помещения со ссылкой на то, что в связи с выделением ему денежных средств по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) он реализовал своё право на жилище, а государство исполнило перед ним обязательства по его жилищному обеспечению.
Посчитав свои права нарушенными, Брилевич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать жилищную комиссию отменить решение от 9 апреля 2019 г. (протокол № 5) о снятии его с учёта нуждающихся в обеспечении специализированным жилым помещением.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержит исключений в отношении военнослужащих, являющихся участниками НИС, в части обеспечения служебными жилыми помещениями, а поэтому он подлежит обеспечению таковым в общем порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Реализуя право на жилище в соответствии с Законом, военнослужащие могут приобрести жилое помещение как по месту службы, так и в населённом пункте, находящемся в другом субъекте Российской Федерации, даже если по месту службы не обеспечены служебным жильём. Приобретение квартиры посредством целевого жилищного займа в конкретном населённом пункте является его правом, а не обязанностью, в связи чем покупка жилья в не лишает его права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по месту военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Пунктом 15 той же нормы закона предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учёта дохода от инвестирования).
В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
При этом в части 3 статьи 11 Закона закреплено, что получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Таким образом, исходя из приведённых норм, выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом является одной из форм реализации его права на жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 99 и частью 1 статьи 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу пункта 3 той нормы закона военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Брилевич, как подлежащий обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением, в 2018 году приобрёл право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту. В то же время по месту военной службы он был признан нуждающимся в служебном жилом помещении.
Таким образом, административный истец при установленных обстоятельствах имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья в соответствии с Законом и получение служебного жилого помещения.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
При таких данных, вопреки доводам жалобы, реализация Брилевичем права на жилище путём приобретения квартиры в за счёт денежных средств, перечисленных ему во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС, исключает обеспечение его служебным жилым помещением по месту военной службы.
Поэтому суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что решение жилищной комиссии от 9 апреля 2019 г. об исключении административного истца из списка на предоставление служебного жилого помещения, утверждённое командиром воинской части, является законным и его прав не нарушает.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба Брилевича удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Брилевича ФИО 10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
«Подписи»
СпроситьВ таком случае вам лучше адресовать подобный вопрос жилищной комиссии воинской части (или иному аналогичному органу, имеющемуся в вашем гарнизоне) и,если их ответ вас не удовлетворит, оспорить его в установленном порядке. Здесь всё-таки консультация, а не место для дебатов.
СпроситьБольшое спасибо за ответ, Иван. Стало понятно, что Заноны в этом плане несовершенны и могут трактоваться двояко.. что и показывает судебная практика... в случае, когда военнослужащего переводят на другое место службы из гарнизона, где он уже приобрел.
СпроситьЖилье... по новому месту прохождения службы ему уже положено имень служебное жилье... и тут понятие "сверхнормативное обеспечение" куда-то девается... вот что непонятно.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 116 из 47 429 Поиск Регистрация