Как признать сына 24-х лет нуждающимся в получении постоянного жилья как члена семьи военнослужащего?
199₽ VIP

• г. Москва

Очень нужна консультация военного юриста по следующему вопросу.

Мой муж военнослужащий, выслуга 20 лет. В данный момент собираем документы на признание нуждающимися в получении постоянного жилья и постановку в очередь. Состав семьи: муж, я и мой ребёнок от 1-го брака (в личное дело мужа вписан по решению суда как член семьи в 2011 году). Сейчас сыну 24 года, не женат, не инвалид, проживает с нами, все прописаны при военной части, в собственности ни у кого ничего нет.

Вопрос: можно ли сына 24-х лет признать нуждающимся в получении постоянного жилья как члена семьи военнослужащего и как это сделать?

P.S. ДЖО, с очень большой долей вероятности, в этом откажет.

Спасибо большое за ответы.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Пишите ситуацию в лс.

Спросить

Для обеспечения жильем Вашего сына как члена семьи военнослужащего правовое значение имеет факт его совместного проживания и ведения совместного хозяйства с Вами и Вашим супругом, а не возраст, а поэтому РУЖО не вправе отказать в признании его нуждающимся в жилье, что следует из сложившейся судебной практики.

См.

Решение № 2 А-14/2020 2 А-14/2020~М-6/2020 М-6/2020 от 10 февраля 2020 г. по делу № 2 А-14/2020

Владимирский гарнизонный военный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2020 года город Владимир

Владимирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Максименко М.В.,

при секретаре судебного заседания Немыкиной Д.И.,

с участием административного истца Тряпкина А.В. и его представителя – Куйбеды Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело № 2 А-14/2020 по исковому заявлению бывшего военнослужащего 46 военной автомобильной инспекции (территориальной), проходившего военную службу по контракту, старшего прапорщика запаса Тряпкина А.В. об оспаривании решения начальника территориального отделения в городе Владимире федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту начальник территориального отделения ЗРУЖО МО РФ) об отказе в принятии члена семьи административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Решением начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от 21 октября 2019 года № ХХХ Тряпкину А. В. было отказано в принятии его сына Тряпкина А (далее – А) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена своей семьи.

Полагая свои права нарушенными, Тряпкин А. В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать такое решение должностного лица незаконным и обязать начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ повторно рассмотреть вопрос о принятии его сына А на жилищный учет в составе члена своей семьи.

Кроме того, Тряпкин А. В. просил суд взыскать с ЗРУЖО МО РФ в его пользу судебные расходы.

В обоснование административного иска Тряпкин А.В. указал, что принимая оспариваемое решение, должностное лицо полагало, что его сын А не относится к членам его семьи в силу положений п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку он достиг возраста 26 лет. Однако, такие выводы должностного лица являются ошибочными, так как его сын проживает совместно с ним в жилом помещении, предоставленном по договору служебного найма, а поэтому в соответствии с нормами жилищного законодательства он относится к членам его семьи.

Выступая в судебном заседании, Тряпкин А.В. и его представитель, поддержав рассматриваемый административный иск, просили суд удовлетворить его в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

От начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ в суд поступили письменные возражения, в которых названное должностное лицо просило отказать Тряпкину А.В. в удовлетворении его административного иска по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

Представитель федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представил в суд немотивированные возражения, в которых просил оставить административное исковое заявление Тряпкина А.В. без удовлетворения.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 3 и 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях вышеуказанной категории военнослужащих осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по установленной форме с указанием места прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому прилагается ряд документов.

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из копии послужного списка Тряпкина А.В. следует, что первый контракт о прохождении военной службы был заключен им до 1 января 1998 года.

Таким образом, административный истец имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.

Из копии заявления Тряпкина А.В. от 16 января 2018 года усматривается, что он обратился в жилищной орган с просьбой о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из 4 человек: он сам, супруга и двое детей, включая сына А

Как видно из копии решения начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от 5 февраля 2018 года № ХХХ Тряпкин А.В. был принят на упомянутый учет составом семьи из 3 человек, а именно он сам, его супруга и дочь.

При этом решением того же должностного лица от 5 февраля 2018 года № ХХХ в принятии А на жилищный учет в составе члена семьи административного истца было отказано в связи с достижением им 24 лет.

12 сентября 2019 года административный истец обратился в жилищный орган отдельным заявлением, в котором просил принять сына А на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в составе члена своей семьи.

Решением начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от 21 октября 2019 года № ХХХ административному истцу вновь отказано в принятии сына А. на жилищный учет в качестве члена своей семьи.

В обоснование такого решения должностное лицо указало, что А не относится к членам семьи административного истца в силу положений п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку он достиг возраста 26 лет.

Проверяя законность данного решения жилищного органа, суд исходит из следующего.

Действительно, согласно п. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом, если иное не установлено другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Материалами административного дела подтверждается, что А является сыном административного истца.

При этом, учитывая дату его рождения (ДД.ММ.ГГГГ.), следует прийти к выводу о том, что на момент обращения своего отца с заявлением о принятии на жилищный учет (сентябрь 2019 года) он достиг 26-ти летнего возраста.

