Процедура вывода и включения имущества в уставный капитал муниципального унитарного предприятия
Процедуру вывода имущества из уставного капитала муниципального унитарного предприятия, а затем включения нового имущества в уставной капитал того же предприятия?
Уважаемая Анна! Разъясняю Вам, что правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятие) определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Уставный фонд предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (п.п. 1, 2 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).В казенном предприятии уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон N 161-ФЗ устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Право на хозяйственное ведение имуществом является одним из вещных прав лиц (не собственников), приобретаемых в силу решения собственника данного имущества (Российской Федерации, субъектов РФ) и предполагающих владение, пользование и распоряжение имуществом в определенных ГК РФ пределах. При этом право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
В результате анализа приведенной нормы ГК РФ складывается впечатление, что основания прекращения права собственности и случаи правомерного изъятия имущества у предприятия собственником данного имущества рассматриваются как самостоятельные основания прекращения права хозяйственного ведения. Более того, прекращение права хозяйственного ведения на имущество по основаниям, предусмотренным для прекращения права собственности, исключает, по смыслу ст. 299 ГК РФ, необходимость последующего изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Однако в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при:
1) отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
2) отказе собственника от права собственности;
3) гибели или уничтожении имущества;
4) утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Бесспорным в данной ситуации является только то, что первое, третье и четвертое из вышеуказанных оснований прекращения права собственности (права хозяйственного ведения) исключают необходимость последующего изъятия имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия собственником данного имущества, но второе основание предусматривает для государственного унитарного предприятия возможность отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения..
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет функцию контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию, как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
- имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
- иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Увеличение уставного фонда предприятия урегулировано ст. 14 Закона N 161-ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона N 161-ФЗ оно может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Из буквального толкования этой нормы следует, что для увеличения уставного фонда предприятия имущество должно передаваться дополнительно, то есть, сверх имущества, переданного ранее. Отсюда следует, что недопустимо увеличение уставного фонда предприятия за счет имущества уже переданного собственником в хозяйственное ведение этого предприятия.
Уместно отметить, что некоторые суды признают правомерность включения в уставы предприятий положений, предусматривающих возможность увеличения уставного фонда предприятия за счет иного имущества, принадлежащего ему самому (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N 09АП-4719/2009 и Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 N 02АП-2245/2008).
Однако, вероятно, в таких случаях имеется в виду увеличение уставного фонда предприятия за счет имущества, приобретенного предприятием за счет доходов, полученных им от хозяйственной деятельности - денежных средств (прибыли), оставшихся в распоряжении предприятия, или приобретенных предприятием движимых или недвижимых вещей.
Это также можно признать соответствующим п. 2 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, поскольку из нее не следует, что оборот "за счет доходов" подразумевает только "текущие доходы" или только денежные средства.
Таким образом, увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет имущества, ранее переданного ему собственником в хозяйственное ведение, недопустимо.
Обращаю внимание, что решение об увеличении уставного фонда предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ). В силу п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Что касается оценки передаваемого для увеличения уставного фонда предприятия, то статья 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что проведение оценки является обязательным при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. При этом Закон об оценке не предусматривает каких-либо исключений в отношении уставного фонда муниципального унитарного предприятия или его увеличения.
Таким образом, проведение оценки имущества, передаваемого в уставный фонд муниципального унитарного предприятия, в любом случае является обязательным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2011 N Ф09-1904/11 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2008 N А19-902/08-16-Ф02-3210/2008, а также распоряжение Правительства УР от 17.05.2004 N 465-р "Об увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия "Машинно-технологическая станция "Удмуртская").
P.S. При подготовке ответа сознательно не анализировал механизмы и способы приватизации муниципального имущества, поскольку эти обстоятельства не просматриваются в содержании вопроса.
P.P.S. Для получения более предметного заключения либо рекомендаций по тому же вопросу Вы вправе обратиться ко мне на платную консультацию либо за оказанием юридических или консалтинговых услуг.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 103 из 47 429 Поиск Регистрация