Родители возмущены длительностью подготовительных уроков по математике для ЕГЭ в 10 классе

• г. Оренбург

Ситуация такая. Сын учится в 10 классе (соц-эконом). Учитель математики решила сделать дополнительные уроки для подготовки к ЕГЭ длительностью 3 часа, с 16 до 19, один раз в неделю. Правомерна ли такая длительность? Родители возмущаются. Мы не против 1,5 - 2 часов.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

Спросить
Оксана
12.04.2016, 12:56

Возможно ли перераспределение нагрузки учителя физики с образованием математика?

Я по образованию учитель физики, 7 лет веду математику в 9-11 классах, имею много часов курсовой подготовки по математике. Моя нагрузка 30 часов, могут ли у меня забрать 6 часов в пользу другого учителя с образованием математика (у него нагрузка 23 часа)
Читать ответы (1)
Айнагуль
06.12.2021, 16:57

Отказ учителя математики от работы приводит к отмене уроков в 9 классе - что делать?

Я являюсь классным руководителем в 9 классе. От детей проступила жалоба на учителя математики, которая на уроках обзывает детей и не выбирает выражения. Такая ситуация во всех классах, где этот учитель преподаёт. После моего разговора как классного руководителя с данным учителем, она отказалась преподавать в моем классе математику, так учитель математики у нас в школе один, дети остались без учителя, уроки математики пока не проводятся. Как быть?
Читать ответы (6)
Мадина
12.05.2022, 19:42

Учитель математики вынужден преподавать физику вместо своего предмета

С сентября начала работать в школе математиком (18 часов), остальные классы ведёт второй математик, которая по совместительству зам по воспитательной работе, в этом году выходит на работу с декретного отпуска ещё один учитель математики. Между остальными учителями матемтаики распределили часы математики, а мне дают физику, образование у меня математика физика, но физика является вторым предметом и ее я преподавать не хочу, в школе имеется учитель физики, математик, который выходит с декрета является ещё и учителем информатики, но ей информатику не дают, а забирают мои часы матемтаики, возможно ли такое?
Читать ответы (1)
Марина Александровна
06.12.2015, 14:35

Проблема с оценками по математике - действия учителя и рекомендации о репетиторе. Что делать?

У меня ребенок учится в 7 классе. Учитель по математике стал каждый урок ставить двойки по предмету, по не понятной причине. Домашние задания выполняются к каждому уроку, но тетради не проверяются с начала года, а контрольные работы пишутся на 4. Ребенок подошел к учителю, а она заявила пусть родители нанимают репетитора или плотят мне 750 р за занятие. На сколько правомерны её действия и куда следует обратится? Учитель математики сестра директору.
Читать ответы (2)
Евгения
23.09.2019, 06:29

Мать инвалида ДЦП обращается за заменой учителя математики после оскорблений на форуме математиков

Вот такая проблема. Мой ребенок инвалид ДЦП, 16 лет, обучается со второго класса в школе дистанционного образования на дому (сейчас в 10 классе). Обучение проходит дома, учителя ведут занятия по Скайпу. Ребенок (а он по своему состоянию ребенок) учится как может - 2,3,4. Особенно тяжело - математика. До 10 класса учитель математики приходила домой, сейчас учитель сменили нам и урок математики идёт по Скайпу. Учитель математики сходу ребенка невзлюбила за то, что он слабый в слабый в математике. У нас есть пмпк, где прописана общеобразовательная программа, прописан тьютор. Эта учитель на форуме математиков написала про моего сына, называя имя и фамилию, что он ничего не понимает, что его учителя до неё не учили. Что мать у него неадекватная, требует с нее оценок за присутствие ребенка, а ребенок бестолковый. Я об этом узнала. Пыталась с ней говорить, но она говорит только о том, что она лишится своих стимулирующих из за моего сына. Причем ни с кем из учителей нет таких проблем. Все понимают его особенности, она требует то, чего он не может. Физически не может. Имею ли я право ходатайствовать о замене учителя математики? Дело в том, что у ребенка из-за нее стресс - каждый раз как урок математики, он просыпается в три часа ночи, у него идёт кровь из носа, он стал очень тревожным.
Читать ответы (8)
Анна
17.10.2016, 23:29

