Инвалидность, Проблемы в школе-интернате у ребенка с ЗПР
199₽ VIP
Ситуация такая: ребенку несколько лет назад поставили диагноз задержка психического развития (ЗПР), с этим диагнозом он был принят в школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок, как и многие другие ученики, не живет там). Происходят постоянные конфликты с учениками, их родителями, пед. составом (учительницей, двумя заведующими по воспитательной и учебной частям) из-за поведения ребенка. Дополнительно к этому накладываются проблемы с успеваемостью. У ребенка действительно есть проблемы и с поведением, и с успеваемостью (мы пытаемся их решить - психиатр, психолог, медикаменты, репетитор), школа в свою очередь не помогает в решении конфликта и пытается выгнать ребенка из школы. Пед. состав напрямую заявляет, что такому ученику в их школе не место, что он не способен освоить их образовательную программу, что его родители неадекватны, а своим поведением он только забирает чужое время других учеников. Школьный психолог ни разу не посетил ни класс, ни отдельно не поговорил с ребенком. Индивидуальные занятия у логопеда (а у ребенка проблемы с речью) не были назначены. Заведующие также не предпринимали никаких попыток урегулировать конфликт, поговорить с ребенком, составить план действий вместе с родителями для решения ситуации. Вместо этого они настаивают на диагнозах, которые сами ему поставили, не имея соответствующей квалификации. Образовательная программа, которая вроде бы по закону, должна корректироваться для ребенка в процессе учебы, никак не меняется и является аргументом, чтобы исключить ребенка из школы. Учительница позволяет себе при проверке дом. работ оставлять подписи: "Маме 5" и т.д. Иногда, например, может занизить оценку из-за того, что ребенок отступил не 2 клетки, а 1 или 3. Родители одноклассников постоянно атакуют ребенка и его родителей в общем чате класса в Viber. Например, некоторые родители позволили себе сравнить ребенка с И. Галя-вым, «казанским стрелком», и призвали всех защищать своих детей от него. Такое поведение родителей не является предметом проработки со стороны пед. состава, а наоборот поощряется ими. Например, учительница перед летними каникулами сказала нескольким родителям, что собирается уволиться из-за ребенка, после чего эти родители призвали всех атаковать ребенка и его родителей, чтобы исключить его из школы. Директор в свою очередь ни в чем не участвует и постоянно отсутствует на индивидуальных собраниях (с родителями ребенка и пед. составом). В общем ситуацию очень сложная, пед. состав не просто не выполняет свои проф. Обязанности, а атакует и всеми силами пытается выгнать ребенка из школы, на наш взгляд. Мы полностью признаем, что у ребенка есть проблемы, работаем над ними и готовы прикладывать больше усилий совместно. Но, к сожалению, все это игнорируется. Ощущение, что все хотят просто избавиться от ученика, чтобы не возиться с ним. Это ситуация вкратце.
Отдельно стоит отметить, что ребенку недавно на ПМПК изменили диагноз на «умственная отсталость», появилась возможность получить инвалидность и уйти в другую школу с таким диагнозом.
В этой ситуации возникает несколько юридических вопросов:
1) Мы планируем подать жалобу на школу в департамент образования г. о., какие пункты лучше всего озвучить в жалобе и будет ли лучше приложить какие-либо доказательства (расписание, пометки учительницы в тетради, переписки в Vibere)?
2) Можно ли что-то еще сделать в данной ситуации?
3) Как лучше вести себя с пед. составом при личных встречах?
4) Школа не может нас исключить, но насколько велика вероятность остаться на второй год в 4 классе, учитывая обстоятельства?
5) Может ли школа в 4/5 классе отправить ребенка на индивидуальное обучение, ссылаясь на новый диагноз? (Аргумент – в их школе нет классов для детей с таким диагнозом).
6) Какие вообще существуют варианты школьного образования для ребенка в такой ситуации (не считая индивидуальное обучение)?
7) Есть какие-либо негативные последствия получения инвалидности для ребенка в будущем?
8) Есть ли какие-либо негативные последствия для ребенка в будущем, если перейти в другое образовательное учреждение для детей с более серьезным диагнозом? Сможет ли ребенок в будущем продолжить свое образование где-либо (например, в техникуме)? И какой документ дается при окончании таких уч. заведений?
Анастасия, здравствуйте!
Сразу хочется ответить на ваш последний вопрос, а далее по пунктам.
Для детей с диагнозом "Умственная отсталость" возможно обучение в школе коррекционного вида VIII вида.
НО, сразу хочу вам сообщить, что после прохождения школы данного вида, ваш ребенок не сможет обучаться в техникуме, колледже, а также в высших учебных заведения.
Выпускники школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы, которое не является документом об уровне образования.
Таким образом, вам сейчас нужно максимально приложить усилия, чтобы ребенка не переводить в данное учебное заведение.
Теперь давайте по порядку:
1. Все вами перечисленное в вопросе, действительно является нарушением прав ребенка и его законных представителей.
