Сколько по времени рассматривается жалоба в ЕСПЧ, с моменты поступления ее туда?
Добрый день, Вячеслав!
Ни Европейская конвенция по правам человека, ни Регламент Суда не содержат нормы о том, в какой срок должна быть рассмотрена жалоба.
Скорый ответ, вероятно, вам не понравится. Как правило, он связан с признанием жалобы неприемлемой или с исключением ее из списка подлежащих рассмотрению. На этом дело заканчивается, в 2016 году 95 процентов рассмотренных дел завершилось именно так. Для принятия решения о неприемлемости жалобы бывает достаточно двух месяцев.
ОЧЕРЕДНОСТЬ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ В ЕСПЧ
До 2009 года жалобы, поданные в Европейский суд, рассматривалось в хронологическом порядке их поступления. Однако такой подход приводил к затягиванию принятия решений по наиболее острым и серьезным фактам нарушения прав человека. Кроме того, накапливались аналогичные жалобы, чего могло и не быть, если бы Суд своевременно формулировал свою позицию по соответствующим вопросам.
В итоге в статью 41 Регламента Суда было внесено изменение. Дела теперь рассматриваются, исходя из важности и срочности. Все жалобы распределяются на 6 категорий: дела первых категорий рассматриваются быстрее, а последние – позднее.
Категория I
Это срочные жалобы. Под таковыми понимаются, в частности:
жалобы, касающиеся угрозы жизни или здоровью заявителя;
жалобы, касающиеся иных личных или семейных обстоятельств, в том числе при угрозе благополучия ребенка;
жалобы, в отношении которых были применены обеспечительные меры в порядке статьи 39 Регламента Суда.
Категория II
К данной категории отнесены жалобы, которые могут оказать влияние на эффективность самой системы применения Европейской конвенции по правам человека. По таким жалобам могут быть вынесены так называемые пилотные постановления (они служат образцом при рассмотрении аналогичных обращений в будущем).
Еще одна разновидность дел второй категории – споры между государствами-участниками Конвенции.
Категория III
Сюда отнесены жалобы, в которых основные вопросы касаются следующих статей Конвенции:
статья 2 – «Право на жизнь»;
статья 3 – «Запрещение пыток»;
статья 4 – «Запрещение рабства и принудительного труда»;
пункт 1 статьи 5 – «Право на свободу и личную неприкосновенность», недопустимость лишения свободы, кроме установленных допустимых случаев.
Категория IV
Это жалобы на нарушения иных статей Конвенции. Тот же принцип, что и в предыдущей категории: жалоба должна предварительно быть квалифицирована как обоснованная.
Категория V
К пятой категории причисляются жалобы на нарушения, аналогичные тем, по которым ранее было принято пилотное или наиболее значимое постановление Суда. Это так называемые «повторяющиеся дела».
С одной стороны, если вы, подавая жалобу, ориентируетесь на уже имеющееся пилотное постановление в вашу пользу, то вы понимаете, чего ждать и, вероятно, у вас есть поводы для оптимизма. К долгому пребыванию в не самой «быстрой» категории вы готовы.
С другой стороны, на момент подачи вами жалобы никакого пилотного постановления может и не быть. В Суде имеется значительное количество аналогичных по предмету дел. Из них выбирается одно для опробирования правовых подходов и принятия по нему пилотного постановления. Пока оно не будет рассмотрено, все ранее и позднее поступившие похожие дела ждут свой черед.
Категория VI
Жалобы, приемлемость которых вызывает у Суда сомнения.
Категория VII
Жалобы, которые являются очевидно неприемлемыми.
Спросить