При таких обстоятельствах А в перечень лиц, перечисленных в п. 5 ст. 2 Закона, не входит.

Вместе с тем, в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Приведенные нормы жилищного законодательства подлежат применению в отношении жилых помещений, предназначенных для постоянного проживания, то есть распространяются на административного истца, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Из копии договора найма служебного жилого помещения от 22 января 2018 года № ХХХ усматривается, что административному истцу и членам его семьи, в том числе на сына А., было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу:

Из исследованных в суде копий паспортов Тряпкина А.В. и его сына А усматривается, что в период с 8 апреля 2008 года по 2 ноября 2016 года каждый из них состоял на регистрационном учете при войсковой части № ХХХ, а после указанной даты и по настоящее время – по адресу:

Из объяснений административного истца, данных в судебном заседании, следует, что его сын А всегда проживал и состоял на регистрационном учете в одном с ним жилом помещении, а также вел с ним общее хозяйство. При этом в период прохождения военной службы они проживали в служебных жилых помещениях, либо на съемных квартирах.

Факт совместного проживания административного истца со своим сыном А в жилом помещении, расположенном по адресу: подтверждается показаниями допрошенных в суде свидетелей Б и П которые являются их соседями по квартире и дому соответственно.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что А проживающий совместно со своим отцом, относится к членам семьи административного истца, а поэтому он подлежит обеспечению жилым помещением для постоянного проживания в составе семьи Тряпкина А.В..

При таких обстоятельствах решение начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от 21 октября 2019 года № ХХХ об отказе Тряпкину А. В. в принятии сына А на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена своей семьи, суд признает незаконным.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения незаконным лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшее оспоренное решение, обязано устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.

Для восстановления жилищных прав Тряпкина А. В. суд считает необходимым возложить на начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ обязанность отменить свое решение от 21 октября 2019 года № ХХХ и повторно рассмотреть вопрос о принятии А на жилищный учет в составе члена семьи административного истца.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Так как административный иск Тряпкина А. В. удовлетворен судом в полном объеме, следовательно, судебные расходы, связанные с оплатой иска государственной пошлиной, надлежит взыскать в его пользу с федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, структурным подразделением которого является территориальное отделение ЗРУЖО МО РФ.

На основании всего изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тряпкина А.В. об оспаривании решения начальника территориального отделения в городе Владимире федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника территориального отделения в городе Владимире федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 21 октября 2019 года № ХХХ об отказе в принятии А на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Тряпкина Александра Владимировича.

Обязать начальника территориального отделения в городе Владимире федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое решение от 21 октября 2019 года № ХХХ и повторно рассмотреть вопрос о принятии А на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Тряпкина А.В..

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Тряпкина А.В. 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по оплате административного иска государственной пошлиной.

На основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ обязать начальника территориального отделения в городе Владимире федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Владимирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу М.В. Максименко.

Спросить

Нет, нельзя.

Вы по суду его признали иждивенцем.

Все верно, но сейчас то ему уже 24 года. И он не может быть членом семьи мужа-военнослужащего, так как тот ему не отец.

Спросить

Мария!

Главное для Вас!

Я хотя и подполковник внутренней службы в отставке, но смею заметить, что понятия "военный юрист" нет, есть юристы, специализирующиеся на отдельных отраслях права.

Верховный Суд РФ принял Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 14.02.2000 г., в котором указал, что «При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.»

В статье 31 ЖК РФ сказано,

«К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.»

В п.25 этого Постановления указано, что

"необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке."

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Таким образом, поскольку ребенок супруги является ее родственником, согласно указанному разъяснению Пленума Верховного Суда РФ он считается членом семьи военнослужащего - нанимателя жилого помещения и в составе его семьи имеет право на жилищное обеспечение.

Поэтому, при рассмотрении вопроса о признании Вашего сына нуждающимся в получении постоянного жилья, Вам, с большой вероятностью будет отказано, так как он является членом семьи, проживает совместно с Вами и зарегистрирован по месту постоянного проживания.

http://voensud-mo.ru/home/family

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Мария, здравствуйте!

Поскольку сын является членом семьи, который совместно проживает и ведет совместное хозяйство, то Вашего сына с большей вероятностью признают нуждающимся.

Вместе с этим, военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».

Пункт первый части первой статьи 51 предусматривает случаи, когда у военнослужащего и членов его семьи вообще нет никакого жилого помещения, ни в собственности, ни по договору социального найма.

При определении нуждаемости не имеет значение, зарегистрировано ли право собственности на квартиру/дом на вас, или на вашего супруга, детей, или иных родственников, с которыми вы совместно проживаете. Не имеет значение, являетесь ли вы нанимателем по договору социального найма, или ими являются ваши родственники, с которыми вы совместно проживаете.

Спросить

Здравствуйте Мария

Конечно может быть признан сын нуждающимся как член семь Почему нет если ваш сын признан членом семьи военнослужащего на основании решения суда.

Направляйте документы в РУЖО и если вам откажут, то тогда обжалуйте в военный гарнизонный суд (гл.22 КАС)

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., вступ. В силу с 11.08.2020)

Спросить