Если я нахожусь в федеральном розыске. Распространяется ли это на территории республики белорус?
Если я нахожусь в федеральном розыске. Распространяется ли это на территории республики белорус?
О порядке направления запросов в Республику Беларусь
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (далее — Конвенция 1993 года) и Протокол к ней от 28 марта 1997 года (далее — Протокол).
В объем правовой помощи Конвенции 1993 года входит выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том числе: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыск лиц, осуществление уголовного преследования, выдача лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведение приговора в исполнение, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также вручение документов (статья 6).
В соответствии со статьей 5 Протокола при выполнении Конвенции стороны определили перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений. В МВД России уполномоченным подразделением на осуществление непосредственных сношений по линии оказания международной правовой помощи по уголовным делам является Следственный департамент МВД России.
Запрос об оказании правовой помощи оформляется в соответствии с требованиями статьи 7 Конвенции.
При направлении компетентному органу иностранного государства запроса об оказании правовой помощи по уголовному делу необходимо руководствоваться статьями 453, 454, 456 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи обращаем внимание на недопустимость направления запросов об оказании правовой помощи территориальными органами МВД России непосредственно в компетентные учреждения Республики Беларусь в нарушение установленного порядка сношений.
Оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях не входит в объем правовой помощи Конвенции 1993 года, но возможно на началах взаимности.
При направлении запроса о правовой помощи по делу об административном правонарушении необходимо руководствоваться положениями статей 29.1.1, 29.1.2, 29.1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года (далее — Конвенция 1997 года), заключенной в рамках СНГ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Конвенции 1997 года и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 134-Ф 3 «О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения» (далее — Закон о ратификации Конвенции) Российская Федерация исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по результатам рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения, перечень которых указан в приложении к Конвенции, а именно:
нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений;
нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;
управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;
невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;
уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;
передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
В соответствии с Законом о ратификации Конвенции 1997 года в Российской Федерации органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Учитывая изложенное, запросы территориальных органов МВД России, оформленные в соответствии требованиями Конвенции, направляются в ГУОБДД МВД России для решения вопроса об их передаче компетентным органам Республики Беларусь.
Также запросы, не касающиеся международной правовой помощи (вне рамок уголовных дел) могут направляться белорусским партнерам в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 30 сентября 1997 года (далее — Соглашение). Статьями 2, 5 Соглашения определены направления сотрудничества и форма запроса.
Надлежащим образом оформленные запросы следует направлять в подразделения центрального аппарата МВД России, осуществляющие организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России по соответствующим направлениям, для решения вопроса об их передаче в вышеуказанном порядке компетентным органам Республики Беларусь.
При решении вопросов, связанных с реализацией Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов от 30 сентября 1997 года, в соответствии с актуальными наименованиями управления МВД России по Брянской, Псковской и Смоленской областям; управления на транспорте МВД России по Центральному и Северо-Западному федеральным округам (с Российской стороны) и управления внутренних дел Витебского, Гомельского и Могилевского облисполкомов; 7-е, 8-е, 11-е управления (по Витебской, Гомельской и Могилевской областям) Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь; Управление организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД Республики Беларусь (с Белорусской стороны) наделены полномочиями непосредственно сотрудничать и устанавливать прямую связь друг с другом в пределах своей компетенции, с соблюдением законодательства и международных договоров своих государств.
Органы внутренних дел приграничных регионов взаимно обмениваются оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией, в частности:
об административных и уголовных правонарушениях, совершенных гражданами сопредельного государства, постоянно проживающими на территории приграничного региона этого государства (в срок не позднее трех суток, если обстоятельствами дела не вызвана необходимость немедленного извещения);
о лицах, находящихся в розыске, в том числе без вести пропавших, если имеются основания полагать, что они находятся или могут находится на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
о находящемся в розыске похищенном имуществе, в том числе оружии, взрывчатых веществах, исторических и культурных ценностях и автотранспорте, если имеются основания полагать, что оно находится или может находится на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно);
о лицах, совершивших или намеревающихся совершить преступление на территории приграничного региона сопредельного государства (немедленно и независимо от гражданства этих лиц);
о преступных группировках, действующих в приграничных регионах, в том числе на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также информацией, способствующей установлению объектов преступных посягательств;
о лицах, занимающихся контрабандой наркотических средств и психотропных веществ;
о лицах, не могущих сообщить о себе, и неопознанных трупах, если имеются основания полагать, что они имеют отношение к приграничному региону сопредельного государства.
Спросить