Спор о плате за нежилое здание на земельном участке города Якутска, являющемся объектом культурного наследия
597₽ VIP

• г. Рязань

На земельном участке, принадлежащим городу Якутска, находится мое нежилое здание, которое по выписке из ЕГРН является объектом культурного наследия. Мэрия обратилась в суд за взысканием платы за фактическое пользование земельным участком. Правомерны ли действия мэрии?

Ответы на вопрос (14):
Это лучший ответ

Здравствуйте, Роман! Если не заключен договор аренды (ст.606 ГК РФ, ст.39.11 Земельного кодекса РФ), то за пользование земельным участком вправе брать плату как неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Так что требования правомерны. И если не будут удовлетворены в добровольном порядке, то взыщут через суд.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Да,првомерны, есть обширная судебная практика, где взимается плата за фактическое использование земельного участка. Вот один из примеров. Вопрос второй в стоимости, так как права Ваши ограничены, так как это обьект культурного наследия.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 Суд оставил без изменения решение нижестоящей судебной инстанции о взыскании с партнерства в пользу администрации неосновательного обогащения за пользование земельным участком, поскольку иск заявлен управомоченным лицом и плата за фактическое использование партнерством земельного участка подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения, что обусловлено невыполнением партнерством обязанности по надлежащему оформлению на этот участок прав собственности или аренды.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Роман

Если с вами не заключен договор аренды земельного участка, на котором расположен ваш объект, или обремения не зарегистрированы и не внесены в реестр, то вы не обязаны платить согласно ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Т.е. прежде чем с вас требовать плату за пользование земельным участком, должно быть оформлено документально

Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

1. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

2. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

5. Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.

6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

7. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

8. До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

9. В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Роман!

Вопрос ваш изначально регулируется частью 5 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

А так же правоустанавливающими документами в отношении вас на объект культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.

Если вам предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, то соответственно вы не должны платить за пользование им.

Вы не пишите в вопросе о ваших правоустанавливающих документах по праву пользования земельным участком и объектом культурного наследия.

Возможно ответ кроется там.

Так же интересна аргументация Мэрии в исковом заявлении и правовая позиция из вопроса Мэрии.

Возможно вы имеете льготы в вопросе платы за использование земли и объекта, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 N 1005...

base.garant.ru›70237128/

Гражданин, юрлицо, владеющие на праве аренды объектом культурного наследия, вложившие свои средства в работы по его сохранению, имеют право на льготную арендную плату. Речь идет об объекте, находящемся в федеральной собственности. Определено, как устанавливается льготная арендная плата и определяется ее размер. Решение об установлении этой платы принимается ФГУП, ФГУ, Росимуществом (в отношении имущества, составляющего госказну), которые являются арендодателями по договору аренды объекта культурного наследия.

Если же у вас имеется договор аренды, то установленная в договоре аренды объекта культурного наследия плата за пользование объектом культурного наследия включает плату за пользование земельным участком, на котором он расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда плата за аренду установлена в договоре на единицу площади объекта культурного наследия или иного показателя его размера, арендная плата определяется исходя из фактического размера переданного арендатору объекта культурного наследия.

Таким образом, правомерны или нет действия Мэрии, зависит от имеющихся у вас правоустанавливающих документов на землю и объект культурного наследия.

Всего доброго вам решить ваш вопрос!

Спросить
Пожаловаться

Добрый день!

Скорее всего Ваши правоотношения с мэрией города Якутска не основаны на каком-либо договоре (в частности, аренды) ,в противном случае взыскивалась бы арендная плата, Ст.606,614 ГК РФ. А поскольку Вы по акту используете земельный участок, пусть и под объектом культурного наследия, Вы должны за это вносить плату. Мэрия вправе взыскать её с Вас как неосновательное обогащение, ст.1102 ГК РФ.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте если у них есть сведения о том что вы использовали землю, в том числе извлекали доход, да правомерны согласно ст 65 зк РФ

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Роман!

Главное для Вас!

