Законность штрафов за возврат авиабилетов - интерпретация статьи Воздушного кодекса РФ

• г. Москва

Многие авиакомпании устанавливают штрафы за добровольный возврат билетов, нередко превышающие стоимость самих билетов. Однако ст. 108 п. 1 Воздушного кодекса РФ говорит, что «если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс». Означает ли это, что штрафы за заблаговременный возврат незаконны и можно требовать возврата полной стоимости билета? Или штраф может взиматься параллельно с возвратом платы и данная статья его не запрещает?

Читать ответы (11)
Ответы на вопрос (11):

Нет, не означает, поскольку в самой статье указано, что деньги возвращаются за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Другое дело, из чего складывается эта сумма. Но это уже другая история.

Спросить

Интересно, какие авиакомпании устанавливают штрафы? Первый раз об этом слышу))) Есть невозвратный тариф, при котором проездная плата не возвращается, за исключением форс мажора. Такой билет изначально стоит дешевле.

Спросить

Чего непонятного? Авиакомпания должна обосновать свои расходы, но в это в случае, если дело дойдет до суда. Поэтому обращайтесь в суд, если не согласны с суммой так называемого штрафа, хотя по своей природе это вовсе не штраф.

Спросить

Не очень понятно, какие фактические расходы может понести перевозчик за пару недель до полёта (а штрафы применяются независимо от того, когда была подана заявка на возврат).

Спросить

О каких штрафах Вы говорите? Приведите конкретный пример и название авиакомпании.

Спросить

Например, Аэрофлот:

www.aeroflot.ru

2600 рублей для возвратных тарифов группы «Оптимум». Из мелких — РусЛайн: www.rusline.aero

4500 рублей для возвратных тарифов группы «Специальные».

Спросить

И где Вы увидели ШТРАФЫ? Это сбор за услугу по переоформлению. Не нужно путать такие юридически значимые понятия, как штраф, т.е. мера наказания, и оплата за услугу.

Спросить

Разумеется, Вы абсолютно правы. К сожалению, это никак не приближает меня к ответу на изначальный вопрос.

Спросить

В ответ на: «Чего непонятного? Авиакомпания должна обосновать свои расходы, но в это в случае, если дело дойдет до суда. Поэтому обращайтесь в суд, если не согласны с суммой так называемого штрафа, хотя по своей природе это вовсе не штраф»

Ну конечно, это не штраф. Непонятно только то, как эти сборы существуют, если Воздушный кодекс их действительно запрещает.

Спросить

Почему Вы решили, что запрещает ВК РФ эти сборы? Согласно ст. 103 ВК РФ,

Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил

п.230.1

Перерасчет провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698).

Также смотрим Приказ Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.07.2014) "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации...

97. Неустойка взимается с пассажира при возврате пассажиру провозной платы в следующих случаях:

а) при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика менее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс..

100. Неустойка устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25 процентов уплаченной пассажиром за перевозку провозной платы, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, а в случае, если перевозка была выполнена частично, - в размере не более чем 25 процентов суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки.

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

(см. текст в предыдущей редакции)

93. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс:

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187)

(см. текст в предыдущей редакции)

сбор иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности, аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру;

сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются.

101. Расчет стоимости невыполненной части перевозки при отказе от тарифного компонента производится на основании примененного тарифа.

104. Размер неустойки может устанавливаться перевозчиком дифференцированно по условиям применения тарифов.

При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки,[u][/u] осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ регламентирует свободу договора, - ст. 421 ГК РФ.

Таким образом, все регламентировано и все законно.

Спросить

Вот теперь ситуация проясняется. Мне всё ещё кажется странным, что федеральный закон говорит «пассажиру возвращается провозная плата», а подзаконный акт разрешает за этот возврат взимать другую плату, сколь угодно большую («плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа» из п. 93 Правил формирования тарифов).

Однако похоже, что ничего с этим не поделать, по крайней мере без попыток оспорить соответствие этих правил законодательству. Спасибо, что нашли в итоге ответ на мой вопрос, хоть он и оказался не в мою пользу.

Спросить