Может ли учитель отказаться вести уроки математики без уважительной причины, и как это влияет на образовательный процесс

Может ли учитель отказаться вести уроки математики без уважительной причины? Класс остался без часов математики на несколько дней из за личной неприязни учителя) срасибо.
Читать ответы (4)
Евгения
01.09.2016, 14:28

Оптимальное распределение расписания - уроки математики после физкультуры в 7 и 6 классах

Правомерно ли в 7 классе ставить урок математики седьмым по расписанию после урока физкультуры. В другой день математика шестым после физкультуры?
Читать ответы (5)
Ника
19.01.2014, 12:13

Проблемы с учебной программой и отношением учителя - что делать, когда в другую школу не попасть?

Мой ребёнок учится в 4 классе, по месту жительства. Со второго класса учитель убедила покупать родителей дополнительный комплект учебников по математике к тем, что предусмотрены программой. Два года-в течение 2 и 3 класса, мы проходили математику по двум учебникам одновременно, на математику были заменены третий урок физкультуры, второй урок технологии, в зимнее время - вся физкультура вообще, т.к. в спортзале холодно. Кроме того, по нашему согласию было добавлено два урока математики дополнительных сверх расписания. В этом году я отказалась от покупки доп. учебников математики и попросила вернуть уч. расписание в нормальное русло - без замен уроков на математику, т.к. у моей дочери начались серьёзные проблемы с успеваемостью - она просто перестала усваивать предмет в таком количестве-как результат нервозность, плохой сон и т.д. Плюс я отказалась от доп. уроков математики - т.к. психолог рекомендовал нам инд. занятия с другим педагогом, которые мы и посещали в то время, как весь класс оставался на занятия с учителем (вне расписания). В результате отношение к ребёнку кардинально поменялось - дочь стала жаловаться, что учитель при всём классе стыдит её за неуспеваемость по математике, выводит к доске и ставит всему классу в негативный пример. Беседа с райОНО и директором школы ни к чему не привела - мне ответили, что учитель титулованный, пользуется авторитетом, к ней в класс стремятся попасть дети со всего района и т.д. Закончилось всё тем, что за это полугодие ребёнку выставлена 2 в четверти по математике - после ряда тестов в последние две недели четверти, при этом часть заданий давались по темам. Которые мой ребёнок не проходил - они были пройдены всем классом на доп. уроках математики. Кроме того, весь класс (родители), кроме меня и мамы ещё одного ребёнка - купили учебник и раб. тетрадь другой программы и класс занимается теперь по ним. Мой ребёнок сейчас на больничном. Заниматься дома с ней я не могу, т.к. не знаю, что сейчас проходят в классе - дом. задания тоже даются по учебнику, покупать который я отказалась. Что делать? Идти в другую школу, как нам советует райОНО, директор школы и наш учитель? Но мы учимся по месту жительства... нас таких в классе всего три человека... в школах по соседству мест свободных нет (
Читать ответы (1)
Николай
27.11.2019, 08:30

Учитель математики и информатики проводит внеурочные занятия по физкультуре с оправданным вознаграждением

Учитель математики и информатики высшей категории проводит уроки по внеурочной деятельности по физкультуре (6 часов) с оплатой, как учителя математики. Правомерно ли это?
Читать ответы (1)
Анастасия Сергеевна
31.03.2015, 07:22

Возможность замены урока музыки на дополнительный урок русского языка или математики для учащегося 3-го класса

Имеет ли право учитель начальных классов, вместо одного урока (например музыки) провести дополнительный урок русского языка или математики. У ребенка 3 го класса почти каждый день по 2 урока математики и русского.
Читать ответы (2)