Аэрофлот отказал в денежном возврате за авиабилеты из-за болезни ребенка - как защитить свои права в период карантина
199₽ VIP

• г. Петропавловск-Камчатский

Мною были куплены 4 авиабилета до Москвы и обратно в кассе у агентов Аэрофлота с датой вылета 09.05.2020. Из-за болезни ребенка был сделан вынужденный возврат. В Авиакассе сняли места и приняли следующие документы: заявление о вынужденном возврате, выписку из ВК, документы подтверждающие родство. Но, Аэрофлот запретил делать денежные возвраты. Ваучеры нам не надо.

Правомерны ли действия Аэрофлота? Как сделать денежный возврат в период карантина? Каким нормативно-правовым документом регламентируется срок возврата денежных средств покупателю билета? Какие методы воздействия можно применить, чтобы ускорить процесс возврата денежных средств?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте, Елена!

Руководствоваться надо ст. 108 Воздушного кодекса РФ:

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Жалуйтесь в Роспотребнадзор, в Федеральное агентство воздушного транспорта, в прокуратуру. Также при не разрешении ситуации Вы можете взыскать провозную плату, неустойку. Штраф в свою пользу и компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Спросить

Елена!

В соответствии со статьей 108 ВК РФ 1. в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс

Перевозчик обязан довести до сведения потребителя соответствующую информацию. Согласно положениям статьи 103 ВК РФ перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, статьей 12 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (Закон) установлено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную статьей 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Кроме того, в статье 108 ВК РФ определены случаи, когда при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку. В частности, в случаях:

- вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи (супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные) либо близкого родственника (дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры), совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

- вынужденного отказа пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

- вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами и влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик обязан сделать отметку в перевозочном документе либо выдать пассажиру документ, подтверждающий данные обстоятельства.

Также в статье 108 ВК РФ закреплено, что в случае, если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате провозной платы при расторжении договора, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира (сбор за оформление билета; плата за операции по аннулированию бронирования, осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата; плата по оформлению возврата и т.д.).

22 мая 2020 года Госдума РФ приняла закон, закрепляющий право пассажира отказаться от поездки и вернуть деньги за билет на самолет, поезд и водный транспорт в случае угрозы или возникновения ЧС, а также при режиме повышенной готовности.

Документ предоставляет правительству РФ право устанавливать особенности исполнения договора воздушной, водной или железнодорожной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора (теоретически это может быть выдача ваучера вместо возврата денег) или отказаться от его исполнения и возместить плату за проезд в порядке и сроки, установленные правительством.

Это право кабмину предоставляется при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или ЧС. Некоторые авиакомпании ранее предложили узаконить их право на выдачу ваучеров вместо возврата денег за авиабилеты.

Согласно принятому закону, при отказе пассажира от перевозки в связи с подобными угрозами и с введением таких режимов плата за проезд подлежит возврату пассажиру, причем также в порядке и в сроки, установленные кабмином.

Роспотребнадзор ранее сообщал, что вернуть полную стоимость авиабилетов из-за введения режима самоизоляции и ограничений на передвижение можно, так как это вынужденный отказ от полета. Поэтому и было решено прямо прописать в законодательстве право россиян вернуть деньги за поездки, несостоявшиеся из-за ЧС или его угрозы. Режим повышенной готовности вводится как раз при угрозе возникновения ЧС.

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, а особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров будут применяться к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.

Надеюсь, что у Вас все получится!

Спросить

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 01.04.2020)

ВЗК РФ Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

В пункте 2 данной статьи сказано:

В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.

Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика;

Вот какие документы нужны (один на выбор):

• оригинал справки медицинского учреждения;

• оригинал справки из медпункта аэропорта (сигнальный лист аэропорта);

• копия листка нетрудоспособности.

Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

Что касается правила использования ваучеров за возврат билетов, разработанных Аэрофлотом, то эти внутренние Правила не должны подменять положения Воздушного кодекса РФ и Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155)

Если статья 108 Воздушного кодекса РФ и Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, дают вам право на возврат уплаченных денеги Вы такое требование заявили, то Аэрофлот должен вернуть вам деньги а не оформить ваучер

Вам следует написать жалобы в прокуратуру в Роспотребнадзор и в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

.

Спросить

Здравствуйте. Елена. Согласно ст.108 ВЗК РФ (указаны сроки возврата), вы можете вернуть деньги, но в период коронавирус сделать вам возврат проблематично. Вам следует предьявить претензию агентам Аэрофлота о возврате денег уплаченных вами, указывая на неоказанные вам услуги. В претензии следует указать на ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" Возможно вашу претензию удовлетворят и на этом закончиться разрешение вашего вопроса. Если агрегатор не удовлетворят ваши требования, то вы можете подать иск в суд ст.3 ГПК РФ, и взыскать с Аэрофлота ваши убытки и штраф 50 процентов от уплаченных вами средств. Иск подается по правилам ст. 131-132 ГПК РФ. Любые доказательства для суда не будут иметь заранее установленной силы, но будут иметь значение в качестве допустимых доказательств, - значение для разрешения вашего вопроса.

Действия Аэрофлота в период короновируса правомерны.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте, Елена! Неправомерны. При предъявлении пассажиром требования возврата денежных средств авиаперевозчик обязан вернуть деньги согласно требованиям п.2 ст.108 Воздушного кодекса РФ:

В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Согласно ст.127.1 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Если в этот срок претензия не будет рассмотрена, то Вы вправе подать исковое заявление в суд в порядке, предусмотренном статьями 131-132 ГПК РФ, где потребовать возврата уплаченной суммы, компенсации морального вреда, неустойку и штраф.

Спросить

Юристы ОнЛайн: 112 из 47 429 Поиск Регистрация

Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Москва
Каравайцева Е.А.
4.8 186 981 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
764
Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Краснодар
Грачёв Г.В.
4.9 2 603 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
359
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.9 17 743 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
129
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 178 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
50
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Красногорск
Струкова С.П.
5 647 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
398
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Елесин А.В.
3.9 33 020 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
493
PRO Россия
Адвокат, стаж 23 лет онлайн
г.Москва
Чурсинова А.А.
4.9 378 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
225
Россия
Адвокат, стаж 24 лет онлайн
г.Москва
Панфилов А.Ф.
4.8 80 947 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
350
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.8 58 457 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
384
PRO Россия
Юрист, стаж 11 лет онлайн
г.Дубна
Суровцева Л.Р.
4.9 10 628 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
66
PRO Россия
Юрист, стаж 42 лет онлайн
г.Саратов
Логак Б.М.
4.9 27 771 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
34
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Калининград
Мельник И.В.
4.2 11 759 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
162
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
5 4 102 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
84
Россия
Юрист, стаж 4 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Снитко И.В.
4.7 130 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
26
PRO Россия
Адвокат, стаж 6 лет онлайн
г.Волгоград
Болдырев В. С.
4.9 9 813 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
57
PRO Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Краснодар
Арзуманян Р.В.
4.9 995 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
178
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Рубцовск
Гафаров Р.А.
4.8 3 519 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
45
Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Саратов
Сазонова Т.Н.
5 561 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
31
Россия
Юрист, стаж 8 лет онлайн
г.Таганрог
Костенко Е.Ю.
5 76 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
55
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Воронеж
Хоров А.Г.
4.8 5 650 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
305
Россия
Адвокат, стаж 21 лет онлайн
г.Орёл
Бахтин С.В.
4.8 25 839 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
368
Россия
Юрист, стаж 14 лет онлайн
г.Севастополь
Чернецкий И.В.
4.7 40 519 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
267
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Йошкар-Ола
Криухин Н.В.
4.7 87 405 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
228
Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Набережные Челны
Баранов М.В.
4.9 3 189 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
150
показать ещё