В пп 7 п.1 ст.1 и пункте 1 ст.65. Платность использования земли ЗК РФ закреплен принцип платности землепользования, в соответствии с которым формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. При этом в соответствии со статьей 388.Налогоплательщики НК РФ земельный налог уплачивают лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

Остальные землепользователи должны платить за пользование государственной (муниципальной) землей арендную плату.

П.3 ст.65 ЗК РФ предусмотрено, что если арендуемые земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, то порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по Делу No305-14-442 О

По смыслу приведенных норм права в границы передаваемого, а в данном случае фактически используемого земельного участка, должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Подробнее ➤

Поэтому требование мэрии законно и обосновано

Удачи Вам!

Спросить
Пожаловаться

Роман!

Исходя из изложенной вами информации, полагаем что действия мэрии правомочны поскольку вы безвозмездно пользуетесь земельным участком (без договора аренды и внесения арендных платежей) (ст.606 ГК РФ, ст.39.11 ЗК РФ), а значит получаете неосновательное обогащение а силу закона, следовательно на основании статьи 1102 ГК РФ Мэрия в судебном порядке вправе взыскать с вас неосновательное обогащение.

По нашему мнению суд будет на стороне истца, поэтому желательно внести до судебного заседания требуемую плату и тогда пропадет предмет спора и тогда истец иск отзовет и не будете платить судебные расходы.

Спросить
Пожаловаться

Можно ли сослаться на: Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ, не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками и объектами археологического наследия.

Спросить
Пожаловаться

Статья 389 НК РФ регламентирует уплату налога, но никак не гражданско-правовой спор относительно платы за пользование земельным участком. В данном случае если договор аренды не заключен, то такую плату вправе взыскать как неосновательное обогащение (ст.1102 ГК РФ). НК РФ тут не причем.

Спросить
Пожаловаться

Не надо путать налог и плату за землепользование, это сродни арендной плате за землю.

Спросить
Пожаловаться

Предмет вопроса разный. И основание иска к вам иное.

Различать следует основания иска и требования исковые.

Вы вправе ссылаться на Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1005...

что минимизирует ваши затраты, а может вас и освободить от них:

base.garant.ru›70237128/

Цитата:

Гражданин, юрлицо, владеющие на праве аренды объектом культурного наследия, вложившие свои средства в работы по его сохранению, имеют право на льготную арендную плату. Речь идет об объекте, находящемся в федеральной собственности. Определено, как устанавливается льготная арендная плата и определяется ее размер. Решение об установлении этой платы принимается ФГУП, ФГУ, Росимуществом (в отношении имущества, составляющего госказну), которые являются арендодателями по договору аренды объекта культурного наследия.

Читайте мой вам ответ выше.

Спросить
Пожаловаться

Да можете применить ст.389 НК ч.2 п.2

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

Муниципалитет не имеет право с вас взыскивать выплату налога

Спросить
Пожаловаться

Роман!

Подпункт 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ не имеет отношения к вашей ситуации. Если бы вы были собственником земельного участка и налоговая требовала бы с вас через суд налог, тогда да!

А в данном случае с вас Мэрия на основании статьи 1102 ГК требует за пользование плату как неосновательное обогащение.

Налог за землю и плата за пользование земельным участком различные юридические понятия, поэтому и разные законы применяются к различным правоотношениям.

Спросить
Пожаловаться

Земельный участок с двухквартирным домом разделен между владельцами дома. Доступ к земельному участку обеспечен отдельным небольшим земельным участком (он по сути-проход от дороги к земельному участку). В выписке из ЕГРН о земельном участке, на котором расположен двухквартирный дом, в графе "Особые отметки", написано:" Для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) земли общего пользования". Как понимать выражение "земли общего пользования"-это общее пользование для всех граждан, или только для собственников земельного участка? Кто может дать разрешение на прокладку газовой трубы по этой "земле общего пользования"-только владельцы земельного участка, к которому обеспечивает доступ этот земельный участочек, или городская администрация?