Занижение оценок, отсутствие помощи со стороны педагогического состава и психологов, "Травля" ребенка в классе, обсуждение ребенка в мессенджерах и т.д.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2021),
1. Педагогические работники обязаны:
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" ,
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
А у вас получается, школа не помогает, а "Выживает" ребенка, который нуждается в помощи не только со стороны родителей, но и педагогов (школы).
Поэтому, подавайте жалобу в Отдел образования вашего города, укажите все обстоятельства, указанные в вашем вопросе, все нарушения, НО именно те, которые касаются школы.
Желательно приложить доказательства, которые у вас имеются - это смс, записи звонков, тетради и т.д.
2. Что касается родителей в группе:
Определите "Заводилу" и подайте иск в суд о защите чести и достоинства.
Сравнивать вашего ребенка с отрицательным персонажем, мало того, указывать на то, что ребенок опасен - некорректно и незаконно.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ,
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Взыскивайте моральный вред (ст. 151 ГК РФ).
3. При личных встречах с педагогическим составом указывайте на то, что вы предпринимаете все действия по воспитанию свого ребенка, а школа, напротив - нарушает ФЗ "Об образовании", согласно которого, они должны оказывать помощь, а не "Угнетать" ребенка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
4. Исключить из школы вас не имеют права без вашего согласия, даже при нарушении дисциплины, так как вашему ребенку НЕТ 15 лет.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Без вашего согласия, ребенка на второй год не оставят.
5. На индивидуальное обучение, ребенка могут перевести только с вашего согласия.
6. Есть еще семейное образование, но я не рекомендую вам на него переходить.
При семейном образовании, вся ответственность ложится на плечи родителей.
7. НЕТ, инвалидность никаким образом не может отрицательно отразиться на ребенке и обучении.
Дети - инвалиды, пользуются такими же правами, как и дети без установления такого статуса.
Всех благ Вам и огромного терпения!
Делайте все возможное, но ребенка не переводите в школу 8 вида.
Вы родители, и я уверена, что вы желаете только самого хорошее своему ребенку, когда посчитаете нужным - то переведете его, а пока боритесь.
СпроситьЗдравствуйте!
1) Вы вправе подать жалобу из вашего вопроса.
2) Можно поговорить с руководством учреждения.
3) Лучше быть честной и открытой к диалогу.
4) Нет оснований исключить из за возраста ребенка.
5) Не может школа направить.
6) Продолжать учиться в школе.
7) Есть конечно. Не сможет быть военным например.
8) Может продолжить обучение бесплатно. Так как первое образование гарантирунтся бесплатно.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
СпроситьСпасибо большое за такой подробный и ясный ответ. Я бы хотела уточнить очень беспокоящих два момента.
1) В 4 классе будет проводиться аттестация, если ребенок ее не сдаст и не сможет пересдать, школа все же вроде бы имеет право оставить его на второй год?
2) Наша репетиторка (проработавшая в образовании всю жизнь) выразила опасение, что из-за нового диагноза, даже если ребенок успешно пройдет аттестацию в 4 классе, при переходе в 5 класс нам могут отказать. Аргумент: в школе нет класса для детей с диагнозом умственная отсталость, поэтому есть лишь вариант индивидуального обучения; так как классы сформированы из учеников с ЗПР (на основании чего мы и были зачислены в школу). Это действительно так или это наоборот противоречит закону?
СпроситьЗдравствуйте!
Давайте по порядку.
1. Нет. Не может школа оставить его на второй год, если родители не согласны.
2. Вам также не могут отказать при переходе в 5 класс. Это противоречит закону.
СпроситьОтвечу по пунктикам ваших вопросов:
1. Если ребенок не сдаст аттестацию, то в 4 классе (без вашего согласия) его все равно не оставят на второй год, так как согласно ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации",
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Получается, что условно вас переведут, но вы должны будете все равно постараться сдать аттестацию.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Простыми словами:
Пока вы не дадите разрешение на оставление ребенка на повторное обучение или перевод на индивидуальное, вам должны дать возможность устранить академическую задолженность.
НО РЕБЕНОК ВСЕ РАВНО ПЕРЕВОДИТСЯ В ДРУГОЙ КЛАСС, УСЛОВНО.
2. Анастасия, репетитор не совсем права.
Да, действительно, школа может вас вводить в заблуждение и просить (НЕ ТРЕБОВАТЬ) перевести ребенка либо в школу 8 вида, либо на индивидуальное обучение.
НО, все это носит рекомендательный характер.
У нас и ФЗ "Об образовании", и статья 63 СК РФ гласит о том, что родители имеют ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ право на обучение и воспитание своих детей.
3. В обычных школах есть детки с ЗПР, в школах интернатах с ЗПР есть детки с УО. Именно родители принимают решение, где будет учиться их ребенок.
Да, возможно преподавателям сложно, поэтому они и пытаются всеми способами "Избавиться" от таких детей, но это противоречит законодательству.
Силой не имеют права "Выживать" ребенка.
Пока родители САМИ не примут решение - ребенок будет заниматься там, где он есть, даже при наличии рекомендаций ПМПК.
Спросить