Водителю - нужно ли предоставлять РТО при остановке ГИБДД, и какие могут быть преимущества при требованиях сотрудника?

• г. Санкт-Петербург

Сотрудник ГИБДД остановил и потребовал распечатку РТО я шёл с нарушениями. Уладил штрафом... А всем ли сотрудникам ГИБДД я могу предоставлять РАСПЕЧАТКУ РТО? И емеются для водителя какие либо преимущества при требований сотрудника ГБДД.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Доброго времени суток.

Уважаемый Сергей,

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам.

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

В списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов...» (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП...» (84.11.)

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:

уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами...

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

Официальный сайт Госавтодорнадзора дает следующий ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:

г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта:

требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;

д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации - требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...», так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:

д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:

на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:

правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;

правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх (!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Спросить

Санкт-Петербург - онлайн услуги юристов

Дмитрий
05.05.2020, 13:50

Требования к предоставлению распечатки с тахографа при отсутствии карты контролера ГИБДД и ее заверении.

Обязан ли водитель предоставить сотруднику ГИБДД распечатку с тахографа, если у сотрудника ГИБДД нет карты контролера? И обязан ли сторудник ГИБДД заверить снятую им распечатку?
Читать ответы (2)
Александр
04.02.2020, 20:11

Передача документов сотрудником ДПС несотруднику ГИБДД - законно ли это? Какие статьи касаются данного случая?

Меня остановил сотрудник Дпс потребовал документы, я ему их передал, а он передал их другому сутруднику полиции но он не является сотрудником Гибдд, законны ли действия сотрудника? И в какой статье это все описывается?
Читать ответы (2)
Сергей Иванович
11.12.2014, 16:47

Оснащенный тахографом автомобиль остановлен ГИБДД 11 декабря из-за превышения скорости - были ли действия правомерными?

11 декабря остановил автомобиль оснащенный тахографом остановил сотрудник ГИБДД. Взял распечатку с него за неделю. В распечатке было отмечено превышение скорости. Выписал штраф. Правомерны ли действия сотрудника ГИБДД.
Читать ответы (2)
Анатолий
18.08.2016, 19:23

Права и ограничения сотрудников полиции в требовании распечаток тахографа - частота требований и необходимость отметок

Сотрудник полиции потребовал распечатку тахографа за неделю, составил протокол нарушения на среду. Я отъехал 5 км и другой сотрудник остановил меня и требует снова распечатку тахографа за неделю и выписывает новый протокол за вторник. Опять проехал 3 км и снова сотрудники остановили и потребовали распечатку. Как часто они имеют право требовать распечатку и должны ли ставить (отметку или печать) и как часто я могу делать распечатки за одну и туже неделю?
Читать ответы (1)
Ильяс абдуллович
18.09.2014, 14:10

Сотрудник ГИБДД не разрешил водителю пройти медицинское освидетельствование после прохождения алкотеста - Рекомендации юриста

Сотрудник гибдд остановил пьяного водителя и предложил ему пройти тест на алкоголь. Алкотестер показал 0.2 промиль алкоголя у водителя. После осмотра сотрудник гибдд остановил 2-х понятых и их попросил подписать протокол. После этого водитель подписал протокол о несогласии и попросил сотрудника гибдд проехать на медицинское освидетельствование, на что получил отказ от сотрудника гибдд. В дальнейшим сотрудник гибдд забрал машину на штрафстоянку. Какие действия юриста в этом случае?
Читать ответы (1)
Ирина Анатольевна
04.01.2021, 20:25

ГИБДД устроила досмотр и изъяла каркасные шторки - нарушение или правомерные действия?

Остановили сотрудники ГИБДД, на замечен е о каркасных шторка были сразу сняты и убраны на заднее сиденье, затем сотрудник забрал документы якобы для проверки штрафов, в итоге уже при возврате выдан протокол со штрафом за шторки, при фото съёмке номеров их ТС, инспектор начал останавливать понятных и устроил досмотр ТС с изъятие шторок и досмотром водителя. Правомерно ли действия сотрудника.
Читать ответы (1)
Иван
22.01.2016, 15:03

Требования сотрудников ГИБДД о предоставлении доверенности на управление автомобилем юридического лица - законные или нет?

Возникла следующая ситуация - сотрудника нашей компании остановили сотрудники ГИБДД и потребовали предоставить доверенность на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу и сотрудником которого являлся водитель. Свои действия сотрудники ГИБДД пояснили так, что изменения в законодательстве, связанные с отменой доверенностей на управление, не распространяются на юридические лица. Законны ли требования сотрудников ГИБДД?
Читать ответы (2)
Екатерина
03.12.2014, 11:56

Сотрудник ДПС требует незаконное удаление тонировки с автомашины и угрожает привлечением к административному аресту

Сотрудник ДПС остановил автомашину, произвел соответствующие действия и выписал штраф в размере 500 рублей за тонированные боковые и ветровое стекла, сразу после этого потребовал от водителя устранить тонировку прямо на месте, на что водитель автомашины отказал, а сотрудник ДПС ответил ему на это тем что за неповиновение сотруднику полиции он будет привлечен к административному аресту или штрафу, основываясь на ст 19.3 коап. Правомерно ли требование сотрудника удалить тонировку прямо на месте? Если нет, то какой срок дается на это? и законно ли действие сотрудника по привлечения к административному аресту за неповиновение сотруднику полиции?
Читать ответы (2)
Ирина
25.09.2017, 19:44

Без объяснений и задержка - правомерные действия водителя и сотрудника ДПС

Здравствуйте! Сотрудник ДПС остановил водителя без основания. И не сказал причину остановки. Потребовал документы на машину. Водитель отказался предъявлять документы. Хотя все документы были при себе. Возник словесный спор. В итоге водителя задержали. Правомерные ли действия со стороны водителя и со стороны сотрудника ДПС?
Читать ответы (4)
Александр
08.07.2008, 04:00

Вопрос о том, имеют ли сотрудники ГАИ право штрафовать сотрудников ФСБ

Слышал я, что сотрудники ГАИ не имеют права выписывать штрафы сотрудникам ФСБ, При нарушении сотрудником ФСБ Правил дорожного движения, сотрудник ГАИ должен написать рапорт, и сообщить по месту службы сотрудника ФСБ. Правда ли это? Зарание благодарен.
Читать ответы (2)