В арбитражный суд было подано исковое заявление о взыскании платы за фактическое пользование земельным участком к индивидуальному предпринимателю, у которого на данном земельном участке находится принадлежащее ему нежилое здание. ИП представил отзыв, что здание принадлежит ему как физическому лицу, в целях извлечения прибыли он его не использовал и просил суд отказать нам в наших исковых требованиях. Прав ли Ответчик? Заранее спасибо.

Дано: Земельный участок в ведении администрации города Калининграда (мэрии), известно, что данный участок мэрия планирует выставить на продажу, но там затруднен подъезд, вокруг дома с приватизированными участками, рядом дом (многоквартирный - 3 квартиры) с земельным участком (земля пока неприватизирована под домом). Один из собственников данного дома желает взять участок, принадлежащий мэрии в аренду.

Вопрос: возможно ли взять участок в аренду у мэрии. И если возможно - прошу пошаговый план действий для оформления участка в аренду. (про приватизацию земли под домом - отдельный вопрос)

Между организациями был заключён договор продажи здания. Земельный участок, на котором расположено здание, находился у продавца в пользовании на основании договора аренды. Покупатель (новый собственник) не подписал договор аренды земельного участка и не вносил плату собственнику земельного участка.

Вправе ли собственник земельного участка требовать от нового собственника здания уплаты неосновательного обогащения в размере арендной платы за пользование земельным участком?

У Совхоза имеется земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования (многоконтурный, единое землепользование), категория земель-земли сельхозназначения. Земли находятся в собственности у Российской Федерации. Межевание проведено. Узнали, что через наши земельные участки разрешен, доступ к другим земельным участкам по договору аренды (ИП с местной администрацией, указано в выписке смежного земельного участка). В выписке ЕГРН по нашему земельному участку сведений о смежных земельных участках не имеется, также нас никто не уведомлял о таком "соседстве". Правомерны ли такие действия?

Правомерны ли действия администрации?

На земельном участке, предоставленном в аренду сроком на 5 лет Департаментом недвижимости города моему знакомому – собственнику части нежилых помещений в многоэтажном здании, он поставил шлагбаум. В результате чего собственники других нежилых помещений лишились возможности подъезда к зданию на транспорте. Знакомый – арендатор земельного участка - предложил всем собственникам нежилых помещений в здании заключить с ним договор об установлении сервитута на пользование земельным участком и дорогой, проходящей по земельному участку. Собственники нежилых помещений отказались от заключения с ним договора об установлении сервитута на пользование земельным участком и дорогой, так как подобное соглашение следует заключать с собственником земельного участка.

После чего он направил всем собственникам нежилых помещений проект договора, в котором в качестве лиц, предоставляющих в пользование земельный участок и дорогу, проходящую по земельному участку, были указаны Департамент недвижимости города и знакомого – арендатор.

Мои соседи на земельном участке, предназначенном для строительства индивидуального жилого дома построили общественную сауну (разрешений нет). Я обратилась в мэрию с требованием снести самовольную постройку. Мне отказали. Правомерно ли это? Могу ли я подать в суд на бездействие мэрии?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

ГК РФ Статья 552. гласит что тот у кого в собственности здание на земельном участке не принадлежащее собственнику здания имет право пользования этим участком под домом

ЗК РФ Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание гласит

При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

ГК РФ Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений гласит

При переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

ГК РФ Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости гласит

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

3. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором. Все эти законы говорят то что при переходе права собственности на дом то мне переходит и право пользования земельным участком необходимого для дома обслуживания сколько долей в доме имеешь то столько же земли правильно? Вот мне отец написал дарственную на половину дома я зарегистрировал в собственность общую долевую получил свидетельство на пол дома теперь я собственник дома который расположен на земельном участке получается мне автоматически перешло право пользования земельным участком но мне в росреестре не выдали никакого документа на право пользования участком при написании договора дарения у отца был в собственности только дом а земля не было ни документа пользования никаких документов небыло объясните пожалуйста должно ли мне выдаваться отдельный документ на право пользования участком по этим статьям законов? И где его получать?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение