«Поставили неправильный диагноз - искажения в оценке здоровья пациента в больнице»
В больнице поставили неправильный диагноз на глаза. Говорили на мой диагноз, что он неизлечим и я всегда буду ходить с красными глазами, в очках, с болью и иногда резью в глазах. Не видели проблемы, причем несколько раз обращался к их врачам, и все говорили одно и то же. Потом по своему характеру не поверив им, решил лечиться самостоятельно и понял, что проблема была в другом и что мои глаза могут быть здоровыми (мне 24 только начинаю жить и не хотелось ставить крест на себе, как сказано выше). Есть все документы, подтверждающие их некомпетентность. Могу ли я подать в суд на них потребовать компенсацию за возможно испорченную жизнь?
Пациент вправе потребовать с медицинской организации компенсации, если медучреждение некачественно оказало услуги либо неправильно установило диагноз. Согласно разъяснению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, доказывать качество оказания медпомощи должна сама больница, а не пациент или его родственники.
Александр Саверский.
Статья по теме
Будут ли наказывать пациентов за проблемы со здоровьем?
Как разъяснил Верховный суд, со стороны пациента требование о компенсации должно быть основано на факте некачественной медпомощи. Например, пациент может заявить, что врачи не провели необходимые обследования для постановки точного диагноза, что повлекло ненадлежащее и несвоевременное лечение и привело к ухудшению состояния его здоровья. Ответчик при этом должен доказать отсутствие своей вины в причинении как вреда здоровью пациента, так и в причинении ему морального вреда при оказании медицинской помощи. На какую компенсацию может рассчитывать пациент?
При рассмотрении дел о компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства, свидетельствующие о причинении пациенту физических, нравственных страданий, в частности переживаний, связанных с опасением за жизнь и здоровье из-за неправильного диагноза и назначенных препаратов.
«Размер компенсации может установить только суд с учетом всех факторов, а именно наличия причинно-следственных связей между действиями врача и наступившими последствиями. Неверный диагноз — это очень общее понятие. Здесь важно понимать, к чему привела постановка такого диагноза, сказался ли данный диагноз на ухудшении состояния пациента и т. д. Если это так, то суд оценивает, в каком объеме были нравственные и физические страдания у пациента, поскольку здесь все-таки не нужно доказывать сам факт нравственных страданий, но их размер как раз устанавливает суд, исходя из требований разумности и справедливости. И последний фактор — это наличие вины врача, в данном случае не врача, а медицинской организации, поскольку за действия сотрудника по закону отвечает юридическое лицо. И, соответственно, суд также должен установить, были ли учтены все возможности предотвратить постановку неверного диагноза, то есть имелись ли со стороны медицинской организации виновные действия. Одно дело, если это добровольное заблуждение врача и нет виновных действий, другое — когда врач просто пренебрег какими-то необходимыми действиями. То есть говорить о том, какая будет сумма компенсации, не представляется возможным, поскольку ее размер в каждом конкретном случае устанавливается судом», — разъясняет юрист Центра медицинского права Андрей Карпенко.
Что нужно, чтобы потребовать компенсацию и вернуть средства?
Для того чтобы требовать компенсации, у пациента на руках должны быть документы, в которых записано, какой диагноз поставил врач и какие лекарства и процедуры назначались. Пациент также может взять заключение врачей в другой клинике, подтверждающее последствия, которые наступили в результате постановки неверного диагноза и неправильного лечения. В случае постановки неверного диагноза и неправильного лечения пациент может потребовать взыскать с медицинского учреждения возмещение расходов на лечение, проезд, а также компенсацию морального вреда. По решению суда клиника также должна возместить все расходы за проведение медицинской экспертизы и юридические консультации.
«Но следует учитывать, что наши суды не склонны завышать размеры компенсаций. Естественно, если судом принято решение в пользу пациента, то суд вправе рассмотреть судебные расходы и возложить на ответчика их, а также затраты пациента. Если пациент получал медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования (ОМС), то понятно, что такие расходы ему никто не компенсирует. А если пациент лечился за счет личных средств и если, опять-таки, суд установит, что услуги были оказаны ненадлежащим образом, то тогда суд вправе обязать ответчика признать договор оказания медицинских услуг неисполненным и обязать ответчика вернуть всю сумму, либо возможен вариант частичного возврата средств», — говорит Карпенко.
По словам эксперта, вернуть средства могут только за ненадлежаще оказанные услуги, а те, которые были оказаны должным образом в рамках закона о защите прав потребителей, компенсации не подлежат. «Услуги, оказанные ненадлежащим образом, признаются таковыми, если недостатки признаны существенными, а вот что такое существенные недостатки, закон о защите прав потребителей не устанавливает. Только суд устанавливает, существенные они или нет. Поэтому возможны разные варианты событий, пациенту всегда кажется, что они (недостатки) существенные, даже если ни к каким последствиям это не привело, а суды иногда придерживаются иной точки зрения», — говорит Карпенко.
Сколько стоит жизнь. Как нужно решать проблему врачебной халатности?
Подробнее
Какую сумму можно потребовать с ответчика за моральный вред?
Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются, как правило, в пределах до 2 млн руб., а средняя компенсация колеблется в пределах 20 000–500 000 руб. Размер суммы определяет суд.
СпроситьУ Вас имеется такое право. Данное право закреплено Конституцией РФ ст.46. Можете доказать, что был неправильно поставлен диагноз, предоставьте в суд заключение другого врача в подтверждение. При доказательстве неверно поставленного диагноза, имеете полное право взыскать материальный и моральный вред с мед. учреждения.
Спросить